Дело № 2-83 (2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Вязовской М.Е.,
при секретаре Олехневой Ю.,
с участием представителя истицы по доверенности Латыпова Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищенко В.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Грищенко В.В. обратилась в суд с иском к МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма, указывая в заявлении, что является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, комната № на основании Договора № найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении Истец постоянно проживает, в собственности иных жилых помещений не имеет. Указанный договор был заключен между Истцом (нанимателем) и ОАО «Уралсвязьинформ» (наймодателем), в ведении которого находилось на момент заключения договора общежитие, в котором было предоставлено помещение. В сентябре 2008г. Истец направил в адрес Администрации города Перми заявление на приватизацию помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищных отношений Администрации г.Перми уведомило Истца, что с ДД.ММ.ГГГГ общежитие, в котором находится помещение, передано в ведение муниципального образования г.Пермь, и по вопросу приватизации необходимо обращаться в Администрацию Мотовилихинского района города Перми. В феврале 2010г., после того, как был сформирован необходимый пакет документов для приватизации, Истец обратился в Администрацию Мотовилихинского района г.Перми за разъяснениями порядка подачи заявления на приватизацию. При обращении Истцу устно разъяснили, что в связи с передачей общежития муниципальному образованию, Истцу необходимо переоформить договор найма помещения. В марте 2010 года Истец обратился в установленном порядке в МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» с заявлением о переоформлении договора социального найма в связи со сменой наймодателя. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Истца было направлено письмо МБУ следующего содержания: МБУ принято решение об отказе Истцу в заключении договора социального найма в связи с тем, что Договор заключен после ДД.ММ.ГГГГ Истцу установлен тридцатидневный срок для освобождения Помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям статьи 100 Жилищного кодекса РФ. Ссылка МБУ на то, что договор является ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ, является необоснованной, так как наймодателем выступило уполномоченное на заключение такого договора лицо, а именно ОАО «Уралсвязьинформ», в чьем ведении на праве оперативного управления на момент заключения Договора общежитие и находилось. Кроме этого, статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий либо оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение либо оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений. Спорное помещение находится в доме по адресу: <адрес>. Данный дом был включен в состав имущества муниципального образования город Пермь. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, и, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Следовательно, для определения правового режима дом, в котором находится спорное помещение, необходимо руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ о социальном найме. В соответствии со ст. 675 ГК РФ, переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. Таким образом, даже по аналогии закона, Истец имеет право пользования помещением, несмотря на передачу его в ведение МБУ. Кроме этого, описанными действиями МБУ нарушает права Истца на жилище, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой, «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». В соответствии с ч.3 ст. 1 ЖК РФ, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения обороны страны, безопасности государства. Ст. 2 ЖК РФ предусматривает содействие государственных органов и органов местного самоуправления реализации прав граждан на жилища. Часть 4 ст. 3 ЖК РФ предусматривает неправомерность ограничения кем-либо без законных оснований прав граждан на жилище.
Таким образом, истица считает неправомерным требование Муниципального бюджетного учреждения «Управление Муниципальным жилищным фондом города Перми» об освобождении помещения и отказе в удовлетворении требования о заключении договора социального найма на указанное помещение. Просит признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> и понудить МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» заключить договор социального найма.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивает в полном объеме.
Представитель истицы в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебное заседание не явился, извещен, не просил об отложении дела. Ранее в письменном отзыве указывал, что иск не признает. ДД.ММ.ГГГГ Грищенко В.В. обратилась в МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании представленного пакета документов Грищенко В.В. было отказано в заключении договора социального найма. МБУ считает данный отказ обоснованным, т.к. на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по <адрес> <адрес>, в том числе <адрес>, было включено в состав имущества муниципальной собственности г.Перми. Договор найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный ОАО «Уралсвязьинформ» с Грищенко В.В., является недействительным, поскольку заключен не уполномоченным на заключение указанного договора лицом - ОАО «Уралсвязьинформ». В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса РФ предоставить по договору найма жилое помещение может только собственник или уполномоченное им лицо. ОАО «Уралсвязьинформ» к таким лицам не относится. Поэтому указанный договор является ничтожным в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ. Иной документ, подтверждающий право пользования спорным жилым помещением. Грищенко В.В. не предоставила. Следовательно, основания для заключения с ней договора социального найма на спорное жилое помещение отсутствовали.
Представитель Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица ОАО «Уралсвязьинформ» в судебное заседание не явился, извещен, не просил об отложении дела. Ранее был направлен отзыв, в котором ОАО соглашается с исковыми требованиями Грищенко В.В. В ДД.ММ.ГГГГ году после создания в порядке приватизации на базе государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» акционерного общества открытого типа «Уралсвязьинформ» Пермский областной комитет по управлению государственным имуществом закрепил за АООТ «Уралсвязьинформ» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче госимущества на праве полного хозяйственного ведения на основании ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» принадлежащее государству имущество в виде здания общежития по <адрес>. В силу п.3.1 договора государство в лице Пермского областного комитета по управлению государственным имуществом предоставило предшественнику третьего лица право владения, пользования и распоряжения госимуществом, переданного в хозяйственное ведение, для использования по его функциональному назначению, т.е. как специализированное жилое помещение, без права перепрофилирования деятельности объекта. Согласно п.3.2 договора третье лицо обязано осуществлять все необходимые меры по сохранению имущества, использованию его по назначению и восстановлению. То есть собственник поручил третьему лицу исполнять действия, которые осуществлял бы он сам по п.7 ст.2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». По п.3.4 договора имущество, закреплённое за третьим лицом, может быть передано иным лицам в безвозмездное пользование, сдано в аренду, передано по договору имущественного найма по согласованию с Пермским областным комитетом по управлению государственным имуществом. В соответствии с п.4.1 договора он прекращается в порядке и на условиях предусмотренных действующим законодательством, а также в случае передачи объекта в муниципальную собственность, принятия решения о приватизации переданного объекта, неисполнения обязательств по договору, в результате которого государству причинен значительный материальный ущерб или возникла реальная угроза его причинения. По распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №р Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю приняло решение передаче в собственность муниципального образования «город Пермь» имущество, составляющее казну РФ, в т.ч. общежитие <данные изъяты> по <адрес> <адрес>. Согласно п.п.4 и 7 данного распоряжения право собственности РФ на общежитие прекращается, а право собственности на него муниципального образования «город Пермь» возникает с даты утверждения Терруправлением Росимущества по Пермскому краю передаточного акта. Поскольку муниципальное образование «город Пермь» не подписало в установленный собственником срок акт передачи имущества, то ДД.ММ.ГГГГ упомянутый акт в одностороннем порядке утверждён Терруправлением Росимущества по Пермскому краю. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент имущественных отношений Администрации г.Пермь обязал МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Пермь подготовить акт приёма-передачи общежития в муниципальную казну, а Отдел реестров Департамента - включить данный объект недвижимости в реестр муниципальной собственности. Пунктом 4 приказа Департамент поручил МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Пермь до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Департамент на утверждение акт приёма-передачи общежития и произвести государственную регистрацию права оперативного управления объектом в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю. По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права оперативного управления за муниципальным образованием «город Пермь» на общежитие по <адрес> отсутствовала. Кроме того, в связи с фактическим отказом Администрации г.Пермь и Администрации Мотовилихинского района г.Пермь принять от третьего лица отдельные части здания общежития по <адрес> г.Пермь как единый имущественный комплекс третье лицо вынуждено было за свой счёт до ДД.ММ.ГГГГ продолжить осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию указанного объекта недвижимости, включая проведение текущих ремонтов и несение другие расходов по содержанию здания общежитии, его сооружений и инфраструктуры в надлежащем состоянии. ДД.ММ.ГГГГ в связи со сложившейся ситуацией по отказу приёма государственного имущества в собственность муниципальной казны третье лицо и МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Пермь оформили соглашение, по которому на третье лицо до ДД.ММ.ГГГГ возложены обязанности производить по заключённым между ним и нанимателями жилых помещений общежития по договорам найма специализированного жилого помещения приём платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, третье лицо по-прежнему, т.е. до окончания 2008 года, исполняло функции балансодержателя государственно-муниципального имущества в полном объёме. В силу ст.55 ГПК РФ третье лицо считает необходимым в порядке преюдиции принять в качестве доказательства решение от ДД.ММ.ГГГГ Мотовилихинского районного суда г.Пермь по гражданскому делу № 2-374/2009 (Леонтьева Л.Ю. против Мансуровой В.В.) о признании Мансуровой В.В. не приобретшей право пользования жилым помещением в бывшем общежитии по <адрес>, о выселении и снятии её с регистрационного учёта. В мотивировочной части данного судебного акта указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении общежития по <адрес> МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Пермь составлен акт приёма-передачи здания общежития на праве оперативного управления. Со стороны третьего лица упомянутый документ не был подписан, о его составлении третье лицо вообще ничего не знало. Однако указанное обстоятельство признано судом в качестве установленного факта, согласно которому суд посчитал заключение третьим лицом договоров найма жилых помещений, расположенных в общежитии по <адрес>, со своими работниками правомерным до фактической передачи имущества в муниципальную казну. В данном случае договор от ДД.ММ.ГГГГ № найма специализированного жилого помещения между Истицей и третьим лицом заключён до ДД.ММ.ГГГГ. Требование о признании данного договора недействительным новым собственником имущества не заявлялось. Аналогичные правоотношения также были предметом рассмотрения кассационной жалобы судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда по делу №. В определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что доводы Администрации г. Перми о том, что третье лицо на момент заключения договора найма с ФИО5 являлось не уполномоченным лицом несостоятельны, поскольку по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по <адрес> передано в МУ «Жилищная служба» только ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты общежитие находилось в ведении третьего лица и оно было вправе заключать договоры с работниками, состоящими с третьим лицом в трудовых отношениях, в т.ч. договоры найма. С учётом изложенного считают отказ Ответчика о признании за Истицей права пользования жилым помещением и в заключении договора социального найма на жилое помещение №, расположенное в общежитии по <адрес> <адрес>, не правомерным.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует их материалов дела Грищенко В.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята в порядке перевода из <данные изъяты> на должность <данные изъяты> филиала ОАО «Уралсвязьинформ», где работает до настоящего времени, что подтверждается ее трудовой книжки (л.д. 36).
Протоколом № заседания комиссии по социальным вопросам филиала ОАО «Уралсвязьинформ» Пермский филиал электросвязи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что по результатам рассмотрения заявлений работников филиала на заселение в общежития № и №, было принято решение о предоставлении Грищенко В.В. комнаты к заселению в общежитии № <адрес> (л.д.107).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Уралсвязьинформ» и Грищенко В.В. был заключен договор найма специализированного жилого помещения №, в соответствии с которым Грищенко В.В. было передано за плату во временное пользование жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 42,1 кв.м, в том числе жилой 29,2 кв.м по адресу <адрес> а, комната № (л.д.12-15).
Согласно отметке в паспорте Грищенко В.В., она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в общежитии по <адрес> (л.д. 27). В заявлении о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.128) основанием указан договор найма специализированного жилого помещения. Согласно заявлению о снятии с регистрационного учета по прежнему адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истица была снята по данному адресу в связи с регистрацией по новому месту жительства <адрес> (л.д. 121).
Грищенко В.В. в сентябре 2008г. обратилась в администрацию г.Перми с заявлением на приватизацию спорного жилого помещения. Управление жилищных отношений администрации г. Перми на ее обращение по вопросу приватизации жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> сообщило, что приемка здания общежития по адресу <адрес> а в муниципальную собственность города Перми осуществляется во исполнение распоряжения территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-р. В соответствии с п. 7 указанного распоряжения право собственности муниципального образования город Пермь возникло со дня утверждения передаточного акта руководителем территориального управления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время здание общежития включено в реестр муниципальной собственности состав имущества муниципальной казны. Во исполнение приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № оформляются акты о передаче здания общежития по адресу <адрес> на баланс муниципального учреждения «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми. В соответствии с Положением о приватизации муниципального жилищного фонда в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется администрациями районов. Таким образом, для разрешения вопроса о приватизации Грищенко В.В. необходимо обратиться в администрацию Мотовилихинского района г. Перми (л.д. 10-11).
МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» по обращению Грищенко В.В. был дан ответ, что на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по <адрес> <адрес>, в том числе комната № было включено в состав имущества муниципальной собственности. Договор № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, поскольку заключен не уполномоченным лицом ОАО «Уралсвязьинформ», договор является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ. Иной документ, подтверждающий право пользования спорным жилым помещением Грищенко В.В. не представлен, следовательно, основания для заключения с ней договора социального найма на спорное жилое помещение отсутствуют. На основании изложенного ей было отказано в удовлетворении обращения о заключении договора социального найма, указано, что она обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить помещение по <адрес>, комн. №, ключи от помещения предоставить в МБУ «Управление муниципального жилищного фонда г. Перми» (л.д. 17).
Суд находит доводы МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» об отказе в заключении договора социального найма необоснованными, а требования истицы Грищенко В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из инвентарно-правового дела на домовладение по <адрес> Постановлением администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Городскому БТИ разрешено зарегистрировать за государственным предприятием связи и информатики «Россвязьинформ» 9-ти этажное кирпичное общежитие (лит. А) по бульвару Гагарина, 32а. ГПСИ «Россвязьинформ» БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдано регистрационное удостоверение №.
Согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ Пермским комитетом по управлению государственным имуществом на основании ст. 5 Закона РСФСР «О собственности» было закреплено за АО «Уралсвязьинформ» на праве полного хозяйственного ведения государственное имущество (л.д. 182-183). Государственное имущество было передано в хозяйственное ведение АО «Уралсвязьинформ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень объектов жилого фонда передаваемого в полное хозяйственное ведение АО вошел жилой фонд <данные изъяты>. Согласно акта от 1992г. АО «Пермроссвязьинформ» в уставной капитал было передано общежитие <данные изъяты> по адресу <адрес> в качестве объекта соцкультбыта (л.д. 184).
Согласно регистрационного удостоверения, выданного БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № (дубликат от ДД.ММ.ГГГГ) здание по <адрес> а было зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за АООТ «Уралсвязьинформ» на основании договора о передаче госимущества от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства о праве на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд,находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из положения указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Из материалов дела следует, что общежитие по <адрес> изначально была зарегистрировано за государственным предприятием связи и информатики «Россвязьинформ», однако впоследствии при акционировании жилой фонд предприятия не был передан в ведение органов местного самоуправления, а передан АО «Уралсвязьинформ» на праве полного хозяйственного ведения.
В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах на объект недвижимого имущества по адресу <адрес> помещение № (л.д.54), при этом имеются записи: о регистрации права хозяйственного ведения ОАО «Уралсвязьинформ» на здание общежития по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено ДД.ММ.ГГГГ, о регистрации права хозяйственного ведения ОАО «Уралсвязьинформ» на часть здания общежития по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право прекращено ДД.ММ.ГГГГ, о регистрации права собственности МО «Город Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д., 133-135).
Как указано ранее Пермским комитетом по управлению государственным имуществом за АО «Уралсвязьинформ» государственное имущество, в т.ч. общежитие по <адрес>, было закреплено на праве полного хозяйственного ведения на основании ст. 5 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", которая гасила, что в случаях, установленных законом, а также в других случаях по усмотрению собственника правами владения, пользования и распоряжения его имуществом могут быть наделены другие лица, которые осуществляют эти права в пределах, предусмотренных законом или собственником имущества. Лицам, осуществляющим на указанных условиях хозяйственное или иное использование имущества собственника, обеспечиваются те же гарантии защиты их прав и интересов, что и собственнику, если законодательными актами РСФСР не предусмотрено иное. Собственник может закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя право полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное.
Положения о праве хозяйственного ведения в настоящее время закреплены в главе 19 ГК РФ, также регулируются ФЗ N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами, а также при правомерном изъятии имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Основания прекращения права собственности на недвижимое имущество закреплены в ст. 235 ГК РФ) при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, его отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества, а также при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, как вещное право, подлежит госрегистрации. Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не устанавливает срока для регистрации прав на недвижимое имущество. В то же время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество по ГК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
Данное определение позволяет сделать вывод, что право хозяйственного ведения на момент госрегистрации уже должно существовать, то есть должно быть надлежащее основание для регистрации, которая подтверждает законность и обоснованность возникновения права. Поскольку право хозяйственного ведения специфично в ряду вещных прав из-за своего производного, зависимого от воли собственника имущества характера, поэтому возникновение права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество следует признавать с момента принятия собственником решения о передаче имущества и совершения фактической передачи, то есть с момента документального закрепления воли собственника.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю №р от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации в собственность муниципального образования город Пермь установлено передать безвозмездно в собственность муниципального образования <адрес> имущество, составляющее казну РФ, в том числе общежитие по <адрес> (л.д. 85-87). ДД.ММ.ГГГГ руководителем Территориального управления Росимущества по <адрес> был утвержден акт приема-передачи общежитий, в том числе здание общежития по адресу <адрес> а (л.д. 88). В акте подпись уполномоченного органа муниципального образования г. Перми отсутствует.
