Решение по делу 2-791/2011



Дело № 2-791(2011)

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

17 марта 2011г. Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М. Е.

при секретаре Петуховой П.,

с участием истицы Тылибцевой О.А., представителя истицы по доверенности Вылегжаниной А.А., представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г. Перми по доверенности Кусакиной Л.А., представителя 3-го лица по доверенности Мокрушина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тылибцевой О.Л. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г.Перми о признании решения комиссии в части отказа во включении периодов работы в спецстаж незаконным, включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии,

                                                    у с т а н о в и л:

Тылибцева О.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми району о признании решения комиссии в части отказа во включении периодов работы в спецстаж незаконным, включении периодов в спецстаж, назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 08 сентября 2010 года она представала в управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми документы для назначения досрочной пенсии с момента возникновения на ее права, поскольку ее специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию (по выслуге лет) в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей к этому времени составил более 25 лет.

Решением пенсионной комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми от 02.12.2010 года № 1170 в назначении досрочной пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого трудового педагогического стажа. Комиссия не включила в специальный педагогический стаж период работы: с 01.06.2002 г. по 31.07.2002 г. (00-02-00), с 06.08.2002 г. по 31.08.2002 г. (00-00-26), с 07.09.2002 г. по 30.11.2002 г. (00-02-24), с 02.12.2002 г. по 01.09.2003 г. (00-09-02) - в должности воспитателя <данные изъяты> с 20.10.2003г. по 31.12.2003г. (00-02-12) в должности воспитателя ясли-сада <данные изъяты> с 02.01.2004г. по 31.08.2006г. (02-08-01) в должности воспитателя <данные изъяты> с 11.11.1985 г. по 20.11.1985 г. (00-00-10), с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г. (00-00-29), с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г. (00-00-10), с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г. (00-00-30), с 03.02.2000г. по 10.02.2000 г. (00-00-08), с 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г. (00-00-02), с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г. (00-00-05), с 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г. (00-00-12), с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-02-28), с 01.05.2002 г. по 31.05.2002 г. (00-00-30), с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. (00-00-06) - Итого (00-07-20) курсы повышения квалификации и учебные отпуска.

Основанием не включения в специальный стаж указанных периодов явилось, согласно отказа ответчика: с 2003г. по 2006г. трудовой деятельности в должности воспитателя <данные изъяты> в связи с тем, что отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, как педагогическая деятельность; с 1985г. по 2002г. период нахождения на курсах повышения квалификации в связи с тем, что согласно ст.ст.27, 28 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды работы получение пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а период нахождения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска и др. отвлечения в указанном перечне не предусмотрены; с 2002г. по 2003г. должности воспитателя <данные изъяты> в связи с тем, что структурное подразделение не предусмотрено п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в т.ч. отсутствие льгот на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

С данным решением комиссии она не согласна, поскольку стаж, необходимый для назначения ей досрочной пенсии по старости (по выслуге лет) ею отработан к моменту обращения за пенсией т.е. на 08.09.2010г. и составил более 25 лет, а именно 25 лет 06 мес. 10 дней.

В указанные спорные периоды, в том числе с 1985 по 2006 годы и по сегодняшний день она работает и осуществляет свою трудовую деятельность, связанную с образовательным процессом, обучением и воспитанием детей.

Кроме того, считает, право на пенсию, она имеет в соответствии с основными принцами и нормами, предусмотренными действующим пенсионным законодательством по ее назначению, а так же общими нормами международного и национального права в части социального и пенсионного обеспечения. Так в частности, согласно международным Пактам от 16.12.1966г. и определению Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. № 310-О, не могут ущемляться права педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в разных образовательных учреждениях и различных форм собственности. Право педагогических работников на получение пенсии за выслугу лет было предусмотрено и действующим до 1990г. законодательством, Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 1990г., а так же пенсионным законодательством после января 2002г. - Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

Кроме того, ответчик при вынесении решения об отказе включения спорного периода времени в ее педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, руководствовался действующим законодательством РФ, в частности Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Постановлениями Правительства от 11.07.2002 г. № 516, от 29.10.2002 № 781. Однако, правоотношения относительно возникновения ее права возникли в период до вступления в силу данных законодательных и нормативных актов, в связи с чем к данным правоотношениям должны применяться нормы ранее действующего законодательства, в частности Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 1990г., в соответствии с которыми указанное право у нее как гражданина РФ было и должно быть сохранено в новых условиях при выходе на пенсию. Согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ, в «Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Как указано в преамбуле Федерального Закона «О государственных пенсиях в РФ», последний призван обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере роста благосостояния трудящихся. В соответствии с основными принцами назначения пенсии, пенсия работникам в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В период осуществления ей трудовой деятельности в спорные периоды она осуществляла непосредственно педагогическую деятельность, что является основным критерием определения ее права на досрочную пенсию. Кроме того, международными пактами от 1966г. лишение права на социальное и пенсионное обеспечение на равных со всеми другими педагогическими работниками условиях, отнесено к дискриминации по иным обстоятельствам. Такая дискриминация запрещена международными нормами и Конституцией РФ. Согласно определению Конституционного суда РФ от 06.12.2001г., установлено, что до принятия специального пенсионного законодательства, которое регламентирует пенсионное обеспечение работников, осуществляющих педагогическую деятельность, в иных учреждениях для детей, кроме муниципальных и государственных, эти граждане РФ не могут быть лишены права на получение пенсии за осуществление педагогической деятельности.

Тем самым, детское учреждение - <данные изъяты> (Детский сад), а также <данные изъяты> могло и не иметь статуса юридического лица, а так же быть лишь структурным подразделением не государственного или не муниципального учреждений, а также в его наименовании могли не содержаться какие-либо термины, но по свому содержанию, указанные учреждения выполняли и осуществляли образовательную деятельность по воспитанию и обучению детей, в соответствии с действующим законодательством об образовании прошлых лет, так и действующим Законом РФ «Об образовании» (ст.ст. 12, 18). То обстоятельство, что детское учреждение учебно-воспитательного комплекса <данные изъяты> с 2003г. по 2006г. и <данные изъяты> с 2002г. по 2003г. относились к дошкольным образовательным учреждением и являлись детским садом (ясли-сад) подтверждается осуществлением непосредственно данными учреждениями образовательной деятельности по обучению и воспитанию несовершеннолетних детей. Указанные детские дошкольные образовательные учреждения своего профиля образовательной деятельности на протяжении своего функционирования не меняли. Считает, что не своевременное внесение учредителем в наименование учреждения каких-либо записей, а также не представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работников не может негативно отражаться на конституционных правах граждан РФ в части социального и пенсионного обеспечения.

Считает, что трудовая деятельность в должности воспитателя ясли-сада <данные изъяты>, а также трудовая деятельность в должности воспитателя <данные изъяты> подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Кроме того, полагает, ответчиком из спорного периода с 1985 по 2002 годы не обоснованно исключены периоды времени нахождения курсах повышения квалификации и учебных отпусков, итого7 мес. 20дней. В указанные периоды времени - нахождения на кусах повышения квалификации и учебных отпусках она осуществляла трудовые обязанности и состояла в трудовых отношениях с работодателем образовательного учреждения - <данные изъяты> в должности воспитателя. Каких-либо изменений в трудовых отношениях с работодателями в указанные периоды времени не производились. Трудовые отношения были оформлены на постоянной основе. Кроме того, в спорные периоды времени со стороны работодателей за нее производились соответствующие страховые взносы в Пенсионные фонды, что является основным и приоритетным моментом в вопросе определении и включении данных периодов в специальный стаж, согласно Постановления Правительства РФ от 11.07.2003 г. № 516.

Таким образом, ее специальный педагогический стаж с учетом времени работы на педагогических должностях и с учетом указанных спорных периодов времени на момент обращения к ответчику составил более 25 лет, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Просит признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми от 02.12.2010 года № 1170, в части отказа во включении в стаж периодов работы:

