Решение по делу 2-781/2011



Дело №2-781(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Петуховой П.,

с участием представителей истца по доверенности Мухачевой И.В., Маркелова А.В., Фрунза Н.Ф., ответчицы Устюжаниновой С.В., представителя ответчицы по доверенности Широнина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Пермскому краю к Устюжаниновой С.В. о возложении обязанности заключить договор социального найма,

установил:

Главное управление МЧС России по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Устюжаниновой С.В.о возложении обязанности заключить договор социального найма, указывая в заявлении, что в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2004г. N 170-О, указано, что военная служба, по смыслу ст. 59 и ст. 71 (п. "т") Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 1. ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гласит, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно ч. 13. ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. На основании п. 1 ст. 23 Закона № 76-ФЗ военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Устюжанинова С.В. является военнослужащим МЧС России, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в распоряжение начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области в связи с организационно-штатными мероприятиями. В настоящее время Устюжанинова С.В. находится в распоряжении начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю в соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку не обеспечена жильем, поставлена на все виды обеспечения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Ответчик с семьей 3 человека состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в получении жилья, с ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ). Проживает с семьей в двух комнатах общежития <данные изъяты> общей площадью 24 кв.м по адресу: <адрес> (по месту регистрации супруга и детей). Зарегистрирована по месту нахождения воинской части в <адрес> (в настоящее время в/ч ликвидирована).

В декабре 2006г. в ходе проведения открытого конкурса на приобретение жилых помещений для военнослужащих и сотрудников ГПС МЧС России Пермской области был заключен контракт на приобретение двухкомнатной квартиры общей площадью 61,13 кв.м. по адресу: <адрес>. Данная квартира решением ЦЖК Главного управления МЧС России по Пермскому краю (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) была распределена Устюжаниновой С.В. Ответчик от предлагаемого жилого помещения отказалась. В октябре 2009г. состоялся открытый конкурс на приобретение квартир в г.Перми для военнослужащих, находящихся в распоряжении. ДД.ММ.ГГГГ Устюжаниновой С.В. была предложена двухкомнатная квартира общей площадью 75,3 кв.м по адресу: <адрес> (протокол ЦЖК от ДД.ММ.ГГГГ ). Ответчик от получения данной квартиры также отказалась. Причина отказа - не устраивает <адрес>. В октябре 2010г. в ходе открытого конкурса на приобретение жилых помещений для военнослужащих МЧС России Пермского края заключены контракты на приобретение квартир. Устюжаниновой С.В. была предложена двухкомнатная квартира общей площадью 72,6 кв.м. по адресу: <адрес> (протокол ЦЖК от ДД.ММ.ГГГГ ). Устюжанинова С.В. отказалась от данного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Устюжанинова С.В. отказалась от предложенных жилых помещений, находящихся в <адрес>. На предложение участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и получения государственного жилищного сертификата ответчик также ответила отказом.

Считают, что свои обязательства Главное управление МЧС России по Пермскому краю по обеспечению жильем военнослужащего Устюжаниновой С.В. выполнило. Все жилые помещения предлагаемые ответчику и его семье соответствовали нормам предоставления площади жилого помещения, установленным ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ, санитарным и техническим правилам и нормам, расположены в избранном ответчиком месте для постоянного жительства в г. Перми. При этом Устюжанинова С.В. намеренно затягивает процесс увольнения в связи с надуманными причинами отказа от предоставляемого жилья. Поскольку действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих соответствующую выслугу лет и не обеспеченных на момент увольнения жилым помещением, Главное управление МЧС России по Пермскому краю вынуждено было заключить контракты о прохождении военной службы с Устюжаниновой С.В. ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет, ДД.ММ.ГГГГ до достижения предельного возраста. Устюжанинова С.В. фактически не исполняя должностные обязанности и не выполняя конкретный объем работы, так как в штатном расписании Главного управления МЧС России по Пермскому краю отсутствует должность <данные изъяты> (аналогичная ранее занимаемой), получает полное денежное обеспечение.