В ответе на запрос суда ТУ Росимущества по Пермскому краю указывается, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004г. № 691, на основании приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № и поручения Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжением ТУ Росимущества по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-р было принято решение о безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь», в том числе общежития <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. На основании акта приема-передачи общежитий, составляющих казну Российской Федерации, безвозмездно передаваемых в собственность муниципального образования «город Пермь», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное общежитие передано в собственность муниципального образования «город Пермь» и исключено из реестра федерального имущества. Дополнительно сообщают, что иные решения в отношении общежития расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ТУ Росимущества по Пермскому краю не принимались (л.д. 217).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента имущественных отношений администрации г.Перми о включении зданий общежитий в состав имущества муниципальной казны, реестр муниципальной собственности г.Перми и закреплении их на праве оперативного управления за МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского и Ленинского районов утверждено принять к учету в составе имущества муниципальной казны имущество, безвозмездно передаваемое из казны Российской Федерации девятиэтажное здание общежития со встроенными помещениями по адресу <адрес>, общей площадью 4737,5 кв.м., включить объект в реестр муниципальной собственности, раздел «Муниципальная казна», закрепить здания общежитий со встроенными помещениями по <адрес> на праве оперативного управления за МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского. МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского предоставить акты о приеме-передаче объектов на утверждение в департамент до ДД.ММ.ГГГГ для внесения изменений в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право оперативного управления (л.д. 84).
Согласно ответа Департамента имущественных отношений администрации г.Перми здание общежития, а также жилое помещение № по адресу <адрес> включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми (распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-p, свидетельство от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №) (л.д. 161).
Суд, анализируя представленные по делу документы в совокупности с положениями законодательства о хозяйственном ведении (оперативном управлении), не может согласиться с доводами представителя МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» о том, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «Уралсвязьинформ» и истицей является недействительным, поскольку заключен неуполномоченным лицом. В частности, в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ОАО «Уралсвязьинформ» и МУ «Жилищная служба» обязательства по организации содержания и ремонта, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в общежитии по <адрес> у ОАО прекращались с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 189). Из акта от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи имущества следует, что уполномоченный орган МО г.Пермь его не подписал. Здание общежития по <адрес> передано ДИО администрации г.Перми в оперативное управление и принято МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района только по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного руководителем МУ «ЖС» ДД.ММ.ГГГГ Право хозяйственного ведения ОАО на здание общежития прекращено ДД.ММ.ГГГГ, право собственности МО г.Пермь на здание общежития зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, из документов следует, что фактическая передача имущества в муниципальную казну по распоряжению ДИО произошла на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, на дату заключения с истицей договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Уралсвязьинформ» еще обладал правом хозяйственного ведения на здание общежития по <адрес> и вправе был заключить с истицей, состоящей с ОАО в трудовых отношениях, договор найма на спорное жилое помещение. Кроме того, ответчиком не оспорен ни сам договор № от ДД.ММ.ГГГГ, ни право истицы по пользованию жилым помещением № в общежитии по <адрес>. Доказательств того, что спорное жилое помещение истицей по назначению не используется ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.
В ответе на запрос суда Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми указывает, что согласно п. 3.1.4. Постановления администрации города Перми от 24.01.2000г. № 17 «О совершенствовании системы управления жилищным хозяйством города» муниципальные учреждения "Жилищная служба" вправе заключать с гражданами договоры социального найма муниципальных жилых помещений и договоры на обеспечение технического и коммунального обслуживания жилых помещений, находящихся в собственности граждан и расположенных в домах муниципального жилищного фонда, с лицами-арендаторами договоры на обеспечение технического и коммунального обслуживания помещений, расположенных в домах муниципальных жилищного и нежилого фондов. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ правом на заключение договоров социального найма обладали муниципальные учреждения «Жилищная служба». После реорганизации муниципального учреждения «Жилищная служба Мотовилихинского района г.Перми», функции наймодателя жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности, осуществляет МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в соответствии с Постановлением администрации города Перми «О создании муниципального бюджетного учреждения «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» от 30.04.2009г. № 235 (л.д. 101).
В связи с тем, что занимаемое истицей жилое помещение отвечает требованиям к жилым помещениям и может быть предметом договора социального найма, а право истицы по пользованию жилым помещением № по <адрес> не оспорено, а также в связи с тем, что в силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» после передачи здания общежития по <адрес> в муниципальную собственность к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в этом доме, должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, то суд считает, что МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» необоснованно отказало истице в заключении договора социального найма. Поэтому за истицей следует признать право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> комната №, на МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» следует возложить обязанность по заключению с истицей договора социального найма на указанное жилое помещение.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Грищенко В.В. право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> комната №.
Возложить на МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» обязанность заключить с Грищенко В.В. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комната №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
<данные изъяты>. Судья: