Дело № 7 - 11 - 2011 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Пермь 28 января 2011 года Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Бурлякова С. В., при секретаре Шардиной О. С., с участием представителя 3 отдела ГПН по Мотовилихинскому району г. Перми Федорова А. С., представителя МУЗ «ГДКП № 1» Фрейман А. Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении: Муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» расположенного по адресу: <адрес>, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 часов на территории и в помещениях поликлиник Муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» по адресам: <адрес>, на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № являясь юридическим лицом, допустило нарушения требования пожарной безопасности при этом, учитывая, что в соответствии с нормами ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также основываясь на нормах ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утвержденных приказом МСЧ от 18.06.2003 г. № 313, а именно: - не проведены замеры сопротивления электрических сетей с оформлением актов или сопровождением соответствующих записей в специально заведенном журнале (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, ППБЛ 07-91 п. ДД.ММ.ГГГГа - не представлены документы, характеризующие пожарную опасность примененных для отделки стен и пола и заполнения подвесного потолка на путях эвакуации материалов (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53, 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25* - эвакуационные выходы из помещений обоих частей поликлиники не произолированы от жилой части здания (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, 38 СНиП 21-07-97* п. 6.11* - в коридорах запущена установка стульев, скамей для посетителей, выполненных без использования металлического каркаса (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, ППБО 07-91 п. 2.2.9 - ширина горизонтальных участков путей эвакуации в коридорах (2-я часть поликлиники) составляет менее 1,2 м (фактически-0,78 м. 0,96 м, 0,93 м, 0,95 м. в разных участках коридора) (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.27 - в следствие установки вентиляционного канала в помещении физкабинета уменьшена зона действия дымового пожарного извещателя (<адрес>) ППБ 01-03 п. 40 - в результате открывания дверей из кабинетов ухудшаются условия эвакуации из помещений 2-й части поликлиники (загружена ширина эвакуационных путей) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 40 - в месте перепада высот в коридоре не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6 (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.28* - на пути эвакуации через общий коридор допущено устройство ступеней с разной высотой и шириной проступи (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.28* - ширина эвакуационного выхода в свету выполнена менее 1,2 (фактически 0,84м) (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.16 - не представлен расчет категорий складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ (<адрес>) ППБ 01-03 п.33 - отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (<адрес>) ППБ 01-03 п. 16; - помещения не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03, 104-03; - допущена горючая отделка стен (масляная краска) на путях эвакуации (коридоры) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53; - допущена горючая отделка пола (линолеум) на путях эвакуации (коридоры) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53; - двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (запасные выхода 1-го этажа) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 52; - на дверях лестничных клеток частично отсутствуют устройства для самозакрывания (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.18; - деревянные конструкции чердачного помещения не оборудованы огнезащитным составом (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14; - противопожарные двери электрощитовой не оборудованы устройствами для самозакрывания (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.17; - ширина путей эвакуации первого этажа менее нормативной (менее 120 см.) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16; - двери в чердачное помещение не в противопожарном исполнении (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.17; - в цокольном помещении допускается хранение горючего мусора (<адрес>) ППБ 01-03 п. 40; - металлические косоуры лестничных маршей не обработаны огнезащитным составом (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14; - не проведены замеры сопротивления изоляции электрических сетей с оформлением актов или сопровождением соответствующих записей в специально заведенном журнале (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, ППБО 07-91 п. ДД.ММ.