Жилье для военнослужащих, находящихся в распоряжении, приобретается в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования согласно плану обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания. Главное управление МЧС России по Пермскому краю при покупке квартир обязано обеспечить в установленном порядке проведение аукционных (конкурсных) мероприятий, целевое и эффективное использование средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством. Приобретение квартир по конкретным адресам (районам), требуемым Устюжаниновой С.В. приведет к нарушению Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Неоднократные отказы от приобретаемого жилья для ответчика нарушают права других военнослужащих на обеспечение их жилыми помещениями, поскольку жилье в первоочередном порядке приобретается для конкретных военнослужащих, находящихся в распоряжении. Для других военнослужащих, признанных в установленном порядке, нуждающимися в получении жилья, жилые помещения не приобретаются, пока не будут обеспечены жилыми помещениями военнослужащие, находящиеся в распоряжении и имеющие право на внеочередное получение жилья. Расчет площади приобретаемого жилого помещения производится из количества членов семьи и права на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащего согласно п.8 ст.15, ст.15.1 Закона № 76-ФЗ. Перераспределить квартиру в случае отказа другому военнослужащему возможно только при соответствии площади перераспределяемой квартиры требуемой площади жилого помещения, которое обязаны предоставить военнослужащему. Распределять квартиры, приобретенные для военнослужащих, сотрудникам ФПС МЧС России не допускается, поскольку приведет к нарушению бюджетного законодательства РФ. В случае отказа военнослужащего от предоставляемого жилого помещения расходы по оплате коммунальных услуг, с момента принятия приобретенных квартир на баланс, несет Главное управление МЧС России по Пермскому краю за счет федерального бюджета.

Кроме того, отказ от предлагаемых квартир нарушает право на жилище членов семьи ответчика. Согласно ч.1. ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Устюжанинова С.В. правом на получение жилья пользуется таким образом, что наносит вред членам своей семьи, другим военнослужащим, федеральному бюджету, а, следовательно, и государству. Неоднократные отказы Устюжаниновой С.В. от предоставляемого жилья являются злоупотреблением правом. Просит обязать Устюжанинову С.В. заключить с Главным управлением МЧС России по <адрес> договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Представители истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, пояснили, что военнослужащий, проходящий службу по контракту имеет право выбрать место жительства в пределах РФ. Район г. Перми не является населенным пунктом. В соответствии ФЗ№ 94 истец имеет право объявить конкурс, целенаправленно приобретать квартиру в Мотовилихинском районе г. Перми они не имеют право, т.к. конкурс объявляется по г. Перми. Считает, что ответчица злоупотребляет своими правами отказываясь от предлагаемого ей жилья, она уклоняется от службы и получает полное денежное довольствие, пользуется льготами. Потратить денежные средства на приобретение жилья другим сотрудника истец не имеет право до предоставления жилья ответчику в порядке очередности. Устюжаниновой С.В. предлагается жилье исходя из 4 человек по 16 кв.м на каждого. Предлагаемая квартира по <адрес> <адрес> имеет площадь 72,6 кв.м, квартира свободная, эта квартира по площади приобреталась специально для ответчика и не может быть предоставлена другому сотруднику.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала ранее данные пояснения, аналогичные изложенному в отзыве. В письменном отзыве указала, что в соответствии с п.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. В соответствии с п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии с п.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. На основании данных нормативно-правовых актов считает, что заявленные требования истца не основаны на Законе и противоречат ему.

В исковом заявлении истец указывает на то, что он выполнил перед ответчиком обязательства по обеспечению жильем. Данный довод считает необоснованным, т.к. в соответствии с п. 1 ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, передать деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кроме того, на основании ст.309 ГК РФ обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и т.д. Принимая во внимание тот факт, что истец желает её уволить с военной службы, то данное обязательство, а именно обеспечить жилым помещением, следует из Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с п.1 ст.23 Закона № 76 ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона. В соответствии с п.14 ст.15 Закона № 76-ФЗ Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с п.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Ответчик постоянно проживает по адресу: <адрес>, пом. <адрес>

В соответствии с п.2 ст.447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на неё. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. В данном случае под вещью понимается денежные средства на приобретение жилья. Кроме того, в соответствии с Законом №76-ФЗ денежные средства выделялись для ответчика с целью приобретения жилого помещения, поэтому она является обладателем имущественного права. Истец должен был провести аукцион с учетом её мнения или ее участием. Более того, истец должным образом не известил ее, не поставил в известность, не учел её рапорта о выборе места жительства, не объявил о проводимых аукционах, чем нарушил права, предусмотренные Конституцией РФ, Законом № 76-Ф3. О проведенном аукционе она узнала после того, как он состоялся. Считает, что истец не выполнил перед ней обязательства по предоставлению жилого помещения, т.к. какие-либо жилые помещения в собственность она не получала. Кроме того, считает доводы истца о том, что приобретение квартир по конкретным адресам (районам) приведет к нарушению Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не состоятельным, т.к. данный Закон не противоречит данному доводу истца. Напротив, нарушаются её права и гарантии, предусмотренные Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 76-ФЗ. Доводы истца о том, что отказы от приобретения жилья нарушают права других лиц считает не обоснованными, т.к. жилое помещение по адресу: <адрес> приобреталось без её участия. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ по данному жилому помещению было принято решение о его передаче ФИО6 Поэтому права третьих лиц соблюдены. На основании вышеизложенного считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, т.к. оно противоречит Всеобщей декларации прав человека. Конституции РФ, Гражданскому кодексу, Закону №76-ФЗ, обычаям делового оборота.

Представитель ответчицы в судебном заседании по исковым требования возражал, дал аналогичные пояснения.

Выслушав представителей истца, ответчицу, представителя ответчицы, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требований удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 1. ст. 15 ФЗ от 06.03.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 2.1. ст. 15 Указанного закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно п. 13. ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 76-ФЗ предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ № 76-ФЗ военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Материалами дела установлено, что Устюжанинова С.В. является военнослужащей. Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ ответчица зачислена в распоряжение начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области и содержится за штатом до решения вопроса дальнейшего прохождения службы или увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д.10-12). В настоящее время Устюжанинова С.В. находится в распоряжении начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю, с ней заключен контракт о прохождении военной службы до достижения предельного возраста нахождения на военной службе (л.д.52).

Согласно протокола г. заседания жилищной комиссии Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ п. 15 принято решение включить ефрейтора Устюжанинову С.В. в список очередников на получение жилья с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи: муж- ФИО7, сыновья ФИО15. (л.д. 15-17).

Согласно рапорта ответчика Устюжаниновой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ он отказалась от участия в президентской программе «государственный жилищный сертификат» и просила обеспечить отдельной квартирой в г. Перми на семью из 4 человек.(л.д. 31)

ДД.ММ.ГГГГ Устюжанинова С.В. обратилась с рапортом в котором просила не исключать ее из списков ГУ МЧС России по Пермской области до обеспечения жилой площадью по нормам жилищного законодательства РФ. От участия в программе ГЖС отказывается. (л.д. 32).

В декабре 2006г. в ходе проведения открытого конкурса на приобретение жилых помещений для военнослужащих и сотрудников ГПС МЧС России Пермской области был заключен контракт на приобретение двухкомнатной квартиры общей площадью 61,13 кв.м. по адресу: <адрес>.

Выпиской из протокола заседания ЦЖК ГУ МСЧ России по Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что было принято решение комиссии предоставить Устюжаниновой С.В. на семью из четырех человек 2-х комнатную квартиру кв.м. по адресу <адрес> с исключением из списка очередников. С решением ЦЖК о выделении квартиры Устюжанинова С.В. не согласилась. (л.д. 19-20). В уведомлении (л.д. 37) Устюжанинова С.В. не согласилась с выделением квартиры, т.к. не устраивает район, больная мама.

Выпиской из протокола заседания ЦЖК ГУ МСЧ России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что было принято решение военнослужащим, находящимся в распоряжении начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю и состоящим на учете нуждающихся в получении жилья, в том числе Устюжаниновой С.В. предложено стать участниками подпрограммы «Государственные жилищный сертификаты» и приобрести жилье, путем реализации ГЖС. Решение Устюжаниновой С.В.: участвовать в подпрограмме и получении ГЖС отказалась (л.д. 21).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Пермскому краю предлагалось Устюжаниновой С.В. решение проблемы обеспечения ее жильем путем получения и реализации ГЖС на сумму <данные изъяты> рублей.(л.д. 39).

В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ Устюжанинова С.В. указывала о своем несогласии участвовать в данной программе, т.к. выделяемая сумма не обеспечивает приобретение трехкомнатной квартиры в <адрес>. (л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МСЧ России по Пермскому краю в адрес Приволжского регионального центра было направлено сообщение о лицах, находящихся в распоряжении начальника ГУ и необеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания в <адрес>, в том числе указывалась ответчик, с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств в необходимом объеме для приобретения жилья исходя из сложившейся ценовой ситуации на рынке жилья в <адрес> (л.д. 40). ДД.ММ.ГГГГ вновь направлено сообщение с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительном выделении денежных средств на приобретение жилья для указанных сотрудников (л.д. 41).

ДД.ММ.ГГГГ Устюжаниновой С.В. на имя председателя центральной жилищной комиссии был направлен рапорт в котором ответчица указала, что выбирает место жительства <адрес> микрорайоны <данные изъяты> или <данные изъяты>. Ответчиком предложены также альтернативные варианты покупки жилья в <данные изъяты> или <адрес> (л.д. 73).

В октябре 2009г. состоялся открытый конкурс на приобретение квартир в г.Перми для военнослужащих, находящихся в распоряжении начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ Устюжанинова С.В. в рапорте указала, что о неисполнении со стороны жилищной и тендерной комиссий в части учета её пожеланий при приобретении квартиры в г. Перми. Указывала, что в случае приобретения квартиры по <адрес> она откажется от ее приобретения, не устраивает возраст и место положения квартиры. Просила дать указание не заключать контракт на покупку данного жилья (л.д. 75).

Согласно протокола заседания ЦЖК ГУ МСЧ России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Устюжаниновой С.В. был предложен к рассмотрению следующий вариант обеспечения её семьи жильем: 2-комнатная квартира общей площадью 75,3 кв.м (без учета площади балконов и лоджий) в новостройке <адрес>. Устюжанинова С.В. рассмотрела и не дала согласия на предложенный вариант, объяснив, что хотела бы посмотреть квартиру. Рассмотрение вопроса о выделении Устюжаниновой С.В. квартиры перенесено на следующее заседание ЦЖК (л.д. 22-23).

В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывала, что ее не устраивает приобретение жилья в Закамске, сообщала, что выбирает местом жительства <адрес> с получением жилья в собственность, предоставляла информацию об интересующем ее жилье, продаваемом в <адрес> от застройщика по <адрес>, альтернативный вариант в <адрес> (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ Устюжаниновой С.В. была предложена двухкомнатная квартира общей площадью 75,3 кв.м. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ согласно протокола заседания ЦЖК ГУ МСЧ России по Пермскому краю Устюжаниновой С.В. был предложен к рассмотрению выше указанный вариант обеспечения её семьи жильем. Устюжанинова С.В. рассмотрела вариант и отказалась от осмотра квартиры. Комиссия решила: в соответствии с действующим законодательством РФ предоставить по договору социального найма (с последующим заключением Договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан) Устюжаниновой С.В. на семью из 4-х человек 2-комнатную квартиру общей площадью 75.3 кв.м по адресу <адрес>. Площадь предоставляется с исключением из списка очередников. Выдать уведомление Устюжаниновой С.В. о выделении ее семье указанного жилого помещения. Устюжанинова С.В. с решением ЦЖК не согласна, ее не устраивает район <адрес>, в котором находится жилое помещение. Вышеуказанная квартира находится в <адрес>. Комиссией принято решение проинформировать Устюжанинову С.В. о ее жилищных правах, предложено обдумать и принять окончательное решение. Устюжанинова С.В. с решением комиссии о предоставлении ей данной квартиры не согласна, приложен рапорт от ДД.ММ.ГГГГ -р.(24-27).

В уведомлении о выделении квартиры по <адрес> ответчик сообщила о своем не согласии, т.к. не устраивает район (л.д.38).

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес приволжского регионального центра направлялись сведения по планируемому приобретению жилых помещений для военнослужащих с учетом ценовой ситуации на рынке жилья г. Перми (л.д.42).

Устюжанинова С.В. в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ просила выделенные денежные средства направить на приобретение для нее и семьи 3-х комнатной квартиры общей площадью 72-81 кв.м, и сообщала, что выбирает местом жительства <адрес>, мкр. <адрес> и представляла информацию об интересующем ее жилье о застройщиков по <адрес> (л.д. 73об -74).

В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывала на отказ от получения государственного жилищного сертификата, настаивала на своем праве по обеспечению жилым помещением по установленным нормам и просила её не увольнять до момента обеспечения жилым помещением (л.д. 36).

В октябре 2010г. в ходе открытого конкурса на приобретение жилых помещений для военнослужащих МЧС России Пермского края заключены контракты на приобретение квартир. В том числе была приобретена квартиры по <адрес> (л.д. 60, 61-63).

ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания ЦЖК ГУ МСЧ России по Пермскому краю установлено, что Устюжаниновой С.В. предлагалась к предоставлению квартира общей площадью 72,6 кв.м, что соответствует норме предоставления (не менее 72 и не более 81кв.м), по адресу <адрес>. Устюжанинова С.В. с решением о выделении ей данной квартиры не согласна, написала отказ от предоставляемого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-30). В отказе (л.д. 43) указала, что её не устраивает квартира.

В письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ Устюжанинова С.В. отказалась от предложенного жилищной комиссией жилого помещения в <адрес>, т.к. местом для постоянного проживания выбран <адрес> (л.д.44).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание ЦЖК Главного управления МЧС России по Пермскому краю (выписка из протокола ), на котором решено в связи с отсутствием документов в полном объеме не предоставлять 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес> ФИО8 и подготовить документы для обращения в суд с иском о понуждении ответчика к заключению договора социального найма.

На запрос суда истец сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением МЧС России по Пермскому краю была приобретена квартира по адресу: <адрес> общей площадью 72,6 кв.м для обеспечения жилым помещением <данные изъяты> Устюжанинову С.В., стоящую в распоряжении начальника Главного управления. На заседании центральной жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ приобретенное жилое помещение было предложено <данные изъяты> Устюжаниновой С.В., от которого она отказалась. После чего было принято решение о распределении данной квартиры подполковнику ФИО8 при условии предоставления всех необходимых документов в полном объеме, в том числе справок о не обеспечении жильем с прежних мест службы. Срок предоставления был дан до ДД.ММ.ГГГГ В установленный срок ФИО8 документы не предоставил, на запросы, направленные Главным управлением в <адрес> и <адрес> ответы не поступили. На заседании ЦЖК ДД.ММ.ГГГГ было принято решение не предоставлять ФИО8 двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, подготовить документы для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 72,6 кв.м. Устюжаниновой С.В. с Главным управлением МЧС России по Пермскому краю. В настоящее время квартира по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Пермскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60). Договор социального найма данного жилого помещения с ФИО8 не заключался.

Согласно списка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчица состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в получении жилья, с ДД.ММ.ГГГГ Проживает с семьей в двух комнатах <данные изъяты> общей площадью 24 кв.м по адресу: <адрес>.

В обоснование своих доводов о том, что местом жительства был выбран <адрес> и жилое помещение должно быть предоставлено соответственно в <адрес>, ответчица представила суду справки из учебных заведений и занятия споротом, сведения о проживании ФИО9, матери супруга, по адресу <адрес> о том, что ФИО9 является инвалидом первой группы и нуждается в уходе. Также судом был допрошен свидетель ФИО10, который пояснил, что проживает по <адрес> в частном общежитии по договоренности за плату. Намерены получить жилое помещение в <адрес> и <адрес> не устраивает в связи с отдаленностью от центра города. Считает, что нарушаются его права как супруга, т.к. их заставляют жить в другом месте, где нет достойных учреждений для обучения детей. Считает, что при проведении аукциона должны быть учтены их требования к жилью.

Суд соглашается с тем, что все жилые помещения, в том числе по адресу <адрес>, предлагаемые ответчице и ее семье соответствовали нормам предоставления по площади жилого помещения, установленным ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ, санитарным и техническим требованиям и нормам, расположены в избранном ответчицей месте для постоянного жительства в г. Перми. Жилое помещение по <адрес> также свободно от прав третьих лиц. При этом суд не может принять во внимание доводы ответчицы о том, что местом жительства она избрала для себя Мотовилихинский район соответственно жилое помещение ей и ее семье должно быть предоставлено в Мотовилихинском районе г.Перми, поскольку применительно к п. 5 ст. 57 ЖК РФ (по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления) населенным пунктом в данном случае является г.Пермь. В частности о том, что местом жительства ответчицей избран г.Пермь свидетельствуют ее рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, 30.70.2010г., где наряду с информацией об интересующем ответчицу жилье в Мотовилихинском района, она указывает на жилье находящееся в <адрес> и <адрес> <адрес>. Не могут влиять по мнению суда на обязанность ГУ МСЧ России по Пермскому краю по предоставлению ответчице и ее семье жилья конкретно в Мотовилихинском районе г.Перми и те обстоятельства, что дети обучаются в школах, расположенных в Мотовилихинском районе, а также тот факт, что ФИО9 нуждается в постороннем уходе. Обучение детей в настоящее время в школах Мотовилихинского района естественно, поскольку как правило родителями выбираются учебные учреждения приближенные к адресу проживания ребенка. Доводы о том, что в других районах г.Перми для детей не будет достойного обучения ничем не обоснованы. Что касается ухода за матерью супруга, то как следует из пояснений ответчицы и ее супруга, их семья проживает отдельно от ФИО9, постоянного ухода согласно справке не требуется. Более того, в соответствии с семейным законодательством обязанностью оказывать помощь своим родителя лежит на их детях, ФИО9 матерью ответчицы не является. Доказательств того, что переезд на другое место жительства может негативно сказаться на сыновей обязанности по отношению к родителю суду не предоставлялось.

Учитывая представленные истцом доказательства по исполнению своей обязанности по предоставлению ответчице жилья, в том числе по адресу <адрес>, поскольку действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих соответствующую выслугу лет и не обеспеченных на момент увольнения жилым помещением и действия ответчицы по отказу от предоставляемых жилых помещений по основаниям получения жилья только в Мотовилихинском районе, суд полагает возможным сделать вывод о том, что стороны ответчицы имеет место злоупотребление правом.

Вместе с тем, не смотря на указанный вывод, суд считает, что обязать Устюжанинову С.В. заключить договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес> суд не может в силу прямого указания закона на свободу договора.

В частности, в соответствии с ч. 1 ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ч.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно положений жилищного законодательства и непосредственно ст. 60 ЖК РФ, понуждение нанимателя к заключению договора найма также не предусмотрено. В связи с чем исковые требования Главного управления МЧС России по Пермскому краю о возложении на ФИО11 обязанности заключить с ГУ МЧС России по Пермскому краю договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что ответчицей ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на оказание юридических услуг с Широниным А.И.. В соответствии с п. 1.1. заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать юридические услуги в соответствии с техническим заданием: судебную и иную юридическую защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заказчика по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Пермскому краю о понуждении заключения договора социального найма по адресу <адрес>, представительство заказчика в арбитражных суда, судах общей юрисдикции, в службе судебных приставов, в органах исполнительной власти, в иных органах.

Устюжаниновой С.В. ставится вопрос о возмещении расходов по оплате юридических услуг размере <данные изъяты> рублей. Данные расходы были фактически понесены ею в установленном размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что размер суммы, подлежащей оплате представителям за оказанные юридические услуги законодательно не определен, и исходя из основ гражданского законодательства о свободе договора граждане свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, то суд при определении суммы подлежащей взысканию исходит из принципа разумности. Сумму в <данные изъяты> рублей с учетом принципа разумности суд считает несоразмерной.

Также суд учитывает помимо требований разумности и справедливости, характер предъявленных истцом требований, соотносимость расходов с объемом защищаемого права и конкретных обстоятельств дела, в частности, продолжительности и количества судебных заседаний, поскольку представитель ответчицы принимал участие в двух судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, времени затраченного представителем на представление интересов ответчицы в суде и составление возражений по иску.

Кроме того, как следует из Протокола о согласовании стоимости работ к Договору от ДД.ММ.ГГГГ заказчик оплачивает исполнителю стоимость работ в виде разовой денежной суммы. Стоимость работ по техническому заданию составляет <данные изъяты> рублей. Вместе с тем в техническом задании кроме судебной защиты прав и интересов заказчика по иску ГУ МЧС о понуждении к заключению договора социального найма имеется также обязанность исполнителя представлять интересы заказчика в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, в службе судебных приставов, в органах исполнительной власти и в иных органах. Однако, из п.1.2 технического задания не следует, что представительство будет осуществляться в связи с заявленным иском. Доказательств исполнения части услуг по договору, а именно по предоставлению иной юридической защиты ответчице и представлению ее интересов в арбитражных судах, службе судебных приставов, иных органах исполнительной власти в рамках данного гражданского дела, суду не представлено. Принимая буквальный смысл технического задания в совокупности с протоколом согласования стоимости работ в <данные изъяты> рублей, суд приходит к выводу, что заказчик оплачивает работы исполнителя в размере <данные изъяты> рублей не только в связи с данным рассматриваемым граждански делом.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования Устюжаниновой С.В. о возмещении расходов за услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей. В остальной части заявление о взыскании расходов на представителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в удовлетворении исковых требований к Устюжаниновой С.В. о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес> отказать.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Пермскому краю в пользу Устюжаниновой С.В. расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

                                                       Судья: подпись

<данные изъяты>. Судья: