2-383/2011



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июня 2011 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                             Кожокарь Т.А.,

при секретаре:                                                         ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> к <данные изъяты> в лице главы ФИО3 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки ТБО,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> к <данные изъяты> в лице главы ФИО3 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории <адрес>.

В ходе проверки в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч.2 ст.2 указанного выше закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с ч.1, 2, 6 ст.12 указанного выше закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территории муниципального образования, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требования в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регламентирующей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды - к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Исполнительным органом муниципального образования <адрес> является администрация <адрес>.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора администрацией <адрес> не исполняются. Обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов администрацией сельсовета также не исполняются, что повлекло за собой захламление территории <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>, общей площадью 60 кв.м. и около домов , по <адрес> общей площадью 40 кв.м.

Таким образом, бездействие администрации <адрес> в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов является незаконным.

Кроме того, незаконным является бездействие администрации поселка в части отсутствия регулярной очистки территории муниципального образования <адрес> от отходов.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

Невыполнение администрацией <адрес> обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.

Таким образом, указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 46 Конституции Российской Федерации провозглашает, что    государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Просит признать бездействие администрации поселка <адрес> в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования <адрес>, а также в части отсутствия регулярной очистки территории муниципального образования <адрес> от отходов, незаконным и обязать администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированные свалки ТБО на перекрестке <адрес> и <адрес>, общей площадью 60 кв.м. и около домов , по <адрес> общей площадью 40 кв.м. в <адрес> в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 суду показала, что невыполнение администрацией <данные изъяты> обязанности по организации сбора мусора и бытовых отходов негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Просит признать бездействие администрации поселка <адрес> в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования <адрес>, а также в части отсутствия регулярной очистки территории муниципального образования <адрес> от отходов, незаконным и обязать администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированные свалки ТБО на перекрестке <адрес> и <адрес>, общей площадью 60 кв.м. и около домов , по <адрес> общей площадью 40 кв.м. в <адрес> в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

    Представитель ответчика - глава администрации поселка <адрес> - ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, не возражает против удовлетворения заявленных требований.

            Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

            Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

            На основании ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

            В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

            Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

            В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

            На основании ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

            Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций.

            В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

            Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

             В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территории муниципального образования, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требования в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

             Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

             На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Установлено, что исполнительным органом муниципального образования <адрес> является администрация <данные изъяты>, обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора администрацией поселка Мотыгино не исполняются, что повлекло за собой захламление территории <данные изъяты> на перекрестке <адрес> и <адрес>, общей площадью 60 кв.м. и около домов , по <адрес> общей площадью 40 кв.м., что подтверждается актом обследования территории поселка Мотыгино на предмет несанкционированных свалок мусора от ДД.ММ.ГГГГ.

    Невыполнение администрацией <данные изъяты> обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства существенным образом     нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

     Суд, всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их, полагает, исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> к администрации <данные изъяты> в лице главы ФИО3 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, подлежит удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст.194-198, 254- 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования <адрес> к <данные изъяты> в лице главы ФИО3 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, удовлетворить.

    Признать бездействие администрации поселка <адрес> в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования <адрес>, а также в части отсутствия регулярной очистки территории муниципального образования <адрес> от отходов, незаконным.

Обязать администрацию поселка <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки ТБО на перекрестке <адрес> и <адрес>, общей площадью 60 кв.м. и около домов , по <адрес> общей площадью 40 кв.м. в поселке Мотыгино в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                Кожокарь Т.А.