с 01.06.2002 г. по 31.07.2002 г. (00-02-00), с 06.08.2002 г. по 31.08.2002 г. (00-00-26), с 07.09.2002 г. по 30.11.2002 г. (00-02-24), с 02.12.2002 г. по 01.09.2003 г. (00-09-02) - в должности воспитателя <данные изъяты>; с 20.10.2003 г. по 31.12.2003 г. (00-02-12) в должности <данные изъяты> с 02.01.2004 г. по 31.08.2006г. (02-08-01) в должности воспитателя <данные изъяты> с 11.11.1985 г.по 20.11.1985 г.(00-00-10), с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г. (00-00-29), с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г. (00-00-10), с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г. (00-00-30), с 03.02.2000 г. по 10.02.2000 г. (00-00-08), с 05.05.2000г. по 06.05.2000 г. (00-00-02), с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г. (00-00-05), с 21.02.2001г. по 04.03.2001 г. (00-00-12), с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-02-28), с 01.05.2002 г. по 31.05.2002 г. (00-00-30), с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. (00-00-06) - итого (00-07-20) - курсы повышения квалификации и учебные отпуска, и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19.п.1.ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные период работы. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми назначить досрочную пенсию по старости с возникновения на нее права с 08 сентября 2010г.

В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дав аналогичные пояснения.

Представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми исковые требования не признала, поддержала возражения на иск представленные ранее, из которых следует, что 08.09.2010г. истица Тылибцева О. А. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с педагогической деятельностью. Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом пользуются лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за педагогическую деятельность включаются периоды работы в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П и другими нормативными актами. В соответствии с указанным законодательством Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 02.12.2010 г. № 1170 Тылибцевой О.А. в специальный педагогический стаж включено 20 лет 9 месяцев 15 дней. Не представляется возможным включить в специальный стаж период работы: 1) с 01.06.2002 по 31.07.2002, с 06.08.2002 по 31.08.2002, с 07.09.2002 по 30.11.2002, с 02.12.12.2002 по 01 09. 2003 (всего 01-02-22) - воспитатель <данные изъяты> - учреждение, структурное подразделение Спискам не предусмотрено; не представлены необходимые документы, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе отсутствие кода льготы на индивидуальном лицевом счете после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. В случае определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П аналогичным образом реализовалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действующему законодательству (ст. 80 и 83 Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ»). За период с 01.11.1999 по 12.11.2002 для определения права на досрочную пенсию за педагогический стаж можно применить постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». В Списках № 1067 также обозначен исчерпывающий перечень наименований должностей и учреждений. Согласно п. 5 Правил № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в таких структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списками, как детский сад. «Центр развития ребенка» Списками не предусмотрен. 2). с 20.10.2003 по 31.12.2003, с 02.01.2004 по 31.08.2006 (всего 02-10-13) - воспитатель <данные изъяты> - учреждение, структурное подразделение Списками не предусмотрено; не представлены необходимые документы, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе отсутствие кода льготы на индивидуальном лицевом счете после регистрации в качестве застрахованного лица. При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Выписка из индивидуального лицевого счета Тылибцевой О.А. за оспариваемые периоды не содержит сведений с кодом льготы, подтверждающим педагогическую деятельность истицы. Администрация <данные изъяты> при подаче сведений, в которых указываются периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда (как того требует п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), не указывала код льготы. Для того чтобы назначение данного вида пенсий и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) были обоснованными, на его органы возложена обязанность контролировать достоверность представляемых работодателями сведений о специальном трудовом стаже работников. Подтверждение специального стажа работников и представление их к назначению досрочных трудовых пенсий входят в компетенцию работодателя и подтверждаются имеющимися документами, содержащими необходимые сведения. Специалисты ПФР для подтверждения достоверности индивидуальных сведений, содержащих информацию о работе, связанной с педагогической деятельностью, проверяют: соответствие наименования организации или ее структурного подразделения, в котором протекала работа, организации или ее структурному подразделению в соответствии с названными Списками; соответствие наименования занимаемой должности той должности, которая предусмотрена названными Списками; правовой статус организации, наличие и дату государственной регистрации; данные об установленной норме рабочего времени (педагогической или учебной нагрузке) и фактическом рабочем времени (педагогической или учебной нагрузке) застрахованного лица в случаях, предусмотренных Правилами от 29.10.2002 № 781. Для получения сведений о наименовании и правовом статусе организации или ее структурного подразделения рассматриваются учредительные документы (устав организации, учредительный договор, постановление компетентного органа о ее образовании, положение о структурном подразделении) и свидетельство о государственной регистрации. Наименование структурного подразделения может подтвердиться штатным расписанием. Для подтверждения факта работы в той или иной должности рассматриваются приказы по организации или ее структурному подразделению о приеме на работу, о переводе на другую работу, об установлении педагогической (учебной) нагрузки (при условии, что в приказах называется должность), тарификационные списки. Специалистами Управления ПФР в <данные изъяты> неоднократно запрашивались документы, подтверждающие работу педагогов в детских садах, ясли-садах предприятия, но специальный стаж работников подведомственных им детских учреждений администрацией <данные изъяты> заявлен не был, льготный характер работы не подтвержден. Следовательно, индивидуальный лицевой счет работников, в т.ч. Тылибцевой О.А., не содержит сведений о льготном стаже и не может быть учтен при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. 3). Кроме этого не подлежат включению в специальный педагогический стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках: с 11.11.1985 по 20.11.1985 (00-00-10); с 05.05.1986 по 02.06.1986 (00-00-29); с 02.01.1987 по 11.01.1987 (00-00-10); с 01.06.1987 по 30.06.1987 (00-00-30); с 03.02.2000 по 10.02.2000 (00-00-08); с 05.05.2000 по 06.05.2000 (00-00-02); с 13.11.2000 по 17.11.2000 (00-00-05); с 21.02.2001 по 04.03.2001 (00-00-12); с 04.10.2001 по 31.12.2001 (00-02-28), в том числе простои; с 01.05.2002 по 31.05.2002 (00-00-30); с 01.09.2002 по 06.09.2002 (00-00-06). В соответствии с п.п. 4, 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Правилами не предусмотрено включение в специальный стаж, кроме работы в должностях и учреждениях, поименованных Списком, других видов деятельности. Данные нормы объясняются разной правовой природой соответствующих периодов и корреспондируют принципу ведения педагогической деятельности и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм человека работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Такие периоды протекают в равных для всех категорий граждан условиях и могут быть засчитаны в общий или страховой стаж. К периодам, подлежащим включению в специальный стаж, должны быть отнесены периоды непосредственно трудовой деятельности по воспитанию, образованию детей. Во время нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации за работником сохраняются только трудовые отношения, педагогическая деятельность в учреждениях для детей как таковая не осуществляется. Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью права на пенсию у истицы не было по причине отсутствия 25-летнего педагогического стажа.

В судебном заседании представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Перми исковые требования истицы поддержал, полагает, что истице в связи с осуществлением ею педагогической деятельности должна быть назначена пенсия досрочно.

Представитель третьего лица ООО «Лукойл-Пермь» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица ОАО «Уралсвязьинформ» не явился, не просил об отложении дела.

Выслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.01.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Ранее до принятия ФЗ от 17.01.2001г. право на получение пенсии по выслуге лет в связи педагогической деятельностью было предусмотрено пенсионным законодательством СССР и РСФСР, а именно: Законом «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956г., Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 N 340-1.

Во исполнение норм законов о пенсиях в различные периоды принимались Постановления, которыми утверждались Списки профессий и должностей работников образования, работа в которых засчитывалась в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и Правила исчисления периодов работы.                    

Постановлением СМ СССР от 17.12.59г. № 1397, утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей работа, в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В этом Перечне предусмотрена должность воспитателя в детских садах и объединенных ясли-садах.

Постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден Список, в соответствии с которым право на выслугу лет имеют воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги, в соответствии с которыми работа в должностях, предусмотренных Списком включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в должности воспитателя в центре развития ребенка - детский сад.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данному списку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей имеют воспитатели дошкольных                                   образовательных учреждений: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли).

В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли).

В судебном заседании установлено, что истица начала свою педагогическую деятельность с 1.12.1984г.

1.06.2002г. на основании приказа № 28-к от 31.05.2002 года истица была принята на работу в <данные изъяты> воспитателем 1 категории в порядке перевода из <данные изъяты> по согласованию руководителей.

01.09.2003 г. на основании приказа № 39-К от 25.08.2003г. истица уволена из <данные изъяты> с вязи с сокращением штата.

