Не была выполнена экспертиза запасов подземных вод



Дело № 12-232/10

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

<***> УР дд.мм.гггг.

Судья Можгинского городского суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР Л***,

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Пастухова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Шушакова Г.А., <данные изъяты> года рождения, проживающей по адресу: <***>,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора по геологическому контролю по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг. Шушакова Г.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 35000 рублей.

Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в следующем.

дд.мм.гггг. при выезде Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР на объект проверки установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» (далее по тексту ЗАО «<данные изъяты>»), расположенное по адресу: <***>, осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных пресных вод для технологического обеспечения водой промышленного объекта и хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.

Право пользования недрами оформлено лицензией ИЖВ 00769 ВЭ.

Указанная лицензия выдана с целью добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленного объекта и хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Лицензия зарегистрирована в территориальном агентстве по недропользованию по Удмуртской Республике дд.мм.гггг., в реестре за № ИЖВ 00769 ВЭ, срок окончания действия лицензии дд.мм.гггг. Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр с целью добычи питьевых подземных вод в <***> Республики от дд.мм.гггг. (далее по тексту - лицензионное соглашение).

Водозабор представлен двумя скважинами №№ 1817, 2607. Водоносный комплекс, представляемый для эксплуатации: верхнепермский (казанский, Р kz).

Скважина №*** расположена на территории кирпичного цеха ЗАО «<данные изъяты>» по адресу: <***>. Скважина действующая, на момент проверки эксплуатировалась.

Скважина №*** расположена на <***>, в 300 м на северо-восток от административного здания ЗАО «<данные изъяты>». Скважина действующая, на момент проверки эксплуатировалась.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Однако в ходе проверки установлено, что недропользователю необходимо было провести в срок до дд.мм.гггг. в соответствии с п. 6.2 ст. 6, п. 8.1.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ, государственную экспертизу запасов подземных вод по эксплуатационным скважинам №№ 1817, 2607 в установленном порядке.

На момент проверки государственная экспертиза запасов подземных вод не была выполнена, что является нарушением п. 6.2 ст. 6, п. 8.1.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ - «проведение государственной экспертизы запасов подземных вод в установленном порядке», «обеспечение выполнения в полном объеме и в установленные сроки мероприятий по рациональной эксплуатации и охране подземных вод, изложенных в статье 6 настоящего соглашения»,- и, соответственно, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Кроме того, в срок до дд.мм.гггг. в соответствии с п. 6.2 ст. 6, пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ, на ЗАО «<данные изъяты>» возложена обязанность по составлению и согласованию проекта водозабора в установленном порядке. На момент проверки проект водозабора по эксплуатационным скважинам №***, 2607 не выполнен, что является нарушением п. 6.2 ст. 6, пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ - «составление и согласование проекта водозабора в установленном порядке», «обеспечение выполнения в полном объеме и в установленные сроки мероприятий по рациональной эксплуатации и охране подземных вод, изложенных в статье 6 настоящего соглашения», - и, соответственно, п. 10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Кроме того, гидрорежимные наблюдения осуществляются не в полном объеме (не ведутся замеры уровня воды в скважинах №№ 1817, 2607, отсутствует журнал гидрорежимных наблюдений), что является нарушением п. 6.2 ст. 6, пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ - «организация и ведение мониторинга состояния недр», «обеспечить выполнения в полном объеме и в установленные сроки мероприятий по рациональной эксплуатации и охране подземных вод, изложенных в статье 6 настоящего соглашения», - и, соответственно, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Кроме того, отчеты о недропользовании не предоставляются в Управление по недропользованию по Удмуртской Республике, что является нарушением пп. 8.1.5 п. 8.1 ст. 8 лицензионного соглашения лицензии ИЖВ 00769 ВЭ - «предоставлять безвозмездно в «Удмуртнедра» и другие компетентные органы в сфере недропользования отчет по установленной форме о водоотборе, выполнении мероприятий по пункту 6.2 настоящего соглашения», и, соответственно п. 10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

В нарушение указанных требований закона, на момент проверки ЗАО «<данные изъяты>» осуществляло пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод из скважин №№ 1817, 2607, не выполнив названные лицензионные условия.

Так, по данным предприятия, суммарный объем добычи воды из скважины №*** в 2009 году составил 10831 куб. метров; 1, 2 квартал 2010 г. - 323 куб. метра; из скважины №*** в 2009 г. - 17069 куб. метров, 1, 2 квартал 2010 г. - 2237 куб. метра.

Нарушение ЗАО «<данные изъяты>» требований условий лицензии ИЖВ 00769 ВЭ на право пользования недрами является результатом ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, а также требований законодательства РФ в сфере недропользования со стороны должностного лица - генерального директора Шушакова Г.А.

Шушакова Г.А. с данным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что при наложении взыскания не были учтены смягчающие обстоятельства, заключающиеся в том, что на предприятии не было превышения расхода воды из скважин свыше установленного лицензией уровня, и, что питьевого снабжения населения из данных скважин не производится.

В условиях лицензионного соглашения не сказано, что на ЗАО «<данные изъяты>» должен вестись журнал гидрорежимных наблюдений. Фактически контроль уровня воды на предприятии регулярно производится, но без составления журнала.

В соответствии с п. 10 Приказа №*** от дд.мм.гггг. работа со скважинами закреплена за начальником ПСГХ. Контроль за исполнением приказа возложен на главного инженера. В связи с чем, вина генерального директора Шушакова Г.А. в административном правонарушении отсутствует.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в результате проверки, проведенной на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по УР от дд.мм.гггг. №***-П. Предметом проверки являлось «соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), использования и охраны земель». При этом в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. на ЗАО «<данные изъяты>» Министерством природных ресурсов УР уже была проведена проверка, предметом которой являлось «соблюдение обязательных требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды». В связи с чем, использование результатов проверки является недопустимым согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, п. 5 ст. 3 Федерального закона от дд.мм.гггг. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебное заседание Шушакова Г.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании защитник Пастухов А.А. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Росприроднадзора по УР Л*** с доводами жалобы не согласилась, и пояснила, что неотъемлемой частью лицензии ИЖВ 00769 ВЭ, выданной ЗАО «<данные изъяты>» являются:

1) заявка на получение лицензии на право пользования недрами от дд.мм.гггг. на двух листах с семнадцатью текстовыми (№№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17) и одним графическим (№***) приложениями;

2) приказ Территориального агентства по недропользованию по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг. №*** на одном листе;

3) лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр в городе Можге Удмуртской Республики с целью добычи питьевых подземных вод от дд.мм.гггг. на семи листах.

Согласно пункту 5 приложения №*** к заявке на получение лицензии на право пользования недрами от дд.мм.гггг. с наименованием «программа мероприятий по рациональной эксплуатации подземных вод», которая утверждена генеральным директором ЗАО «Можгинский КПП Шушакова Г.А., одним из мероприятий по рациональной эксплуатации подземных вод является - постоянное ведение журналов наблюдений в соответствии с формой, согласованной с государственным учреждением «Удмуртгеолцентр».

Издание приказа №*** от дд.мм.гггг. «Об организации работы по охране окружающей среды от промышленных выбросов, загрязняющих веществ» и назначение ответственных лиц по надзору за водопользованием, ведению документации, хранению паспортов и нормативных документов (пункт 10 приказа) и контролю за исполнением приказа (пункт 22 приказа) не освобождает от контроля за исполнением указанного приказа со стороны генерального директора Шушакова Г.А.

Лица, назначенные приказом ответственными, по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ не являются должностными.

Управлением Росприроднадзора по УР плановая выездная проверка в отношении ЗАО «<данные изъяты>» была запланирована, организована и проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от дд.мм.гггг. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пункту 323 «Списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории <***>, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утв. Приказом Минприроды РФ от дд.мм.гггг. №***, ЗАО «<данные изъяты>» является объектом федерального государственного экологического контроля.

Управление Росприроднадзора по УР является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим функции Росприроднадзора на территории Удмуртской Республики.

Проверка соблюдения ЗАО «Можгинский КПП» обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Удмуртской Республики может быть предметом проверки только Росприроднадзора или Управления Росприроднадзора по УР. Другие органы исполнительной власти, в том числе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по УР, полномочий по осуществлению федерального государственного экологического контроля не имеют.

Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг. актом проверки №***/э-34/З-36/Н Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» имеет лицензию ИЖВ 00769 ВЭ, выданную дд.мм.гггг. сроком по дд.мм.гггг., на право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленного объекта и хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Водозабор представлен двумя скважинами №№ 1817, 2607.

Пунктом 6.2 ст. 6 лицензионного соглашения предусмотрено - выполнение мероприятий по рациональной эксплуатации и охране подземных вод, а именно проведение государственной экспертизы запасов подземных вод в установленном порядке в срок до дд.мм.гггг., составление и согласование проекта водозабора в установленном порядке в срок до дд.мм.гггг., организация и ведение мониторинга состояния недр (в соответствии с п.п. 2, 3 приложения №*** к заявке) в течение срока действия лицензии.

Подпунктом 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 лицензионного соглашения предусмотрено, что владелец лицензии обязуется обеспечить выполнение в полном объеме и в установленные сроки мероприятий по рациональной эксплуатации и охране подземных вод, изложенных в статье 6 настоящего соглашения.

Кроме того, владелец лицензии обязуется предоставлять безвозмездно в «Удмуртнедра» и другие компетентные органы в сфере недропользования: отчет по установленной форме о водоотборе, выполнении мероприятий по пункту 6.2 настоящего соглашения в срок до 15 января каждого года, следующего за отчетным.

Программой мероприятий по рациональной эксплуатации подземных вод предусмотрено ведение гидрорежимных наблюдений в течение срока действия лицензии (пункт 3 Приложения №*** к заявке от дд.мм.гггг.) При этом документацией, подтверждающей ведение указанных наблюдений, установлен журнал наблюдений в соответствии с формой, согласованной с государственным учреждением «Удмуртгеолцентр» (пункт 5 Приложения №***)

Указанные лицензионные условия ЗАО «<данные изъяты>» не выполняются.

1) Государственная экспертиза запасов подземных вод по эксплуатационным скважинам №№ 1817, 2607 не выполнена,

2) Не составлен и не согласован проект водозабора,

3) Гидрорежимные наблюдения в скважинах осуществляются не в полном объеме, а именно не ведутся замеры динамического и статического уровня воды, журналы гидрорежимных наблюдений отсутствуют,

4) Отчеты о недропользовании не предоставляются в ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды УР («Удмуртгеолцентр»).

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ № 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия (ст. 12 Закона РФ № 2395-1).

Обязанности пользователя недр предусмотрены ст. 22 Закона РФ № 2395-1, одним из которых является выполнение условий, оговоренных в лицензии.

Факты неисполнения условий лицензионного соглашения подтверждаются: протоколами об административном правонарушении №№ 109, 110, актом проверки от дд.мм.гггг., лицензией и другими материалами дела.

Согласно Уставу ЗАО «<данные изъяты>» руководство текущей деятельностью общества осуществляет генеральный директор, который без доверенности действует от имени общества. Генеральный директор издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (пункты 16.1, 16.4 Устава).

Приказом №*** от дд.мм.гггг. генеральным директором ЗАО «<данные изъяты>» назначена Шушакова Г.А.

При рассмотрении дела государственным инспектором Управления Росприроднадора по УР были установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в достоверности изложенных доказательств у судьи не имеется. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено правомочным лицом, законно, при наличии достаточных доказательств, в соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 23.3, 29.10 КоАП РФ.

Лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 49 Закона РФ №***).

Доводы жалобы о том, что у ЗАО «<данные изъяты>» отсутствует обязанность по ведению журнала гидрорежимных наблюдений, являются несостоятельными.

Приложение №*** к заявке от дд.мм.гггг. является неотъемлемой составной частью выданной лицензии серии ИЖВ 00769 ВЭ.

В возражениях на жалобу руководителем Управления Росприроднадзора по УР правомерно указано, что издание генеральным директором Шушакова Г.А. приказа №*** от дд.мм.гггг. «Об организации работы по охране окружающей среды от промышленных выбросов, загрязняющих веществ» и назначение ответственных лиц по надзору за водопользованием, ведению документации, хранению паспортов и нормативных документов, а также контролю за исполнением приказа, не освобождает от контроля и принятия соответствующих мер за исполнением требований законодательства генерального директора Шушакова Г.А.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно: Шушакова Г.А. не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не был обеспечен контроль за соблюдением условий лицензионного соглашения. Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, не имеется.

У судьи не имеется оснований для признания акта проверки №***/Э-34/З-36/Н от дд.мм.гггг. недопустимым доказательством. Нарушений требований пункта 5 ст. 3 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 294-ФЗ при проведении плановой выездной проверки не установлено.

Так, приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг. №***-П назначена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «<данные изъяты>».

В данном случае Управление Росприроднадзоа по УР осуществляло полномочия федерального государственного экологического контроля согласно пункту 2 ст. 65 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункту 3 Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг. №***.

Тогда как, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды.

Проведение плановой проверки Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике не дублировало плановую проверку Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Судья оценивает все изложенные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и приходит к выводу об установлении факта пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, т.е. о наличии в действиях Шушакова Г.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

В постановлении о назначении административного наказания правильно указано, что лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.

На момент проведения проверки ЗАО «<данные изъяты>» осуществляло пользование недрами, не выполнив названные лицензионные условия.

Следовательно, со дня обнаружения административного правонарушения (то есть с дд.мм.гггг.) начал течь срок давности привлечения к административной ответственности.

В данном случае постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, судья считает, что постановление государственного инспектора подлежит изменению в части назначения наказания.

Санкцией ч. 2 статьи 7.3 предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Шушакова Г.А. за совершение вышеуказанного правонарушения подвергнут штрафу в размере 35000 рублей.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приведены в ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающим обстоятельством обстоятельство, не указанное в КоАП РФ.

Государственный инспектор в постановлении указал, что обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение правонарушения впервые. Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

В жалобе Шушакова Г.А. указала, что при вынесении постановления не учтено смягчающее обстоятельство, выразившееся в том, что на предприятии никогда не было превышения расхода воды из скважин свыше установленного лицензией уровня, питьевого снабжения населения из данных скважин не производится.

С учетом обстоятельств дела, судья также не усматривает для признания данных обстоятельств смягчающими, т.к. в указанных случаях, это было бы ещё одним нарушением условий лицензии.

Однако, исходя из обстоятельств, указанных государственным инспектором, судья приходит к выводу о том, что назначенное Шушакова Г.А. наказание в виде штрафа подлежит снижению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадора по УР от дд.мм.гггг. в отношении Шушакова Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: снизить Шушакова Г.А. размер административного штрафа до двадцати тысяч рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу Шушакова Г.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья- Кожевникова Ю.А.