ГГГГа. В судебных заседаниях представители МУЗ «ГДКП № 1» пояснили следующее. По поликлинике на <адрес>, согласны с п. № 1, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 15, указанными в протоколе об административном правонарушении, в настоящее время заключены договора, ведутся работы по устранению данных нарушений. С п. 2 нарушения не согласны, поскольку на момент проверки у них имелся документ, подтверждающий проведение практических тренировок, впоследствии данный документ ими был представлен инспектору. С п. 4 нарушения не согласны, поскольку в протоколе об административном правонарушении не верно указан адрес больницы - <адрес>. С п. 5 не согласны, поскольку на окнах помещения по адресу: <адрес> установлены решетки, они распашные, ключи имеются. С п. 8, указанным в протоколе не согласны, поскольку в помещении серверной наличие противопожарной двери не предусмотрено и данная дверь ими была поставлена для охраны. С п. 7 и п. 13, указанными в протоколе не согласны, в связи с тем, что здание поликлиники было построено и принято инспекцией по пожарному надзору раньше, чем принят СНиП 21-01-97. С п. 14, указанным в протоколе не согласны, поскольку на момент проверки данные перегородки имелись, инспектору не были представлены акты, данные акты были представлены позднее. С нарушением, указанным в п. 16 не согласны, поскольку по положению о средствах индивидуальной защиты, обязанность возлагается на органы местного самоуправления в пределах территории зон, где возможны химические и биологические загрязнения. Приказ МЧС России № 993 от 21.12.2005 г. к ним отношения не имеет. По лаборатории по <адрес>, не согласны со всеми пунктами, указанными в протоколе об административном правонарушении, с № 17 - № 35, в связи с тем, что в момент проведения проверки в помещении лаборатории по адресу: <адрес>, лаборатория не функционировала, сотрудников в помещении лаборатории не было, поскольку с момента начала проведения проверки все сотрудники лаборатории уволились, о чем у них имеются соответствующие приказы, в данном помещении проводились ремонтные работы. По поликлинике по <адрес>, согласны с пунктами с № 36 - 45, 47, 48, 49, указанными в протоколе об административном правонарушении, для устранения пунктов № 37, 38, 39 требуются значительные финансовые затраты, денег у больницы нет, для выполнения остальных пунктов значительных финансовых затрат не требуется. п. 44 устранить им не представляется возможным, в связи с тем, что здание поликлиники является памятником архитектуры. Не согласны с п. 46, так как при проведении проверки они представили инспектору ОГПН журнал инструктажа. п. 47, указанный в протоколе, в настоящее время устранили. В судебном заседании представитель 3 отдела ГПН по Мотовилихинскому району г. Перми Федоров А. С. пояснил, что им проводилась проверка в помещениях поликлиник МУЗ «ГДКП № 1» по адресам: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности, которые отражены в протоколе об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении в п. № 4 и п. № 8 допущена опечатка, указано, что нарушения допущены в больнице по <адрес>, в то время как поликлиника находится по адресу: <адрес>. Просил исключить из списка допущенных нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении: - п. № 2, поскольку документы, подтверждающие проведение тренировок ему были представлены; - п. № 5, поскольку впоследствии ему действительные показали, что установленные на окнах решетки открываются; - п. № 8, поскольку в помещении серверной не требуется противопожарная дверь; - п. № 14, в связи с тем, что ему представлены соответствующие акты на данные помещения; - с п. № 17 - 35 - все пункты, относительно лаборатории по <адрес>. Поверка лаборатории была в начале декабря 2010 года, на момент проверки посетителей не было, проводились ремонтные работы. - п. № 46, в связи с тем, что данный журнал инструктажа был предоставлен. В настоящее время устранен п. № 47, указанный в протоколе об административном правонарушении. В отношении поликлиники по <адрес> - пункты № 36, 38, 39, 40, 41, 47, указанные в протоколе об административном правонарушении, не требуют значительных финансовых затрат и у больницы была возможность устранить данные пункты. Вина муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» в совершении правонарушения подтверждается: - протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором зафиксированы нарушения правил пожарной безопасности, протокол подписан представителем МУЗ «ГДКП № 1»; - свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого, за МУЗ «ГДКП № 1» на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение поликлиники (лит. А), общая площадь 740,50 кв. м., адрес объекта: <адрес>; - свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого, за МУЗ «ГДКП № 1» на праве оперативного управления закреплено 2-этажное здание детской поликлиники (лит. М), общая площадь 3819, 1 кв. м, адрес объекта: <адрес>; - распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, с которым законный представитель МУЗ «ГДКП № 1» ознакомлен, имеется его подпись; - актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указаны нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, имеется подпись законного представителя МУЗ «ГДКП № 1»; - фототаблицей. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности, собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований, пожарной безопасности, предписаний, постановлений иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В действиях Муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Суд исключает из протокола об административном правонарушении следующие пункты нарушений правил пожарной безопасности: - п. № 2 - не представлен документ, подтверждающий проведение практических тренировок всех задействованных для эвакуации работников (не реже одного раза в полугодие) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 16, в связи с тем, что данный документ имелся и был представлен инспектору по пожарному надзору. - п. № 5 - на окнах помещений установлены решетки (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, ППБО 07-91 п. 2.2.22, в связи с тем, что установленные решетки на окнах открываются, что разрешается по ППБ; - п. № 8 - противопожарная дверь в помещение серверной не оборудована устройством для самозакрывания (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 7.17, учитывая мнение инспектора по пожарному надзору, что наличие противопожарной двери в помещении серверной не требуется; - п. № 14 - помещения: регистратура, кабинет регистрации больничных листов, раздевалка, кладовая, кабинет неотложной помощи отделены от остальных перегородками с ненормируемым пределом огнестойкости (ДСП) (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.4, в связи с тем, что пожарному инспектору представлены соответствующие документы на данные помещения; - п. № 16 - работники учреждения не обеспечены для использования средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета на 100 % от общей численности работников с увеличением на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов (<адрес>) ст. II п. 4 приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» В силу гл. II п. 8 приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: - для работников РОО (радиационных опасных объектах) и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; - для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Доказательств того, что помещение поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, находится на территории и в населенном пункте, указанным в п. 6 и п. 7 вышеуказанного положения, суду не представлено. - п. № 46 - не проведен противопожарный инструктаж (<адрес>) ППБ 01-03 п. 7, в связи с тем, что пожарному инспектору предоставлены документы, свидетельствующие о проведении данного инструктажа. Суд исключает из протокола об административном правонарушении пункты нарушения правил пожарной безопасности по зданию - лаборатории по <адрес>, а именно: - п. № 17 - допущена горючая отделка стен (масляная краска) на путях эвакуации (коридоры) в лаборатории (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53; - п. № 18 - допущена горючая отделка пола (линолеум) на путяхз эвакуации (коридоры) в лаборатории (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53 - п. № 19 - двери тамбура эвакуационного выхода не оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнением в притворе (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18 - п. № 20 - допущено размещение горючих материалов на путях эвакуации (тамбур эвакуационного выхода) (коробки, мусор) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 53 - п. № 21 - допущена эксплуатация электрического чайника (комната отдыха, сан. Узел, гардероб) без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (<адрес>) ППБ 01-03 п. 60 - п. № 22 - не предусмотрен журнал учета наличия и состояния первичных средств пожаротушения (<адрес>) ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 п. 15 - п. № 23 - огнетушители, установленные в помещениях лаборатории не пронумерованы, отсутствуют паспорта по установленной форме (<адрес>) ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 п. 16 - п. № 24 - помещения лаборатории не отделены от жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа (<адрес>) ППБ 01-03 п.п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.4 - п. № 25 - в помещениях лаборатории отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (<адрес>) ППБ 01-03 п. 13 - п. № 26 - для помещения кладовой не определена и не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам электроустановок (<адрес>) ППБ 01-03 п. 33; - п. № 27 - не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для лаборатории (<адрес>) ППБ 01-03 п. 6; - п. № 28 - допущена прокладка и эксплуатация временной электропроводки, не защищенной от механических повреждений (кабинет лаборантов) (<адрес>) ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. ДД.ММ.ГГГГ; - п. № 29 - двери на путях эвакуации в коридоре открываются не по направлению выхода из здания (<адрес>) ППБ 01-03 п. 52; - п. № 30 - допущена установка электрического щита в общем коридоре, выступающего из плоскости стены на высоте менее 2 м (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.26; - п. № 31 - помещения лаборатории не обеспечены вторым эвакуационным выходом из помещений наружу (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.12; - п. № 32 - с работниками лаборатории не проведен противопожарный инструктаж (<адрес>) ППБ 01-03 п. 7; - п. № 33 - допускается эксплуатация электросветильников, не оборудованных защитными плафонами, рассеивателями (кладовая) (<адрес>) ППБ 01-03 п.60; - п. № 34 - противопожарные двери кладовой не оборудованы устройствами для самозакрывания (<адрес>) ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 7.17; - п. № 35 - помещения лаборатории не обеспечены знаками пожарной безопасности (<адрес>) ППБ 01-03 п.3, НПБ 160-97 п. 1.1. В судебное заседание представителями МУЗ «ГДКП № 1» были представлены: договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, локальные сметные расчеты к данным договорам, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении ремонтных работ, письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о невыполнении в срок ремонтных работ, приказы о расторжении трудового договора с сотрудниками лаборатории. Данные документы свидетельствуют о том, что в помещении лаборатории, расположенной по адресу: <адрес>, на момент проверки осуществлялся ремонт, в связи с чем, помещение лаборатории не использовалось, поэтому пункты с № 17 по № 35 подлежат исключению из протокола об административном правонарушении. Указание в пункте № 4 протокола об административном правонарушении адрес поликлиники <адрес>, суд признает технической опечаткой, поскольку фактически поликлиника находится по адресу: <адрес>. Доводы представителя «ГДКП № 1» о несогласии с п. № 7, 13, указанными в протоколе об административном правонарушении, суд не может принять во внимание, поскольку факт того, что здание больницы по адресу: <адрес>, построено и принято инспекцией по пожарному надзору раньше, чем утвержден СНиП 21-01-97, не освобождает МУЗ «ГДКП № 1» от выполнения требований Правил пожарной безопасности, поскольку эксплуатация здания должна производиться в соответствии с действующими СНиПами не зависимо от года постройки здания. Доводы представителя «ГДКП № 1» по зданию больницы по адресу: <адрес>, о том, что они не могут выполнить пункты № 36 - № 49, указанные в протоколе об административном правонарушении, в связи с отсутствием финансирования, суд не может принять во внимание, поскольку не все вышеуказанные пункты по зданию по адресу: <адрес>, требуют значительных финансовых затрат, представленные в судебное заседание письма в Управление Здравоохранения о выделении денежных средств и ответы на них, где указаны конкретные суммы и цели финансирования, датированы 2009 годом, за 2010 г. представлено 1 письмо - от ДД.ММ.ГГГГ № без указания конкретных сумм и для выполнения каких нарушений ППБ необходимо денежные средства, к данному письму расчет денежных средств не представлен, смета также отсутствует, поэтому суд считает, что руководство больницы в 2010 году формально отнеслось к вопросу о выполнении требований правил пожарной безопасности. Доводы представителя «ГДКП № 1» о том, что они не могут выполнить п. № 44, указанный в протоколе об административном правонарушении, в связи с тем, что здание является памятником архитектуры, суд не может принять во внимание, поскольку суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что администрация МУЗ «ГДКП № 1» обращалась в соответствующие органы с вопросом об устранении данного пункта и в устранении этого пункта было отказано. При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности административного правонарушения, то обстоятельство, что МУЗ «ГДКП № 1» приняло меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности, заключены договора на выполнение необходимых работ, часть нарушений устранили, а также учитывая мнение представителя органа государственного пожарного надзора, не настаивающего на назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, суд считает, что наказание МУЗ «ГДКП № 1» возможно назначить не связанное с административным приостановлением деятельности, в виде штрафа. Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья П О С Т А Н О В И Л : Признать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20. 4 ч. 1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Реквизиты: <данные изъяты>. Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток с момента его вынесения. Судья: (подпись) <данные изъяты> С. В. Бурлякова Секретарь: