решение об отказе в выплатах в возмещение вреда здоровью



Дело № 2-353/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Моздок, РСО-Алания                                                                   06 июля 2010г.

Моздокский районный суд РСО - Алания, в составе: председательствующего судьи Карабахциевой О.К., с участием представителя истца Медведева А.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Григорьевой Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Дзиовой Л.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулумбекова Филиппа Николаевича к Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району РСО - Алания о перерасчете ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Кулумбеков Ф.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району РСО - Алания, в котором указал, что он в 1986г. был призван на военные сборы и с 10.07.86г. по 14.10.1986г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В декабре 1996г. органами МСЭ истец был признан инвалидом 3-ей группы в связи с заболеванием, возникшим в результате воздействия радиации с формулировкой - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы связанных с аварией на ЧАС, и ему определена утрата профессиональной трудоспособности 60%. В декабре 1997г. органами МСЭ истец был признан инвалидом второй группы, бессрочно, с определением потери трудоспособности 80%. С 20 декабря 1996г. были назначены и выплачивались суммы возмещения вреда здоровью. Считает, что среднемесячный заработок исчислен не правильно. Исходя из справки Министерства РФ по Атомной Энергии № ЧА-00794 считает доказанным, что работа по ликвидации последствии аварии на ЧАЭС является работой в условиях устойчивого изменения условий труда и он имеет право на исчисление размера возмещения вреда здоровью только за период работы в новых условиях, т.е. работы в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, полученная инвалидность признается полученной вследствие заболеваний приравненных к профессиональным. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Минтруда от 01.06.1999г. №10, лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986г. и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке установленном для лиц, признанных профбольными. Из анализа вышеизложенного следует, что при определении размера возмещения вреда здоровью истцу необходимо брать заработок за период работы в Чернобыле. С 01.04.1999г. ответчиком был исчислен размер возмещения вреда здоровью исходя из заработка работы в Чернобыле, за два полных месяца работы (август, сентябрь). Сумма заработка за данные два месяца составила 4713,34р., что подтверждается в материалах личного дела, осовремененный средний заработок истца с учетом повышающих коэффициентов определен в размере 2663.34р. Из полученного среднего заработка был рассчитан размер возмещения вреда здоровью с учетом потери трудоспособности. С 01.10.2000г. ответчиком не законно был занижен размер возмещения вреда здоровью, рассчитанный из семикратной суммы МРОТ. Кроме того, истец считает что, повышающие коэффициенты ответчиком были рассчитаны не правильно, и осовремененный средний заработок, из которого определялся размер возмещения вреда здоровью, был занижен. Так при расчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992г. необходимо было проиндексировать размер среднего заработка, который составил 2356,67 (4713,34:2), на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка (6,7), эту сумму заработка увеличить в 6 раз (т.к. увечье получено до 01.01.1991). Далее рассчитанная указанным путем сумма заработка подлежала индексации с применением следующих коэффициентов увеличения минимальных размеров пенсии за период с 01.02.1993 и до даты назначения истцу ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью на 1 мая 1996г.: 2,5, 1,9, 1,9, 1,8, 1,3, 1,8, 1,51, 1,2, 1,27, 1,2, 1,05, 1,15, 1,1. Из полученной с применением указанных коэффициентов суммы заработка надлежало рассчитать размер возмещения вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, который и подлежал в дальнейшем индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно произведенного расчета (расчет прилагается), с учетом вышеуказанных повышающих коэффициентов размер ежемесячных возмещения вреда здоровью на момент назначения составил -7925,60р. (потеря трудоспособности 60%) и 10567,47р. (потеря трудоспособности 80%). Постановлением ВС от 14 декабря 2000г. №35 определен порядок индексации размера ежемесячных возмещения вреда здоровью с 1 июля 2000 г., коэффициент 1,581, а с 1 января 2001 г. коэффициент 1,515, в дальнейшем с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, начиная с 29 мая 2004 г., предусмотрена ежегодная индексация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно расчета, размер возмещения вреда здоровью по состоянию на апрель 2010 года с учетом выше указанной индексации составил 53842,83р. В результате выплат ежемесячных возмещений вреда здоровью в меньшем размере, чем это полагалось по закону, истцу были причинены убытки. В своем Постановлении от 14 декабря 2000г. №35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел. связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом российской федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Согласно расчета, размер задолженности по выплате возмещения вреда здоровью с учетом индексации по апрель 2010г. включительно составил - 8674692,86 руб. Из произведенного расчета видно, что сумма возмещения вреда значительно выше размера компенсации, установленного пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) и истец имеет право на получение сумм возмещения вреда в большем размере, чем это предусмотрено пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1. Кроме того, просит учесть, что статья 208 ГК РФ к требованиям о перерасчете сумм ВВЗ и взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачиваются на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применению не подлежит. Кроме того, в соответствии со ст. 58 ФЗ РФ от 21 ноября 1995г № 170-ФЗ, на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Из анализа указанных правовых актов, исковые требования о возмещение вреда здоровью, причиненных радиационным воздействием, в случае признания судом требований обоснованными, должны удовлетворяться за прошлое время в полном объеме, без применения каких либо сроков и не зависимо от времени предъявления иска в суд. Просит обязать ответчика выплачивать Кулумбекову Ф.Н. за счет средств федерального бюджета, начиная с мая 2010г ежемесячные выплаты возмещения вреда в размере 53842,83 руб. Взыскать с ответчика в пользу Кулумбекова Ф.Н. за счет средств федерального бюджета, задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью в сумме 8674692,86 руб.

       Истец Кулумбеков Ф.Н. в судебное заседание не явился, представив в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

        В ходе судебного заседания представитель истца Медведев А.П. - исковые требования Кулумбекова Ф.Н. поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.              

       В ходе судебного заседания представитель ответчика Григорьева Н.Ю., исковые требования не признала и пояснила, что при исчислении ежемесячной суммы возмещения вреда отдел социальной защиты населения, куда обратился истец с заявлением, руководствовался: Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС1" (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. № 179). Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (в ред. Федерального закона от 24.11Л 995г. № 180 - ФЗ - далее Правила). При назначении ежемесячной суммы возмещения вреда истцом была представлена справка о заработной плате за период май - октябрь 1986 года, выданная АПК Моздокагропромсервис. Затем, 23 марта 1999 года были представлены две справки, выданные Министерством обороны Украины, о начисленных денежных суммах за период пребывания на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 10 января 2000 года истец представил ещё одну справку о заработной плате за период с 01.12.1995 года по 30.11.1996 год, т.е. за 12 месяцев перед установлением процента утраты трудоспособности (20.12.1996г.). При определении истцу размера ежемесячной суммы возмещения вреда были приняты все справки о заработной плате, представленные им добровольно: как за период работы на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, так и о заработной плате за 12 последних месяцев работы, предшествующих установлению процента снижения трудоспособности. Требование истца об исчислении суммы возмещения вреда из заработка за период работы на Чернобыльской АЭС неправомерно и не соответствует действующему законодательству. Управлением социальной защиты населения по Моздокскому району истцу былаошибочно назначена сумма в возмещение вреда из заработка за 2 месяца пребывания на ЧАЭС С 1 октября 2000 года размер возмещения вреда приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Между тем данных о том, что у Кулумбекова Ф.Н. в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья изменились специальность, квалификация или должность, либо имело место устойчивость изменения либо возможность изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего его имущественное положение, не имеется. В удовлетворении иска просила отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов личного дела Кулумбекова Ф.Н, представленного ответчиком следует, что впервые сумма возмещения вреда Кулумбекову Ф.Н. была назначена ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления и справки врачебно -трудовой экспертной комиссии о группе инвалидности и проценте утраты трудоспособности сер. ВТЭ - 270 .

Исчислении ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС1" (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. № 179), Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (в ред. Федерального закона от 24.11Л 995г. № 180 - ФЗ - далее Правила).

Кулумбеков Ф.Н. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 4 июля 1986 года по 14 октября 1986 года.

В материалах личного дела имеются справка о заработной плате за период май - октябрь 1986 года, выданная АПК Моздокагропромсервис. Затем, две справки, выданные 23 марта 1999 года Министерством обороны Украины, о начисленных денежных суммах за период пребывания на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; справка от 10 января 2000 года о заработной плате за период с 01.12.1995 года по 30.11.1996 год, т.е. за 12 месяцев перед установлением процента утраты трудоспособности (20.12.1996г.).

В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998г. №125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Требование истца об исчислении суммы возмещения вреда из заработка за период работы на Чернобыльской АЭС неправомерно и не соответствует действующему законодательству.

Истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС более 3,5 месяцев.

Заработок для исчисления сумм возмещения вреда может быть взят за период менее 12 месяцев если: 1) общий стаж трудовой деятельности менее 12 месяцев (ст. 15 Правил); 2) произошли изменения специальности, квалификации или должности в течении 12 месяцев (ст. 15 Правил); 3). период работы составил менее одного полного календарного месяца (ст. 15 Правил и ст. 14 п.25 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Учитывая, что Кулумбеков Ф.Н. перед установлением     процента утраты трудоспособности и перед окончанием работы на Чернобыльской АЭС имеет стаж работы более 12 месяцев, смена специальности, квалификации, должности не подтверждены в
установленном порядке, возможность изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего его имущественное положение не доказана, у истца нет права на расчет суммы возмещения вреда из заработка на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, статьей 14 п.25 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривается возможность исчисления сумм возмещения заработка из условного месячного заработка только в случаях, если период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца, стаж работы истца по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 3,5 месяца.

Из материалов личного дела истца следует, что ответчиком истцу былаошибочно назначена сумма в возмещение вреда из заработка за 2 месяца пребывания на ЧАЭС. С 1 октября 2000 года размер возмещения вреда приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

        Таким образом, каких-либо оснований для изменения размера ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью и взыскании недоплаченных истцу сумм по заявленным основаниям у суда не имеется.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований Кулумбекова Филиппа Николаевича к Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району о наложении на УСЗН по Моздокскому району обязанности по выплате за счет средств федерального бюджета, начиная с мая 2010 г. ежемесячных выплат в возмещение вреда в сумме 53842,83 руб., взыскании за счет средств федерального бюджета задолженности по выплатам в возмещение вреда здоровью в сумме 8674692,86 руб. - отказать.         

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                           О.К. Карабахциева