Дело № 12-113/2012 Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации) с.Алнаши УР 04 июля 2012 г. Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гвоздиковой А.С., при секретаре Алексеевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Майковой В.П. на постановление по делу об административном правонарушении, У С Т А Н О В И Л: Постановлением государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы № от ДД.ММ.ГГГГ Майкова Вера Петровна, руководитель МБУЗ «<***>» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному взысканию виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Не соглашаясь с указанным постановлением, заявитель жалобы просит производство по делу прекратить, признать совершенное правонарушение малозначительным с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку оно не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям, интересам граждан, общества и государства. В судебном заседании Майкова В. П. поддержала доводы, изложенные в жалобе и пояснила, что она многократно обращалась в к Учредителю в Администрацию района с заявлением об изыскании денежных средств на уплату за негативное воздействие на окружающую среду, на что был дан ответ о недостаточности доходов на покрытие расходных обязательств бюджета района и невозможности выделить денежные средства. В связи с этим оплата была произведена из внебюджетного фонда, хотя расходы на эти цели из хозрасчетной деятельности ЦРБ не предусмотрены. Учитывая фактические конкретные обстоятельства дела, просит освободить от административной ответственности, полагая, что вред интересам государства, общества и граждан несвоевременным внесением платы за окружающую среду не причинен, оплата произведена с незначительной задержкой. Представитель Управления Росприроднадзора по УР У.Е.А. заявила, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ считает законным и обоснованным, о чем представила суду возражения в письменной форме. Считает, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, установлен, подтверждается материалами дела, правонарушение малозначительным не является. При рассмотрении дела Майковой В. П. не представлены доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ею правонарушения. Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого установлено, что основными видами деятельности МБУЗ «<***>» являются медицинская, фармацевтическая деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотическими и психотропными веществами, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. В учреждении имеются стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, медицинские и иные отходы, в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду учитывается сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, сверхлимитное размещение отходов. В результате хозяйственной деятельности МБУЗ «<***>» образуются отходы производства и потребления: ртутьсодержащие лампы, отработанные и бракованные люминесцентные трубки; мусор от бытовых отходов помещений организаций, медицинские отходы, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, масла моторные, шины пневматические отработанные. Таким образом, в результате основной деятельности МБУЗ «<***>» образуются, собираются и временно размещаются отходы разных классов опасности, соответственно осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами. В ходе административного расследования выявлено нарушение, выразившееся в несоблюдении требований природоохранного законодательства, а именно, в результате своей производственной деятельности, осуществляя негативное воздействие на окружающую среду, МБУЗ «<***>» несвоевременно производит плату за негативное воздействие на окружающую среду: плата за негативное воздействие за ДД.ММ.ГГГГ. в установленные сроки не внесена, что является нарушением требования ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливающей, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ год МБУЗ «<***>» нарушены ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды", приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 г. N 459 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, что квалифицировано как правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ. Установив в действиях должностного лица главного врача МБУЗ Майковой В. П. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Майковой В. П. назначено административное наказание за несвоевременное внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ). Согласно ст. 28 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 23 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ N 344 от 12.06.2003 г. "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены нормы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст.ст. 51, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым доходом бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Следовательно, МБУЗ «<***>» плата за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ должна была быть внесена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Из представленных по делу доказательств, следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду учреждением внесена с нарушением срока: за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением №. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность. Согласно ст. 8.41 КоАП РФ несоблюдение срока уплаты за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Факт совершения должностным лицом МБУЗ «Алнашская ЦРБ» административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, материалами административного дела подтвержден. Между тем, суд считает возможным применение в рассматриваемом деле положений ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Как указано в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Суд считает, что совершенное должностным лицом МБУЗ «<***>» Майковой В. П. правонарушение не несет большой общественной опасности, не создает существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам. Просрочка внесения платы является незначительной: за ДД.ММ.ГГГГ следовало уплатить до ДД.ММ.ГГГГ - уплачено ДД.ММ.ГГГГ Административное правонарушение совершено заявителем впервые, по неосторожности. Факт совершения правонарушения заявитель признает и не оспаривает. Заявителем предприняты меры по погашению задолженности за прошлые годы, большая часть задолженности погашена. Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Суд считает возможным освободить должностное лицо Майкову В. П. от административной ответственности, предусмотренной 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ограничиться устным замечанием. В ходе судебного разбирательства Майковой В. П. представлены суду доказательства многократного обращения в Администрацию МО «<***>» о включении в бюджетное финансирование средств на уплату за негативное воздействие на окружающую среду, что судом учитывается как обстоятельство, существенно уменьшающее общественную опасность совершенного административного правонарушения. Доводы административного органа о невозможности признать конкретное совершенное должностным лицом МБУЗ «<***>» правонарушение малозначительным в силу пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей несостоятельны. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 определения от 21.04.2005 N 122-О, назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП Российской Федерации общих оснований привлечения к административной ответственности. Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и тем, которые носят формальный характер. При изложенных обстоятельствах, постановление Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного врача МБУЗ «<***>» Майковой В. П. признается незаконным и подлежит отмене в силу ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного правонарушения. Руководствуясь ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, прекратить, объявить Майковой В.П. – главному врачу МБУЗ «<***>» устное замечание. Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья А.С. Гвоздикова