Решение по делу 2-231/2011



Дело 2-3679/2010

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

26 января 2011 года

Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего Широковой Т.П.

При секретаре Казакове М.В.

С участием прокурора Анферовой Л.И.

С участием представителя администрации города Перми - Кудряшовой Л.В. (по доверенности), представителя ответчика Стариковой С.В. - Мальцевой А.А. (по доверенности)

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Перми к Стариковой С.В..,Лузиной Ю.А., Стариковой Е.А., Стариковой О.А., действующей за себя и за несовершеннолетнюю дочь Карамян К.Р. о выселении, встречным исковым требованиям Стариковой С.В. к администрации города Перми, администрации Мотовилихинского района о признании акта обследования многоквартирного дома, заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, Постановления администрации города Перми за № 405 незаконными,

У с т а н о в и л:

Администрация города Перми обратилась в суд с иском к Стариковой С.В., Лузиной Ю.А., Стариковой Е.А., Стариковой О.А., действующей за себя и за несовершеннолетнюю дочь Карамян К.Р. о выселении из двух комнат, жилой площадью 26,4 кв.м., общей площадью 37,9 кв.м. в 4-х комнатной квартире № дома <адрес> в две комнаты. жилой площадью 30,7 кв.м., общей площадью 47,3 кв.м. в 4-х комнатной квартире № дома <адрес>.

В обоснование заявленных требований указали следующее.

Жилое помещение № в <адрес> является муниципальной собственностью

Две комнаты, жилой площадью 24,6 кв.м., общей площадью 37,9 кв.м. в 4-х комнатной квартире № 9 дома <адрес> занимают Старикова С.В., Старикова О.А., Старикова Е.А., Лузина Ю.А., Карамян К.Р..

Жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Органом местного самоуправления было принято решение о сносе указанного жилого дома.

Переселение ответчиков из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Представляемое администрацией города Перми жилое помещение представляет собой 2 комнаты, жилой площадью 30,7 кв.м., общей площадью 47,3 кв.м. в 4-х комнатной квартиры по адресу: <адрес>25. Указанное помещение является благоустроенным, квартира оснащена центральным отоплением, центральным водоснабжением, электроснабжением, канализацией центральной, горячим центральным водоснабжением.

Стариковой С.В. заявлено встречное исковое заявление о признании акта обследования многоквартирного дома № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановление Администрации города Перми № 405 «О мерах по сносу собственниками жилых домов…» от 28 сентября 2007 года в части жилого дома по <адрес> незаконными.

В обоснование заявленных требований указала следующее.

Считает, что Заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, а также Акт обследования жилого помещения приняты с нарушением норм закона, а именно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 и являются недействительными. Общей оценки техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций жилого дома по <адрес> от 2010 года <данные изъяты> не содержит, а содержит лишь отсылку к оценке БТИ от 2000 года. В заключении отсутствует и оценка состояния внутридомовых сетей, что также ставит под сомнения его полноту и объективность. Обращает на себя внимание, что в данном заключении ни один из элементов конструкции дома по <адрес> не охарактеризован как «аварийный».

Кроме того, в составе комиссии большинство указанных в Постановлении правительства специалистов и экспертов отсутствуют, что также нарушает установленные в постановлении Правила и делает его незаконным.

Издание данного приказа непосредственно затрагивает их интересы как пользователей жилых помещений, так как стоит вопрос об их выселении.

В судебном заседании представитель администрации поддержала заявленные исковые требования о выселении ответчиков, встречные исковые требования не признает.

Ответчики Старикова С.В., Лузина Ю.А., Старикова Е.А., Старикова О.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены. От них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика Стариковой С.В. поддержала встречные исковые требования, требования администрации города Перми не признала.

3-е лицо - Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» о дне слушания дела извещены. Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, отзыв по иску не представил.

Администрация Мотовилихинского района, которая является по встречным исковым требования ответчиком, о дне слушания дела извещена.

Исковые требования администрации города поддерживают в полном объеме. По встречным исковым требования не высказались. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных администрацией города исковых требований и удовлетворить встречные исковые требования, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования администрации города Перми удовлетворению не подлежат, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания свои требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела установлено следующее.

Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживают ответчики на условиях социального найма, является муниципальной собственностью.

В соответствии с актом обследования вышеуказанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> межведомственная комиссия дала заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч.1 п.1,2 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, (п.1), если жилое помещение признано непригодным для проживания (п.3).

В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решения о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания: признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим Правилам и нормам, иным требованиям законодательства), делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от 28 января 2006 года № 47, утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта.

В материалах дела представлен акт обследования дома по <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что рассмотрев представленную документацию (технический паспорт) и произведя необходимые уточнения на месте выявлено, что на дату проведения комиссии разрушение строительных конструкций здания продолжается. Указано, что проведение капитального ремонта жилого дома экономически нецелесообразно. Принято заключение признать жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Заключение о признании жилого дома непригодным для проживания было сделано на основании акта обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.44 п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:…составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование».

При этом следует отметить, что специализированная организация для проведения обследования дома не привлекалась, заключение указанной организации отсутствует, что противоречит положению п.44 Положения. Как следует из заключения межведомственной комиссии, решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу было принято на основании технического паспорта и акта межведомственной комиссии.

При указанных обстоятельствах заключение следует признать недействительным.

Постановлением администрации города Перми за № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сносе аварийных жилых домов, в частности <адрес>.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред.Постановления Правительства от 2 августа 2007 года № 494), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года за № 47 устанавливается порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Положением предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. Находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимы случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан (в ред.Постановлений Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в состав комиссии включаются по согласованию должностные лица администрации района, органов архитектуры и градостроительства, управления жилищно-коммунального хозяйства, организаций технической инвентаризации, государственной противопожарной службы, территориального управления Роспотребнадзора, органов, осуществляющих федеральный надзор в области промышленной безопасности, в случае необходимости - должностные лица иных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Однако, как следует из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в состав комиссии не включены органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение регистрации объектов недвижимости. Кроме того, акт не подписан членом межведомственной комиссии, представителем Государственной жилищной инспекции Пермского края - ФИО11

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, в соответствии со ст.33 вышеуказанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований,

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источника шума, вибрации, электромагнитных полей.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии, в частности п.3.5.3 по результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений:…о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.34 Положения).

Таким образом, вывод о состоянии жилого дома должны быть основаны на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность проживающих жильцов.

Администрацией города Перми представлен акт обследования дома в другом составе комиссии за №, датированный ДД.ММ.ГГГГ и соответственно заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании спорного домовладения аварийным и подлежащим сносу. Однако указанные документы не могут быть приняты во внимания поскольку исковые требования вытекают из акта обследования и заключения, от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановления администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с проведением повторно обследования в 2010 году исковые требования администрацией города не уточнялись. Кроме того следует отметить, что по результатам обследования жилого дома в 2010 года и последовавшего за ним заключения, соответствующее решение органом исполнительной власти не принималось, тогда как после заключения межведомственной комиссии следует принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

Администрация города Перми, ссылаясь на непригодность спорного жилого дома, не представила достаточных и убедительных доказательств в подтверждении отмеченных доводов. Представленные истцом акт межведомственной комиссии и заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, при несоблюдении ими требований, которые предъявляются к признанию дома аварийным, не могут служить бесспорным доказательством.

Суд считает, что акт обследование и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконными.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34 Положения).

Таким образом, выводы о состоянии жилого дома должны быть основаны на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность проживания жильцов.

Истцом было представлено техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций жилого дома по <адрес> от 2009 года, проведенного специалистами <данные изъяты>, из которого следует, что техническое состояние фундаментов здания, строительное состояние стропильных конструкций, техническое состояние оконных заполнений, техническое состояние дверных заполнений, техническое состояние системы отопления, технического состояние системы водоснабжения, техническое состояние системы канализации, техническое состояние системы газоснабжения, состояние фундаментов зданий работоспособное, техническое состояние наружных и внутренних стен, техническое состояние обрешетки, техническое состояние полов, техническое состояние системы электроснабжения,, перекрытие первого этажа, состояние перекрытия над вторым этажом, состояние стропильной системы и кровли ограниченно работоспособное, технический износ внутренней отделки помещений составляет 50 процентов, техническое состояние отмостки недопустимое, деревянные лестницы подъездов находятся в работоспособном состоянии. Заключение не содержит обследование и состояние коммуникаций.Как следует из вышеизложенного, в данном заключении ни один из элементов конструкции дома по <адрес> не охарактеризован как «аварийный», тем не менее в заключении делается вывод о том, что физический износ составляет 66 процентов ремонт жилого дома нецелесообразно, здание подлежит сносу.

В заключении <данные изъяты> в другом составе специалистов, делаются выводы о том, что физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования дома по <адрес>, являющихся неотъемлемой его частью, составил 39,3 процента. Санитарно-гигиенические условия, планировка и уровень внутреннего благоустройства жилого дома и квартиры № обеспечены для проживания людей, Физический износ жилого дома, равный 39,3 процента указывает на то, что строительные конструкции здания не достигли категории ветхого состояния, опасности разрушения строительных конструкций и угрозы жизни людей в квартирах жилого дома нет. Указывается, что экономическая целесообразность капитального ремонта здания определяется технико-экономическим обоснованием. Обследуемый жилой дом пригоден к дальнейшей эксплуатации.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Истцом представлен акт санитарно-эпидемиологического обследования жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные врачом <данные изъяты> и специалистом отдела ЖКХ администрации Мотовилихинского района, из которого следует, что жилой дом соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что аварийность дома по <адрес> не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос о целесообразности или нецелесообразности ремонта жилого дома следует решать с учетом баланса интересов как собственник а жилого дома, так и права граждан на проживание в привычной для них комфортной обстановке. Какого-либо обоснования нецелесообразности ремонта зданий стороной истца по иску не представлено.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований администрации города Перми о выселении в порядке ст.86 ЖК РФ с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения следует отказать, а встречные исковые требования удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Отказать администрации города Перми в удовлетворении заявленных исковых требований о выселении Стариковой С.В., Лузиной Ю.А., Стариковой Е.А., Стариковой О.А., Карамян К.Р..

Признать незаконными акт обследования многоквартирного дома № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу за № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать недействительным Постановление Администрации города Перми за № «О мерах по сносу собственниками жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ в части жилого дома по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Мотовилихинский суд города Перми.

Судья Мотовилихинского

Районного суда Т.П.Широкова