20.10.2003 г. на основании приказа № ОК-01/233 от 20.10.2003 года истица была принята воспитателем 10 разряда в <данные изъяты>.

31.08.2006г. на основании приказа от 31.08.2006г. № 98 уволена в порядке перевода в <данные изъяты> и с 01.09.2006 г. принята в <данные изъяты> воспитателем 11 разряда.

С 16.11.2009г. истица на основании приказа от 16.11.2009г. №9л принята в порядке перевода в частное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты>, где работает по настоящее время.

08.09.2010г. истица обратилась в управление пенсионного фонда в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с педагогической деятельностью.

Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми 02.12.2010г. Тылибцевой О.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 8.09.2010г. в виду отсутствия требуемого специального стажа. Включено в стаж 20 лет 9 месяцев 15 дней. В протоколе № 1170 от 02.12.2010г. указано, что не представляется возможным включить в специальный стаж следующие периоды работы:

С 01.06.2002 г. по 31.07.2002 г. (00-02-00)

С 06.08.2002 г. по 31.08.2002 г. (00-00-26)

С 07.09.2002 г. по 30.11.2002 г. (00-02-24)

С 02.12.2002 г. по 01.09.2003 г. (00-09-02) - в должности воспитателя <данные изъяты>, поскольку учреждение (структурное подразделение) Списками не предусмотрено, не представлены необходимые документы, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе отсутствие когда льготы на индивидуальном лицевом счете регистрации в качестве застрахованного лица;

С 20.10.2003 г. по 31.12.2003 г. (00-02-12)

С 02.01.2004г. по 31.08.2006г. (02-08-01) в должности воспитателя <данные изъяты> поскольку учреждение (структурное подразделение) Списками не предусмотрено; не представлены необходимые документы, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе отсутствует код льготы на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

курсы повышения квалификации и учебные отпуска (00-07-20):

С 11.11.1985 г. по 20.11.1985г. (00-00-10)

С 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г. (00-00-29)

С 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г. (00-00-10)

С 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г. (00-00-30)

С 03.02.2000 г. по 10.02.2000 г. (00-00-08)

С 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г. (00-00-02)

С 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г. (00-00-05)

С 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г. (00-00-12)

С 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-02-28)

С 01.05.2002 г. по 31.05.2002 г. (00-00-30)

С 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. (00-00-06).

Анализируя пояснения истицы и представленные суду доказательства, суд считает, что Тылибцевой О.А., как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы с 01.06.2002 г. по 31.07.2002 г. (00-02-00), с 06.08.2002 г. по 31.08.2002 г. (00-00-26), с 07.09.2002 г. по 30.11.2002 г. (00-02-24), с 02.12.2002 г. по 01.09.2003 г. (00-09-02) - в должности воспитателя <данные изъяты> и периоды работы с 20.10.2003 г. по 31.12.2003 г. (00-02-12), с 02.01.2004г. по 31.08.2006г. (02-08-01) - в должности воспитателя <данные изъяты>, следует включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, занимающихся педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зависимо от того, какое наименование и организационно правовую форму имеет учреждение, где они работают.

Кроме того, при рассмотрении данного дела, по мнению суда, следует учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, которым положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которому в стаж в педагогической деятельности включается лишь деятельность осуществлявшаяся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признаны противоречащими Конституции РФ. Названным постановлением определено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), которые включались в стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.

Оснований оспаривать, что <данные изъяты> и <данные изъяты> не являлись учреждениями для детей, у суда нет.

Так истица в судебных заседаниях поясняла, что в спорные периоды трудовой деятельности осуществляла деятельность по воспитанию детей. Она работала с детьми дошкольного возраста, при этом профиль деятельности и ее функциональные обязанности никогда не менялись. Образовательная деятельность велась по программам дошкольного образования, которые утверждены на федеральном уровне и применялись также в муниципальных дошкольных учреждениях.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной должностной инструкцией на воспитателя <данные изъяты> 20.10.2003г., с которой была ознакомлена Тылибцева О.А. Из данной инструкции следует, что воспитатель <данные изъяты> планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание.

Согласно штатных расписаний на 1.12.2001г. и на 1.12.2003г. <данные изъяты> обозначен как структурное подразделение <данные изъяты>.

Из архивной справки ОАО «Уралсвязьинформ» от 28.07.2008г. следует, что истица действительно работала в <данные изъяты> в структурном подразделении <данные изъяты> в должности воспитателя 10 разряда на полную ставку с 20.10.2003г. по 31.08.2006г. Тылибцева О.А. работая в качестве воспитателя <данные изъяты> по условиям работы в течение полного рабочего дня была непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом.

Также доводы истицы подтверждены показаниями свидетеля ФИО5, которая показала, что она уже работала в <данные изъяты> а истица 20.10.2003г. пришла работать. Истица занималась развитием и воспитанием детей от 3 до 6 лет по программе дошкольного воспитания. Функциональные обязанности у истицы не менялись, не менялось и местонахождения детского учреждения, не смотря на то, что неоднократно менялось его название.

Как следует из Положения о дошкольном образовательном учреждении <данные изъяты> основной деятельностью ДОУ является осуществление образовательного процесса, обеспечивающего реализацию государственной образовательной программы РФ в области дошкольного образования. Возраст детей от 2 до 7 лет. Согласно справке от 31.05.2006г. ООО «Лукойл-Пермь» Тылибцева О.А. работала в структурном подразделении <данные изъяты> с 1.09.1992г. по 31.05.2002г. постоянно, полный рабочий день, работа была связана с образовательным процессом.

Согласно приказа о приеме на работу № 28к от 31.05.2002г. истица была принята в <данные изъяты> переводом из <данные изъяты>. Из справки от 25.01.2007г., выданной <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> по отношению к юридическому лицу - некоммерческому партнерству являлось структурным подразделением.

Доводы истицы относительно осуществления педагогической деятельности в <данные изъяты> подтверждены показаниями свидетелей ФИО6 Так свидетель показала, что вместе с истицей работала по 2003г. в <данные изъяты>. Истица работала воспитателем с детьми по программе «Детство». Эта программа утверждена на федеральном уровне. Возраст детей от 3 до 7 лет, в детском саду было 5 групп. Их передавали от одного юридического лица в другое, рабочие функции истицы никогда не менялись, работала она только с детьми.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанные учреждения, структурные подразделения с выше заявленными наименованиями не предусмотренные Списками, не должны умалять право истицы на досрочную пенсию, поскольку и центр развития ребенка- детский сад и ясли-сад относятся к дошкольным образовательным учреждениям, которые осуществляли непосредственно образовательную деятельность по обучению и воспитанию несовершеннолетних детей дошкольного возраста. Указанные дошкольные образовательные учреждения на всем протяжении функционирования профиля образовательной деятельности не меняли, трудовые функции и условия работы истицы также не изменились, истица не смотря на переименование учреждений, структурных подразделений, реорганизацию юридических лиц всегда осуществляла педагогическую деятельность, при этом место расположение детских учреждений и возраст детей также не менялся.      То обстоятельство, что в индивидуальном лицевом счете истицы в спорные периоды времени ее работы работодателем не проставлен код льготы, не может служить основанием для отказа истице во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, так как это, по мнению суда, является упущением работодателя.

Кроме того, истица просит включить в стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с 11.11.1985 г. по 20.11.1985г. (00-00-10), с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г. (00-00-29), с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г. (00-00-10), с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г. (00-00-30), с 03.02.2000г. по 10.02.2000 г. (00-00-08), с 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г. (00-00-02), с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г. (00-00-05), с 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г. (00-00-12), с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-02-28), с 01.05.2002 г. по 31.05.2002 г. (00-00-30), с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. (00-00-06).

Суд находит требования истицы о включении указанных периодов в спецстаж обоснованными.

Анализируя законодательство действующее в оспариваемый период:

статью 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которой устанавливалось что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона;

статью 112 КЗоТ РФ (действовала до 01.01.2002г.), которая устанавливала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (данные гарантии распространялись не только на работников, направляемых для повышения квалификации, но и на иные случаи обучения: направление на переподготовку, обучение новой либо второй профессии);

статью 198 КЗоТ РФ, которая устанавливала, что студентам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи экзаменов и зачетов ежегодно предоставляется отпуск, при этом за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохранялась средняя заработная плата;

статью ст. 196 ТК РФ, которая устанавливает, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

статью ст. 187 ТК РФ, которая устанавливает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы,

можно сделать вывод, что за время нахождения в учебных отпусках за работником сохранялась заработная, это время включалось в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации также является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников повышение квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. Поскольку суду представлены приказы о направлении истицы на курсы повышения квалификации, а также представлены доказательства оплаты заработка за курсы, суд считает, что периодическое повышение истицей квалификации являлось необходимым условием осуществления ею педагогической деятельности по занимаемой должности и было вызвано не личной инициативой истицы, а направлением работодателя. В связи с чем суд считает, что периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд считает, что периоды с 11.11.1985 г. по 20.11.1985г. (00-00-10), с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г. (00-00-29), с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г. (00-00-10), с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г. (00-00-30), с 03.02.2000г. по 10.02.2000 г. (00-00-08), с 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г. (00-00-02), с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г. (00-00-05), с 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г. (00-00-12), с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-02-28), с 01.05.2002 г. по 31.05.2002 г. (00-00-30), с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. (00-00-06) подлежит включению в спецстаж. При этом следует отметить, что в период с 4.10.2001г. по 31.12.2001г., который не был включен как курсы, в том числе простои, курсы повышения квалификации составляли 8 дней. Это следует и из акта специалиста-эксперта УПФР в Ленинском районе г.Перми от 6.10.2010г.: курсы октябрь 6 дней, ноябрь 2 дня. В этот период простоев не было. Согласно акта простои в 2001г. в июне (полный месяц), в августе - 18 дней, сентябрь - полный месяц, октябрь - 1 день. Однако в протоколе № 1170 от 2.12.201г. в стаж периоды работы истицы с 5.03.2001г. по 3.10.2001г. в должности воспитателя <данные изъяты> комиссией были включены.

Таким образом, решение № 1170 от 2.12.2010г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости вышеуказанных периодов работы Тылибцевой О.А. следует признать незаконным, указанные судом спорные периоды подлежит включению в специальный стаж.

Учитывая стаж истицы, учтенный комиссией по назначению пенсии 20 лет 9 месяцев 15 дней и стаж, включенный судом 4 года 8 месяцев 25 дней, суд считает, что у истицы право на назначение досрочной пенсии возникло, поэтому за ней следует признать это право с момента обращения с заявлением в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г. Перми, т.е. с 08.09.2010г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                            Р Е Ш И Л:

Признать решение № 1170 от 2.12.2010г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периодов работы Тылибцевой О.А. с 01.06.2002г. по 31.07.2002г., с 6.08.2002г. по 31.08.2002г., с 07.09.2002г. по 30.11.2002г., с 02.12.2002г. по 01.09.2003г., с 20.10.2003г. по 31.12.2003г., с 02.01.2004г. по 31.08.2006г., с 11.11.1985 г. по 20.11.1985г., с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г., с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г., с 03.02.2000г. по 10.02.2000г., с 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г., с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г., с 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г., с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.05.2002 г. по 31.05.2002г., с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. незаконным.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы Тылибцевой О.Л. 01.06.2002г. по 31.07.2002г., с 6.08.2002г. по 31.08.2002г., с 07.09.2002г. по 30.11.2002г., с 02.12.2002г. по 01.09.2003г. - в должности воспитателя <данные изъяты>; с 20.10.2003г. по 31.12.2003г., с 02.01.2004г. по 31.08.2006г. - в должности воспитателя <данные изъяты>; с 11.11.1985 г. по 20.11.1985г., с 05.05.1986 г. по 02.06.1986 г., с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 01.06.1987 г. по 30.06.1987 г., с 03.02.2000г. по 10.02.2000г., с 05.05.2000 г. по 06.05.2000 г., с 13.11.2000 г. по 17.11.2000 г., с 21.02.2001 г. по 04.03.2001 г., с 04.10.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.05.2002 г. по 31.05.2002г., с 01.09.2002 г. по 06.09.2002 г. - курсы повышения квалификации и учебные отпуска.

Признать за Тылибцевой О.Л. право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 8.09.2010г.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня составления мотивированной части решения.

                            

                                                  Судья: подпись

<данные изъяты> Судья: