Дело № 12-102/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Можга 24 мая 2011 года Судья Можгинского городского суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А., при секретаре Уразовой Е.В., с участием ст. помощника Можгинского межрайонного прокурора С***, лица, привлекаемого к административной ответственности, Миронов В.А., защитника Сажина В.А., рассмотрев жалобу Миронов В.А. на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, у с т а н о в и л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Можги от дд.мм.гггг. Миронов В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения. Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в том, что дд.мм.гггг. начальником отдела (военного комиссариата <***>м) Миронов В.А. проведена плановая проверка состояния воинского учета и бронирования в МУП МТРК «<данные изъяты>» по адресу: <***>, в нарушение требований ст. 9, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Миронов В.А. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях события административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что военные комиссариаты являются учреждениями Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов. Можгинский межрайонный прокурор при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вышел за рамки своей компетенции, нарушив требования приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 г. № 84, которым надзор за соблюдением законов должностными лицами Министерства обороны РФ осуществляет военная прокуратура. Кроме этого, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ не распространяются на правоотношения по осуществлению проверок военными комиссариатами в соответствии с Положением о военных комиссариатах. В судебном заседании заявитель Миронов В.А. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что в своей деятельности начальник военного комиссариата руководствуется Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных сил РФ по ведению воинского учета в организациях. В данных методических рекомендациях требований о согласовании проверки с органами прокуратуры не содержится. На ежегодных совместных учебах с органами прокуратуры никаких требований в части исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ к военному комиссариату не предъявлялось. Защитник Сажин В.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе. Заслушав участников процесса, ст. помощника прокурора С***, полагавшую, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, изучив материалы административного дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам. Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, образует несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что дд.мм.гггг. Военным комиссариатом <***>м проведена плановая проверка состояния воинского учета и бронирования в МУП МТРК «<данные изъяты>» по адресу: <***>. Проведение Военным комиссариатом указанной проверки в силу требований, установленных ст. 9, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 294-ФЗ, является неправомерным. А именно, начальником отдела Военного комиссариата Миронов В.А. приказ о проведении проверки в отношении МУП МТРК «<данные изъяты>» не издавался; копия приказа (распоряжения) о начале проведения плановой проверки проверяемой организации не вручалась; план проведения проверки с прокуратурой не согласовывался. В соответствии с ч. 3, 5, 6, 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ). При рассмотрении дела мировым судьей были установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: - актом проверки состояния воинского учета и бронирования в организациях от дд.мм.гггг., - справкой ст. помощника Можгинского межрайонного прокурора С*** о результатах проверки исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, - выпиской из приказа о назначении Миронов В.А. на должность, - должностной инструкцией начальника отдела военного комиссариата и другими материалами дела. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся (пункт 1, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082). Таким образом, военные комиссариаты являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, на которых возложена обязанность по проведению проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности (пункт 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, пп. 14 п. 11 Положения о военных комиссариатах, утв. Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132). Доводы жалобы о том, что требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ не распространяются на военные комиссариаты, являются ошибочными. В соответствии со статьей 1, определяющей сферу применения указанного закона, его действие распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ установлен конкретный перечень видов надзора, к которым не применяются требования Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. Проверка ведения воинского учета в организациях в данный перечень не включена. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях являются подзаконным актом и должны применяться в части не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Миронов В.А. с дд.мм.гггг. является начальником отдела (<***>). По смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица. Исходя из положений должностной инструкции, начальник отдела военного комиссариата осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (обязан организовывать служебную деятельность отдела в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ и Положением об отделе; осуществлять хозяйственную деятельность и т.д. Имеет право отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ему работниками и др.). В данном случае, Миронов В.А. не обеспечил соблюдение отделом военного комиссариата требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.4. КоАП РФ дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.6.1. КоАП РФ возбуждается прокурором. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на прокуратуру Российской Федерации надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Нахождение прокуроров в составе различных прокуратур не влияет на объем их процессуальных прав. Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 лишь разграничивает компетенцию прокуроров в зависимости от поднадзорных учреждений. Из материалов дела следует, что Можгинским межрайонным прокурором проводилась проверка исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в порядке ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1, т.е. в пределах полномочий. В ходе проверки установлено нарушение законодательства о государственном контроле, предусмотренного ст. 9, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, военным комиссариатом в отношении Муниципального унитарного предприятия МТРК «Можга». Таким образом, доводы жалобы о том, что Можгинский межрайонный прокурор действовал за рамками своей компетенции, являются несостоятельными. Учитывая вышеизложенное, вывод мирового судьи о наличии события правонарушения и виновности Миронов В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Миронов В.А. назначено наименее строгое наказание, предусмотренное санкцией статьи. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья р е ш и л: Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Можги от дд.мм.гггг. в отношении Миронов В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения. Жалобу Миронов В.А. - без удовлетворения. Решение обжалованию и опротестованию в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит. Судья- Кожевникова Ю.А.