Дело № 2-326(2012г.) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Пермь 23 января 2011 года Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Болониной О.Е.. при секретаре Балезиной К.Ю., с участием представителя заявителя Соловьева Д.В., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Марковой Н.Д. о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми, У С Т А Н О В И Л : Маркова Н.Д. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми. В обосновании заявления указано, что гр. Маркова является собственником жилого <адрес>. Дом расположен на земельном участке с кадастровым №, находящемся в муниципальной собственности. 27 февраля 2011 г. доверенное лицо заявителя Соловьев Д.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о внесении департаментом, как представителем собственника, изменений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым № в части изменения вида разрешенного использования участка - на индивидуальную жилую застройку. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказался от внесения изменений в государственный кадастр недвижимости по основанию отсутствия информации о предоставлении Марковой Н.Д. указанного земельного участка, а также потому, что Маркова Н.Д. не является правообладателем земельного участка. Гр. Маркова считает, что указанным решением нарушены права заявителя на получение в собственность указанного земельного участка, т.к. отсутствие в данных государственного кадастра недвижимости сведений о запрошенном виде разрешенного использования земельного участка не позволяет ей зарегистрировать право собственности на участок в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". С учетом изложенного, гр. Маркова просила признать недействительным, нарушающим права заявителя отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым №, находящемся в муниципальной собственности г. Перми, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым № на «индивидуальную жилую застройку» или «отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками». ДД.ММ.ГГГГ Маркова Н.Д. уточнила заявленные требования. В окончательной редакции просила: - признать недействительным, нарушающим права заявителя отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в подаче заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым №, находящемся в муниципальной собственности г.Перми, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, - обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем подачи заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым № на «индивидуальную жилую застройку» или «отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками». Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю. Заявитель Маркова Н.Д. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных уточненных требованиях настаивал, поддержал ранее заявленные требования. Департамент земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще. В заявлении адресованном суду представитель просил рассмотреть заявление в его отсутствии. В ранее представленном отзыве на заявление возражает против удовлетворения требований Марковой Н.Д., пояснив, что в департамент земельных отношений администрации г. Перми поступило заявление Соловьева Д.В., действующего по доверенности от Марковой Н.Д., о внесении изменений в сведения кадастрового учета земельного участка по <адрес> в части вида разрешенного использования. В силу п. 4 ст. 37 ГК РФ возможность выбора вида разрешенного использования в отношении земельного участка принадлежит только правообладателю земельного участка. Поскольку заявителю земельный участок на каком - либо праве не предоставлялся, правом выбора вида разрешенного использования участка она не наделена. У департамента отсутствует обязанность обращаться за установлением вида разрешенного использования земельного участка, выбранного заявителем. В случае, если заявитель является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, он вправе выбирать вид разрешенного использования только в отношении данного объекта. Также полагают, что установленный законом срок на обращение в суд заявителем пропущен. ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежаще. В письменном отзыве на заявление указано, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке площадью с кадастровым номером №. В соответствии со ст. 45 Закона о кадастре, указанный земельный участок является ранее учтенным. Сведения о земельном участке внесены в ГКН органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и представленного договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ В ГКН также содержатся сведения об уточненной площади и границах земельного участка, внесенных на основании представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в орган кадастрового учета представителем Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Сведения о виде разрешенного использования земельного участка в ГКН отсутствуют. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся; 1. на основании градостроительного регламента. 2. на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, при наличии утвержденных в установленном: порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ. Внесение изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка также осуществляется на основании акта, принятого органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции, поступившего в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета, На основании данного документа орган кадастрового учета изменяет записи кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов. ГКН не содержит сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером №. В порядке информационного взаимодействия органом власти в орган кадастрового учета не направлялся документ, подтверждающий установленный вид разрешенного использования земельного участка. Учитывая, что в настоящее время за заявителем не зарегистрировано право собственности он не может реализовать свое право на обращение в орган кадастрового учета в порядке, определенном ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п. 2.1.1. Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, лишь Департамент земельных отношений администрации г. Перми наделен полномочиями распоряжения земельными участками на территории г. Перми, право собственности на которые не разграничено. Орган местного самоуправления в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми является полномочным органом в отношении выбора разрешенного вида использования земельного участка, принятия акта устанавливающего вид разрешенного использования, а также на обращение в орган кадастрового учета в порядке, определенном ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре. В компетенцию Учреждения не входят полномочия по самостоятельному определению и установлению вида разрешенного использования объектов недвижимости, при осуществлении кадастровых процедур орган кадастрового учета не осуществляет также и юридической экспертизы представленных для осуществления кадастрового учета документов, что подтверждается Законом о кадастре и учредительными документами. Учреждение не наделено также полномочиями по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимости. В компетенцию Учреждения входят лишь полномочия по осуществлению кадастрового учета, т.е. действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе. Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу : В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В судебном заседании установлено, что Маркова Н.Д. является собственником жилого дома, назначение жилое, общая площадь 25,5 кв.м., инв.№, лит.А (приведен в нежилое состояние) расположенного по адресу <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Дом расположен на земельном участке площадью 800 кв.м с кадастровым номером №, что подтверждено Договором о праве застройки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-32) и Кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26). В выше указанной выписке указано, что вид разрешенного использования не установлен. Согласно отзыва ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № В соответствии со ст. 45 Закона о кадастре, указанный земельный участок является ранее учтенным. В ГКН содержатся сведения об уточненной площади и границах земельного участка. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка в ГКН отсутствуют. Из ответа Департамента планирования и развития территории города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) следует, что по карте градостроительного зонирования, утвержденной решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 года № 16 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», земельный участок по адресам <адрес>, площадью 800 кв.м., согласно приложенным координатам расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). В судебном заседании установлено, что представитель заявителя Марковой Н.Д. - Соловьев Д.В., действующий на основании доверенности, обращался в Департамент земельных отношений Администрации г.Перми с заявлением, в котором просил обеспечить кадастровый учет изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером №:, расположенного по адресу <адрес>, в отношении вида разрешенного использования земельного участка. На выше указанное обращение Департамент земельный отношений Администрации г.Перми дал письменный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что позиция департамента земельных отношений Администрации г.Перми, выраженная в письме от ДД.ММ.ГГГГ № остается неизменной (л.д.22). Согласно ответа Департамента земельных отношений Администрации г.Перми выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, основания для изменения вида разрешенного использования выше указанного земельного участка отсутствуют, поскольку Маркова Н.Д. не является правообладателем земельного участка (л.д.21). Из ответа ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» ( л.д. 17) следует, что гр. Маркова ранее также самостоятельно обращалась в указанный орган с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости. Во внесении изменений было отказано со ссылкой возможности внесения изменений при подаче заявления лицом, указанным в ч.3 ст. 20 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости». Из ответа Управления Росреестра по Пермскому краю ( л.д. 29) следует также, что гр. Маркова было отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок по основанию не установления разрешенного использования земельного участка. В отзыве на заявление Департаментом земельных отношений Администрации г.Перми также указано на то, что заявителю Марковой Н.Д. земельный участок на каком-либо праве не предоставлялся, то есть заявитель правообладателем земельного участка не является и правом выбирать вид разрешенного использования участка не наделен. В связи с чем считают, что у департамента отсутствует обязанность обращаться за установлением вида разрешенного использования земельного участка, выбранного заявителем. Выше указанные позиции Департамента земельных отношений Администрации г.Перми суд признает ошибочными по следующим основаниям. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Согласно выше указанной статьи к уникальным характеристикам земельного участка относятся следующие сведения: - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); - кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; - описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; - площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В силу ч.2 ст. 7 данного закона вид разрешенного использования отнесен к дополнительным сведениям о земельном участке. Выше указанное также отражено и в п.70 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», согласно которого в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся: на основании градостроительного регламента; на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Согласно ч.4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Согласно ч.3 ст. 20 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка, в том числе, в целях установления вида разрешенного использования вправе обратиться только собственник таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. Внесение изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка также осуществляется на основании акта, принятого органом государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции, поступившего в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета. На основании данного документа орган кадастрового учета изменяет записи кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов. Из пояснений ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГКН не содержит сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № В порядке информационного взаимодействия органом власти в орган кадастрового учета не направлялся документ, подтверждающий установленный вид разрешенного использования земельного участка. Из договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный участок представлялся на праве застройки сроком на 40 лет, то есть фактически под строительство жилого дома. В порядке наследования в ДД.ММ.ГГГГ. дом перешел в собственность гр. Марковой Н.Д., то есть на законном основании. Пунктом 2.1.1 Положения о Департаменте земельных отношений Администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 210 предусмотрено, чтоДепартамент земельных отношений Администрации г.Перми осуществляет полномочия администрации города Перми по рациональному управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми, в том числе муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, находящимся в муниципальной казне, а в части, установленной настоящим Положением, - муниципальным жилищным фондом, земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, в соответствии с выше указанным Положением и п.10 ст. 3 Федерального Закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», суд считает, что именно на Департамент земельных отношений Администрации г.Перми возложены полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Перми, право собственности на которые не разграничено. Следовательно, в силу указанных норм права орган местного самоуправления в лице Департамента земельных отношений Администрации г.Перми является полномочным органом в отношении выбора разрешенного вида использования земельного участка, а также имеет право на обращение в орган кадастрового учета в порядке ч.3 ст. 20 Закона о кадастре. С учетом изложенного суд считает, что отказ Департамента земельных отношений Администрации г.Перми заявителю Марковой Н.Д. в подаче заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности г.Перми, выраженный в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным. При этом суд также не может согласиться с позицией Департамента земельных отношений Администрации г.Перми в той части, что заявитель не является правообладателем земельного участка по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Маркова Н.Д. является собственником жилого дома назначение жилое, общая площадь 25,5 кв.м., инв.№, лит.А (приведен в нежилое состояние) расположенного по адресу <адрес>, расположенного на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером №. Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, заявитель в силу выше указанной нормы является законным правообладателем спорного земельного участка. Учитывая, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением об оспаривании вышеуказанного отказа от ДД.ММ.ГГГГ, заявление подано в установленный 3-месячный срок (ст. 256 ГПК РФ). С учетом изложенного, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в подаче заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности г.Перми, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным и нарушающим права заявителя Марковой Н.Д., так как последняя лишена возможности провести государственную регистрацию своих прав на земельный участок. При таких обстоятельствах, на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Марковой Н.Д. путем подачи заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «индивидуальную жилую застройку» или «отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками». Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Марковой Н.Д. о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми - удовлетворить. Признать недействительным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в подаче заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности г.Перми, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Марковой Н.Д. путем подачи заявления в орган кадастрового учета об учете изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «индивидуальную жилую застройку» или «отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня составления мотивированной части решения. Судья