Нанесение вреда экологии и санитарно-эпидемиологической обстановке



Дело № 12-223/10

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

г. Можга УР дд.мм.гггг.

Судья Можгинского городского суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР К***,

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Пастухова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Шушакова Г.А., <данные изъяты> года рождения, проживающей по адресу: <***>,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора по Удмуртской Республике по охране природы от дд.мм.гггг. Шушакова Г.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в следующем.

В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР проведена плановая комплексная проверка соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающий среды ЗАО «<данные изъяты>» (далее по тексту <данные изъяты>»), расположенного по адресу: <***>. По результатам проверки составлен акт №***/Э-34/З-36/Н от дд.мм.гггг.

В ходе проверки установлено, что в процессе осуществления собственной хозяйственной деятельности ЗАО «<данные изъяты>» образуются отходы производства и потребления 1, 3, 4, 5 классов опасности:

- 1 класс опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода 3533010013011),

- 3 класс опасности: масла моторные отработанные (код отхода 5410020102033), масла трансмиссионные отработанные (код отхода 5410020602033), отработанные масляные фильтры (код отхода 5490000001033), аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом (код отхода 9211010213013), остатки керосина, потерявшего потребительские свойства (код отхода 5410110002033), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масла 15%),

- 4 класс опасности: покрышки отработанные (код отхода 5750020213004), абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металлов менее 50%), обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства (код отхода 1470060113004), шлак сварочный (код отхода 3140480001994), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код отхода 9120040001004), отходы выгребных ям (код отхода 9510000000004),

- 5 класс опасности: остатки и огарки стальных сварочных электродов (код отхода 3512160101995), тормозные колодки отработанные (код отхода 3515050001995), абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (код отхода 3140430201995), лом черных металлов (код отхода 3513010001995), лом алюминия несортированный (код отхода 3531010101995), стружка черных металлов незагрязненная (код отхода 3513200001995), опилки натуральной чистой древесины (код отхода 1711060101005), золошлаки от сжигания углей (код отхода 31300201011995), стружка натуральной чистой древесины (код отхода 1711060201005), бой строительного кирпича (код отхода 3140140401995), отходы бетона, железобетона (отходы бетонной смеси) (код отхода 3140270001005), отходы бетона, железобетона (отходы некондиционных ЖБИ), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код отхода 9120100100005), прочие коммунальные отходы (смет с территории) (код отхода 9900000000005).

Класс опасности указанных отходов установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 786, с изменениями от 30.07.2003 г.

Приказом генерального директора по предприятию №*** от дд.мм.гггг. назначены ответственные лица за обращение с опасными производственными отходами, в том числе, начальник автотранспортного цеха С***, начальник электроцеха М***

При этом указанные лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Шушакова Г.А. с данным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что при наложении взыскания не было учтено, что в связи с финансовыми затруднениями на предприятии, денежных средств на профессиональную подготовку начальника автотранспортного цеха С***, начальника электроцеха М*** на право работы с отходами I-IV класса не выделялось. Вся работа с отходами осуществлялась инженером по охране труда, технике безопасности и экологии Г***, которая является единственным лицом, ответственным за организацию вывоза опасных отходов и обращение с ними. Г*** имеет свидетельство №*** от дд.мм.гггг. на право работы с отходами I-IV классов опасности и свидетельство №*** от дд.мм.гггг. об окончании учебного курса «Определение фактического образования загрязняющих веществ на предприятии».

Правонарушение, вменяемое Шушакова Г.А., не образует состава, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, т.к. отсутствует нарушение определенного вида норм, невыполнение которых непосредственно влечет нанесение вреда экологии и санитарно-эпидемиологической обстановке.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в результате проверки, проведенной на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по УР от дд.мм.гггг. №***-П. Предметом проверки являлось «соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), использования и охраны земель». При этом в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. на ЗАО «<данные изъяты>» Министерством природных ресурсов УР уже была проведена проверка, предметом которой являлось «соблюдение обязательных требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды». В связи с чем, использование результатов проверки является недопустимым согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, п. 5 ст. 3 Федерального закона от дд.мм.гггг. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебное заседание Шушакова Г.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании защитник Пастухов А.А. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Росприроднадзора по УР К*** с доводами жалобы не согласился, и пояснил, что в силу положений статьей 39, 51 и 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», преамбулы, статей 1 и 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» требования ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются экологическими требованиями. Генеральный директор ЗАО «<данные изъяты>» Шушакова Г.А. привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не за отсутствие на предприятии должностного лица, имеющего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности, а за допуск к работе с такими отходами других лиц - С*** и М*** (при наличии на предприятии должностного лица, имеющего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами I-IV класса опасности).

