Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» апреля 2011 года Мотыгинский районный суд <адрес> в <адрес> в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Первомайский сельсовет <адрес> к Первомайскому сельсовету <адрес> о признании п.З ст. 7, п.п.1.6 п.1 ст. 24, п.1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречащими закону и недействующими со дня принятия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Первомайский сельсовет <адрес> к Первомайскому сельсовету <адрес> о признании п.З ст. 7, п.п.1.6 п.1 ст. 24, п.1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречащими закону и недействующими со дня принятия, мотивируя тем, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от Об. 10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно пп. 6. п. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В нарушение вышеуказанной нормы пп. 6 п. 1 ст. 25 Устава Первомайского сельсовета <адрес> указывает, что к компетенции Совета депутатов относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест на Устав Первомайского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ решением Первомайского сельского Совета депутатов № внесены изменения в Устав муниципального образования, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Первомайского сельсовета» и, в соответствии с п. 3 решения Первомайского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, вступили в силу с момента опубликования. То есть протест прокурора принесен до вступления решения первомайского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в силу. Согласно п. 14 данного решения статью 25 необходимо считать статьей 24. В связи с чем, в настоящее время противоречит
действующему законодательству пп. 1.6. п. 1 ст. 14 Устава муниципального образования. В соответствии с-пп. 7 п. 1 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относятся часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов. В нарушение вышеуказанной нормы п. 1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> устанавливает, что к собственным доходам местных бюджетов относится часть прибыли муниципальных предприятий, оставшееся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Совета депутатов и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, оставшаяся после уплаты налогов и сборов. В связи с вышеуказанными противоречиями отдельных положений Устава Первомайского сельсовета действующему законодательству прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест на Устав. Согласно с п. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. Кроме того, на основании информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о выявленных в Уставе муниципального образования Первомайский сельсовет <адрес> коррупциогенных норм прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об их исключении из Устава. В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или " в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. В нарушение норм действующего законодательства на очередной сессии сельского Совета депутатов, которая состоялась в марте 2011 года, протест прокурора и требование об исключении коррупциогенных норм из Устава Первомайского сельсовета рассмотрены не были. Таким образом, в настоящее время отдельные положения Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречат действующему законодательству, вследствие бездействия Первомайского сельского Совета депутатов, который не предпринял мер по приведению Устава муниципального образования в соответствие с ним. Данный факт приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц муниципального образования Первомайский сельсовет на осуществление местного самоуправления в поселении. Просит признать п. 3 ст. 7, пп. 1.6 п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора <адрес> ФИО2 требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, показала, что действительно в абзаце 5 данного заявления прокурором ошибочно указано дата принятия решения № Совета депутатов Первомайского сельсовета - ДД.ММ.ГГГГ, так как решение датируется ДД.ММ.ГГГГ, кроме этого, в- последнем предложении этого же абзаца неправильно указана ст. 14, следовало указать ст. 25 Устава Первомайского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ
года Первомайским сельским Советом депутатов было принято решение № «Овнесении изменений и дополнений в Устав Первомайского сельсовета <адрес>». Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",изменения в устав вступают в законную силу после их официального опубликования.Решение^Первомайского сельского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ былоопубликовано в СМИ «Ведомости органов местного самоуправления Первомайскогосельсовета» № ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГпринесен на действующую в то время редакцию устава от ДД.ММ.ГГГГ. Однако послевступления в законную силу решения от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГнумерация в данной редакции устава некоторых статей изменилась, а именно, ст. 25Устава Первомайского сельсовета в редакции от ДД.ММ.ГГГГ стала ст. 24 УставаПервомайского сельсовета в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, п. 3 ст. 7 УставаПервомайского сельсовета предусматривается, что сельский Совет депутатов вправепринять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсови финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления сельсовета, предусмотрев
соответствующее финансирование в бюджете сельсовета. Данные положения Устава не соответствуют действующему законодательству. Просит признать п. 3 ст. 7, пп. 1.6 п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) противоречащим закону и недействующим со дня принятия, поскольку указанные положения Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречат действующему законодательству.
Представитель ответчика - Первомайского сельсовета <адрес> ФИО3- глава Первомайского сельсовета, в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени проведения судебного заседания, в отзыве указала, что изменения в Устав Первомайского сельсовета зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрированный Устав, решение Совета депутатов, заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы устава исх.02-306 от ДД.ММ.ГГГГ., получены администрацией ДД.ММ.ГГГГ вход. № 25. ДД.ММ.ГГГГ Устав сельсовета был официально опубликован в местном печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Первомайского сельсовета» №(81). В следующем номере печатного издания 03 февраля №(82) опубликовано Решение сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав Первомайского сельсовета». Требования прокурора об изменении нормативного правового акта от ДД.ММ.ГГГГ исх. № получены администрацией ДД.ММ.ГГГГ вход. № 48. Протест прокурора на статьи устава от ДД.ММ.ГГГГ исх. № получен администрацией ДД.ММ.ГГГГ вход.№ 47. Таким образом, требования и протест прокурора получены администрацией после официального опубликования Устава и Решения депутатов, вступивших в законную силу со дня опубликования. По плану работы сессия депутатов Первомайского сельского Совета была проведена ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в промежуток времени с 01 февраля по ДД.ММ.ГГГГ невозможно провести процедуру изменений и уложиться в сроки по порядку внесения изменений и дополнений в устав, а несоблюдение сроков опубликования проектов НПА является основанием для отказа в государственной регистрации, по внесению изменений в устав. На сессии ДД.ММ.ГГГГ главой было сообщено депутатам о начавшейся процедуре внесения изменений и дополнений в Устав, и депутатами было принято решение «Об утверждении комиссии по учету предложений по проекту изменений и дополнений в Устав сельсовета» № (прилагается к данному письму). Вопрос о рассмотрении изменений и дополнений в Устав сельсовета предложено включить в повестку дня 11 сессии, которая будет
проведена в апреле месяце. В настоящее время по процедуре внесения изменений и дополнений в Устав проведена следующая работа: разработан проект Устава (решения о внесении изменений и дополнений в Устав); издано распоряжение о назначении публичных слушаний для обсуждения проекта Устава (решения о внесении изменений и дополнений в Устав); в «Ведомостях органов местного самоуправления Первомайского сельсовета» от ДД.ММ.ГГГГ №(88) опубликованы: распоряжение Главы от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, проект Устава, проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав, решение депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета предложений по проекту Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Первомайского сельсовета, порядке участия граждан в его обсуждении», решение депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении комиссии по учету предложений по проекту изменений и дополнений в Устав сельсовета»; проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета» и действующий Устав сельсовета направлены в <адрес>вое ГБУ «Институт муниципального развития» для проведения юридической экспертизы. Считает, что администрация сельсовета и Первомайский сельский Совет депутатов предприняли все меры для приведения Устава Первомайского сельсовета в соответствие с действующим законодательством. Поэтому возражаю на заявление прокурора о признании в бездействии Первомайского сельского Совета депутатов.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
На основании п. 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В судебном заседании установлено, что Устав Первомайского сельсовета <адрес> зарегистрирован Управлением Юстиции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ свидетельство №, последние дополнения и изменения в Устав Первомайского сельсовета <адрес> зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест на Устав Первомайского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ, который был получен Первомайским сельским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом. Решением Первомайского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Устав муниципального образования, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления
Первомайского сельсовета» и указанное решение вступило в законную силу с момента его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанный протест прокурора был принесен на Устав Первомайского сельсовета в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Однако, отдельные положения Устава Первомайского сельсовета в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ противоречат действующему законодательству.
Так, согласно пп. 6. п. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
В нарушение вышеуказанной нормы пп. 6 п. 1 ст. 24 Устава Первомайского сельсовета <адрес> в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ( ранее пп. 6 п. 1 ст. 25 Устава Первомайского сельсовета редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), устанавливает, что к компетенции Совета депутатов относится, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относятся часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.
В нарушение вышеуказанной нормы п. 1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> устанавливает, что к собственным доходам местных бюджетов относится часть прибыли муниципальных предприятий, оставшееся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Совета депутатов и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, оставшаяся после уплаты налогов и сборов.
В соответствии с абз. 2 ч.5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и
порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В нарушение вышеуказанной нормы п. 3 ст. 7 Устава Первомайского сельсовета предусматривает, что сельский Совет депутатов вправе принять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета, предусмотрев соответствующее финансирование в бюджете сельсовета.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время по процедуре внесения изменений и дополнений в Устав ими проведена работа и считает, что администрация сельсовета и Первомайский сельский Совет депутатов предприняли все меры для приведения Устава Первомайского сельсовета в соответствие с действующим законодательством, вопрос о рассмотрении и внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета будет рассмотрен на сессии сельсовета в апреле 2011 года, суд признает несостоятельными, поскольку до сегодняшнего дня соответствующие изменения в Устав Первомайского сельсовета <адрес> не внесены в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и указанные выше положения Устава противоречат действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, учитывая, что Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления, регулируя формы, порядок и гарантии населения в решении вопросов местного значения, суд считает, что заявленные требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Первомайский сельсовет <адрес> к Первомайскому сельсовету <адрес> о признании п.З ст. 7, п.п.1.6 п.1 ст. 24, п.1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречащими закону и недействующими со дня принятия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Первомайский сельсовет <адрес> к Первомайскому сельсовету <адрес> о признании п.З ст. 7, п.п.1.6 п.1 ст. 24, п.1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес> противоречащими закону и недействующими со дня принятия, удовлетворить.
Признать п.З ст. 7, п.п.1.6 п.1 ст. 24, п.1 ст. 47 Устава Первомайского сельсовета <адрес>, зарегистрированного Управлением Юстиции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ свидетельство № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) незаконными и недействующими со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Петушкова О.Ю.