Решение о признании незаконными действий ТИК



Дело № 2-572/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Моздок РСО - Алания                           28 ноября 2011 г.

        Моздокский районный суд РСО - Алания

в составе председательствующего судьи Оганесян А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Моздокского района РСО - Алания Теркоева Р.Р.,

представителя заинтересованного лица - Гречаного В.Г.,

при секретаре Луценко Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Моздокского района РСО - Алания Туаева М.Г., действующего в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным действия территориальной избирательной комиссии Моздокского района по включению в списки избирателей ФИО2 и ФИО3,

у с т а н о в и л:

        И.о. прокурора Моздокского района Туаев М.Г., действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился с заявлением в суд о признании незаконным действий территориальной избирательной комиссии Моздокского района по включению в списки избирателей ФИО2 и ФИО3, осужденных Моздокским районным судом за совершение уголовных преступлений к наказанию в виде лишения свободы и отбывающих назначенное им наказание в соответствующих колониях. Заявленные требования основаны на положениях ст. 32 Конституции РФ и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

В ходе судебного заседания помощник прокурора Теркоев Р.Р. заявленные требования поддержал и, основываясь на доводах, изложенных в заявлении, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.

        Председатель избирательной комиссии Гречаный В.Г. заявленные требования не признал, пояснив, что какой-либо информации о наличии в списках избирателей лиц, осужденных к лишению свободы у комиссии не было до получения из суда копии заявления прокурора. Обязательный порядок получения избирательной комиссией информации о лицах, осужденных к лишению свободы, никакими актами не регламентирован, в связи с чем нет оснований для признания действий избирательной комиссии по включению в списки избирателей ФИО2 и ФИО3, имеющих регистрацию по месту жительства в Моздокском районе незаконными. Вместе с тем, если бы у них были официальные данные о том, что указанные лица содержатся в местах лишения свободы, то участковая избирательная комиссия исключила бы ФИО2 и ФИО3, из списков избирателей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 5 Федерального закона от 18.05.2005 г. №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ в целях реализации прав избирателей, соответствующими комиссиями составляются списки избирателей. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа и т.д.

Обязанность по составлению списков избирателей для проведения голосования на выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 51-ФЗ возлагается на территориальные избирательные комиссии.

Списки избирателей составляются ТИК не позднее чем за 21 день до дня голосования, с тем чтобы в соответствии с ст. 15 того же Закона первый экземпляр списка избирателей был передан в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования.

Согласно п.11 ст. 16 Закона № 51-ФЗ исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае, предусмотренном частью 13 статьи 15 настоящего Федерального закона, - председателем и секретарем участковой избирательной комиссии) и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов.

Уточнение списка избирателей в период после получения списка избирателей из территориальной комиссии и до окончания времени голосования осуществляется участковой комиссией - п.2.3.1 Постановления Центризбиркома РФ от 14.07.2011 N 20/216-6 "Об Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации".

П.2.3.3 указанного Постановления обязывает уточнение списка избирателей осуществлять незамедлительно на основании официальных документов следующих уполномоченных органов:

избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и/или главы местной администрации муниципального района, избирателей, участников референдума; органов ЗАГС; органов регистрационного учета граждан по месту жительства на территории избирательного участка, органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина; военного комиссара; командира воинской части, руководителя образовательного учреждения, суда - о вступлении в законную силу решения суда о признании избирателя недееспособным либо недееспособного - дееспособным, а также о включении избирателя в список избирателей; территориальной избирательной комиссии (решение о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, об изменении сведений об избирателях, полученных из уполномоченных органов).

Уполномоченные органы направляют сведения в территориальную либо в участковые комиссии не ранее чем за 20 дней до дня голосования каждые 3 дня, а за 7 и менее дней до дня голосования - ежедневно. Территориальная комиссия, получившая сведения, незамедлительно направляет их в соответствующие участковые комиссии.

Порядок получения информации относительно исключения из списка лиц, осужденных к лишению свободы, не регламентирован.

Порядок исключения из списка избирателей, в том числе, осужденных к лишению свободы определен п.2.3.9 Инструкции: избиратель исключается из списка избирателей участковой комиссией путем вычеркивания одной горизонтальной линией данных об избирателе, внесенных в список избирателей (первые четыре графы). При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии и инициалов члена комиссии, для чего могут использоваться с шестой по восьмую графы списка избирателей. Запись заверяется подписью председателя участковой комиссии с проставлением даты заверения.

Согласно п.2.3.14 Инструкции изменения в списки избирателей могут быть внесены не позднее 18 часов дня предшествующего дню голосования.

Из представленных суду доказательств следует, что ФИО2 и ФИО3, осуждены Моздокским районным судом за совершение уголовных преступлений к наказанию в виде лишения свободы и отбывают назначенные наказания в соответствующих колониях.

Данные лица включены в списки избирателей.

       Каких-либо официальных документов, сообщений о нахождении ФИО2 и ФИО3, в местах лишении свободы в территориальную избирательную комиссию никем не представлялось.

       Таким образом, учитывая, что территориальная избирательная комиссия включила указанных прокурором лиц в списки избирателей на основании данных представленных органами местного самоуправления и электронного регистра, требования прокурора о признании незаконным действий территориальной избирательной комиссии по включению ФИО2 и ФИО3, в списки избирателей нельзя признать незаконными.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления и.о. прокурора Моздокского района РСО - Алания о признании незаконным действий территориальной избирательной комиссии Моздокского района по включению ФИО2 и ФИО3 в списки избирателей - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в пятидневный срок со дня принятия решения.

        Председательствующий           А.В.Оганесян