В соответствии с пунктом 17 приказа ЗАО «<данные изъяты>» №*** от дд.мм.гггг. «Об организации работы по охране окружающей среды от промышленных выбросов, загрязняющих веществ» должностными лицами, ответственными за организацию сбора, хранения и сдачу вторичного сырья и отходов предприятию «<данные изъяты>» и другим предприятиям вторсырья, потребителям, назначены:

по автопарку ЗАО «<данные изъяты>» - С***,

по электроцеху - М***

Как С***, так и М*** не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами, что является нарушением ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Управлением Росприроднадзора по УР плановая выездная проверка в отношении ЗАО «<данные изъяты>» была запланирована, организована и проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пункту 323 «Списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории <***>, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утв. Приказом Минприроды РФ от дд.мм.гггг. №***, ЗАО «<данные изъяты>» является объектом федерального государственного экологического контроля.

Управление Росприроднадзора по УР является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим функции Росприроднадзора на территории Удмуртской Республики.

Проверка соблюдения ЗАО «<данные изъяты>» обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Удмуртской Республики может быть предметом проверки только Росприроднадзора или Управления Росприроднадзора по УР. Другие органы исполнительной власти, в том числе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по УР, полномочий по осуществлению федерального государственного экологического контроля не имеют.

Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг. актом проверки №***/э-34/З-36/Н Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике установлено, что приказом №*** от дд.мм.гггг. «Об организации работы по охране окружающей среды от промышленных выбросов, загрязняющих веществ» генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» Шушакова Г.А. должностными лицами, ответственными за организацию сбора, хранения и сдачу вторичного сырья и отходов предприятию «<данные изъяты>» и другим предприятиям вторсырья, потребителям, назначены: по автопарку С***, по электроцеху - М***

В процессе осуществления собственной хозяйственной деятельности ЗАО «<данные изъяты>» образуются отходы производства и потребления 1, 3, 4, 5 классов опасности.

С*** и М***, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами, что является нарушением п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; и т.д. в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.

Согласно Уставу ЗАО «<данные изъяты>» руководство текущей деятельностью общества осуществляет генеральный директор, который без доверенности действует от имени общества. Генеральный директор издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (пункты 16.1, 16.4 Устава).

Приказом №*** от дд.мм.гггг. генеральным директором ЗАО «<данные изъяты>» назначена Шушакова Г.А.

При рассмотрении дела государственным инспектором Управления Росприроднадора по УР были установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства подтверждаются: приказом №*** от дд.мм.гггг., протоколом об административном правонарушении, актом проверки от дд.мм.гггг., приказом о назначении генерального директора и другими материалами дела.

Оснований сомневаться в достоверности изложенных доказательств у судьи не имеется. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено правомочным лицом, законно, при наличии достаточных доказательств, в соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 23.3, 29.10 КоАП РФ.

Состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, поэтому доводы жалобы о том, что должно быть невыполнение определенного вида норм, которое влечет нанесение вреда экологии и санитарно-эпидемиологической обстановке, являются несостоятельными.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, связанным с соблюдением экологических требований при обращении с отходами, которые сами по себе могут создавать угрозу для общества. Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок охраны окружающей среды и здоровья населения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Следовательно, нарушение требований указанного закона является нарушением экологических требований.

Доводы жалобы о том, что фактически на предприятии вся работа с отходами осуществлялась Г***, имеющей соответствующую профессиональную подготовку, не освобождают Шушакова Г.А. от административной ответственности.

В возражениях на жалобу руководителем Управления Росприроднадзора по УР правомерно указано, что Шушакова Г.А. привлечена к административной ответственности не за отсутствие у ЗАО «<данные изъяты>» должностного лица, имеющего профессиональную подготовку согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 89-ФЗ, а за допуск к работе с отходами I-IV класса опасности других лиц - С*** и М***

В жалобе Шушакова Г.А. указывает, что в связи с финансовыми затруднениями на предприятии, денежных средств на профессиональную подготовку С*** и М***, не выделялось.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом требований действующего законодательства, при отсутствии профессиональной подготовки указанных лиц согласно требованиям п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, Шушакова Г.А. не вправе была допускать их к работе путем вынесения приказа №*** от дд.мм.гггг., что свидетельствует о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей.

У судьи не имеется оснований для признания акта проверки №***/Э-34/З-36/Н от дд.мм.гггг. недопустимым доказательством. Нарушений требований пункта 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ при проведении плановой выездной проверки не установлено.

Так, приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг. №***-П назначена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «<данные изъяты>».

В данном случае Управление Росприроднадзоа по УР осуществляло полномочия федерального государственного экологического контроля согласно пункту 2 ст. 65 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункту 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400.

Тогда как, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды.

Проведение плановой проверки Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике не дублировало плановую проверку Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Судья оценивает все изложенные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и приходит к выводу об установлении факта несоблюдения Шушакова Г.А. экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, т.е. о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Наказание назначено Шушакова Г.А. с учетом личности, в пределах санкции статьи, в минимальных размерах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадора по УР от дд.мм.гггг. в отношении Шушакова Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения; жалобу Шушакова Г.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья- Кожевникова Ю.А.