Дело о признании незаконными действий Администрации (спор о собственности на землю)



Дело 2-Номер/2010

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

Дата года

Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего Широковой Т.П.

При секретаре Казакове М.В.

С участием представителя истицы - Бабич И.И. /по ордеру/, представителя администрации города Перми, Департамента Земельных отношений - Чернышевой М.И. /по доверенности/

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глызиной Елены Константиновны к администрации города Перми, департаменту земельных отношений о признании незаконными действий Департамента земельный отношений по непредставлению в собственность земельного участка и обязании Департамента земельных отношения принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,

У с т а н о в и л:

Истица Глызина Е.К. обратилась в суд с иском к администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконными действий Департамента земельный отношений по непредставлению в собственность земельного участка и обязании администрацию города Перми в лице Департамента земельных отношений принять решение о предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала следующее.

Дата года она обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка Номер в СК Номер «Искра» по адресу: ..., ....

В ответе от Дата года ей сообщено, что в собственность ей может быть предоставлен земельный участок границы которого определены в соответствии с утвержденным проектом организации застройки территории садоводческого кооператива, либо в отношении этого земельного участка осуществлен кадастровой учет.

Решение по ее заявлению департаментом земельных отношений в двухнедельный срок принято не было, что является нарушением п.6 ст.28 Федерального закона НомерФЗ.

Считает действие Департамента земельных отношений незаконными по нижеследующим обстоятельствам.

Она является членом СК «Искра» с 1998 года, владельцем садового домика Номер и землепользователем земельного участка Номер, общей площадью 615,4 кв.м., предоставленного ей кооперативом для ведения садоводства и огородничества, расположенного по месту нахождения садоводческого кооператива.

Садоводческий кооператив не возражает в предоставлении ей в собственность земельного участка.

Земельный участок зарегистрирован на праве долгосрочной аренды за садоводческим кооперативом Номер «Искра». На земельный участок имеется План границ землепользования, утвержденный в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, План коллективного сада.

К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка ею были представлены все перечисленные федеральным законом документы, однако от нее дополнительно потребовали кадастровый паспорт земельного участка, кадастровую выписку на земельный участок, либо сведения о предоставлении проекта организации и застройки в администрацию г.Перми, указав, что данное письмо не является нормативно-правовым актом и не обязательно к применению Ранее она также обращалась с заявлением на приватизацию земельного участка, но получала аналогичные письма.

Полагает, что ответ Департамента земельный отношений, не облеченный в форму решения, не может рассматриваться как отказ в предоставлении в собственность земельного участка. Департамент земельных отношений не вправе требовать, а она не обязана представлять дополнительные документы, не предусмотренные федеральным законом, содержащим исчерпывающий перечень документов для приобретения в собственность земельного участка.

Считает, что бездействие администрации г.Перми /Департамента земельных отношений/, выразившееся в неисполнении возложенной на него федеральным законом обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, а также действия администрации города Перми в виде составления, подписания и направления в ее адрес письма, не облеченного в форму решения, повлекло нарушения ее права бесплатного приобретения в собственность земельного участка, создает препятствия в осуществлении данного права и незаконно возлагает на нее обязанности по предоставлению дополнительных документов.

На основании вышеизложенного просит: признать незаконными действия /бездействия/ администрации города Перми /Департамент земельных отношений/ по непредставлению истице в собственность земельного участка Номер в садоводческом кооперативе Номер «Искра», расположенном по адресу: ..., ..., обязать администрацию горда Перми /департамент земельных отношений) принять решение о предоставлении истице в собственность земельного участка Номер в садоводческом кооперативе Номер «Искра», расположенном по адресу: ..., ... в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу, присудить истице с администрации города Перми (Департамента земельных отношений) расходы на оплату услуг адвоката в размере 3000 рублей, присудить с администрации города Перми (Департамента земельных отношений) расходы на оплату госпошлины в размере 400 рублей.

В судебное заседание истица не явилась, о дне слушания дела извещена. Просит рассмотреть иск в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. В качестве надлежащего ответчика считает Департамент земельных отношений.

Представитель администрации города Перми. Департамента земельных отношений исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве. Пунктом 2 постановления администрации города Перми от Дата года Номер «О предоставлении земельного участка садоводческому кооперативу Номер «Искра» в Мотовилихинском районе» на СК Номер была возложена обязанность предоставить проект разбивки участков, согласованный с городским комитетом по архитектуре и градостроительству в течение одного года. Данная обязанность кооперативом выполнена не была. Кроме того, земельный участок, испрашиваемый истицей, на кадастровый учет не поставлен, проект организации и застройки территории садоводческого кооператива Номер «Искра», утвержденный уполномоченным органом местного самоуправления, отсутствует, соответственно границы спорного земельного участка не определены, он не является объектом правоотношений. Предоставить в собственность земельный участок, не являющийся объектом правоотношений, невозможно. На основании изложенного, Департамент считает заявленные Глызиной Е.К. требования необоснованными, в удовлетворении требований просит отказать.

Представитель 3-е лица - садоводческого кооператива Номер «Искра» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.

Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К действия органом государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу Главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Из материалов дела следует, что истица Глызина Е.К. является членом садоводческого кооператива «Искра» с 1998 года, что подтверждается членской книжкой Номер от Дата года, владельцем садового домика Номер и зеплепользователем земельного участка Номер, общей площадью 615,4 кв.м., предоставленного ей кооперативом для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: .... ..., ....

Данный факт подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Дата года Глызина Е.К. обратилась в Департамент земельный отношений администрации ... с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка Номер в садоводческом кооперативе Номер «Искра», расположенном по адресу: ..., ....

В соответствии со статьей 15 п.2 Земельного кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.28 п.4 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что земельный участок зарегистрирован на праве долгосрочной аренды за садоводческим кооперативом Номер «Искра» на основании договора аренды от Дата года, по постановлению администрации города Перми от Дата года.

В соответствии со ст.28 п.4 Федерального закона НомерФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона НомерФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению о предоставлении в собственность земельного участка прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином, заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположения земельного участка, фактически используемого гражданином.

Таким образом, описанная процедура бесплатного приобретения в собственность земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, не требует предоставления кадастрового плана, на что идет ссылка в ответе Департамента земельных отношений. Кадастровый паспорт земельного участка является обязательным документов для государственной регистрации права собственности гражданина, а не для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что существует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Более того, следует отметить, что истицей был предоставлен кадастровый план земельного участка, несмотря на это представитель ответчика исковые требования не признала.

Требование Департамента земельных отношений о предоставлении проекта разбивки участков, со ссылкой на постановления администрации города Перми от Дата года, является незаконным. В данном случае такая обязанность возлагалась на СК Номер «Искра», а не на истицу.

Кроме того, Департаментом Земельных отношений нарушен срок рассмотрения обращения по поводу предоставления земельного участка.

Так, в соответствии со ст.28 п.6 Федерального закона НомерФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» «исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов, обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Из материалов дела следует, что обращение в Департамент было Дата года, а ответ был дан Дата года.

В соответствии со ст.25 п.3 Постановления Номер Пленума Верховного суда РФ от Дата года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить…соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требования закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии со ст.28 постановления Пленума…»исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

Либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлении,

- либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

На Департамент земельных отношений необходимо возложить обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу, решить вопрос о предоставлении в собственность истице земельного участка.

Суд считает, что подлежат удовлетворению исковые требования в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.

В соответствии со ст.100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Заявленная истицей сумма в размере 3000 рублей, соответствует принципу разумности.

Суд считает подлежащими удовлетворению, в соответствии со ст.98 ч.1 ГПК РФ, требований истицы о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 400 рублей, уплаченных истицей при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Глызиной Елены Константиновны удовлетворить.

Признать незаконными отказ Департамента земельных отношений в предоставлении Глызиной Е.К. в собственность земельного участка Номер в садоводческом кооперативе Номер «Искра», расположенном по адресу: ..., ....

Обязать Департамент земельных отношений в 2-х недельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Глызиной Елене Константиновне в собственность земельный участок Номер в садоводческом кооперативе Номер «Искра», расположенном по адресу: ..., ....

Взыскать с департамента земельных отношений в пользу Глызиной Елены Константиновны расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, а также расходы на оплату госпошлины в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Мотовилихински суд города Перми.

Судья Мотовилихинского

Районного суда ФИО0