Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» мая 2011 г. Мотыгинский районный суд Красноярского края в пос. Мотыгино в составе:
председательствующего судьи Кожокарь Т.А.
при секретаре: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах ФИО3 к главе администрации <адрес> ФИО6 о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО3 к главе администрации <адрес> ФИО6 о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка по заявлению ФИО3, относящегося к лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой, были выявлены нарушения его жилищных прав.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы местного самоуправления впределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществлениягражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынканедвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условийдля удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируютжилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законныхинтересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного бонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с положениями статьи 14 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В ходе проверки установлено, что родители ФИО3 были лишены родительских прав, что подтверждается решениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. За ФИО3 была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>1, сохранность жилой площади никто не обеспечивал пока ФИО1 находился в Тассеевском детском доме, затем в местах лишения свободы, в результате дом был полностью разрушен, в настоящее время по указанному адресу дома нет.
Таким образом, ФИО1 имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 17 закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 года № 12-961, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания под опекой (попечительством), в приемных семьях, в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения и обеспечивают его сохранность.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
В соответствии со ст.57 ч.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
ФИО3 обращался с письмом к президенту Российской Федерации, где ему были разъяснены нормы действующего законодательства, и что администрация <адрес> гарантировала обеспечить по окончании училища жилым помещением.
Однако, своих обязательств администрация <адрес> не выполнила, не обеспечила сохранность жилья, расположенного на территории <адрес>, не обратилась в суд для защиты жилищных прав опекаемого ФИО1.
В настоящее время ФИО3 проживает в съемной квартире, у него имеется малолетний ребенок, мать ребенка умерла и он желает забрать на воспитание дочку себе, однако не может этого сделать, в связи с отсутствием жилого помещения.
По вопросу оказания помощи в обеспечении жилым помещением ФИО3 обратился в прокуратуру <адрес>.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение ФИО3 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, просит обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение ФИО3 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании <адрес>.
Представитель ответчика - глава администрации поселка <адрес> ФИО6 не возражает против удовлетворения исковых требований, показала, что ФИО7 в администрацию поселка Раздолинск ни с заявлением, ни в устном виде с просьбой предоставить жилое помещение не обращался. Поскольку родители ФИО3 в отношении него были лишены родительских прав, за ним была закреплена квартира по адресу: <адрес> которой он проживал с родителями. Ранее указанная квартира принадлежала Северо-Ангарскому руднику, в собственность КУМИ администрации <адрес> данная квартира не передавалась, в настоящее время указанная квартира в собственности муниципального образования <адрес> не значится, квартира разрушена. В администрацию поселка Раздолинск обратились с заявлениями о предоставлении жилого помещения 19 человек, которые являются детьми – сиротами, жильем они не обеспечены, поскольку отсутствует свободный жилой фонд.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивает, показал, что он имеет статус ребенка - сироты, проживает в съемной квартире, жильем не обеспечен в настоящее время, ранее он в устной форме обращался в администрацию поселка Раздолинск к главе Кравцову с просьбой предоставить жилое помещение, однако до сегодняшнего дня он как ребенок-сирота жильем не обеспечен.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы местного самоуправления впределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществлениягражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынканедвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условийдля удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного бонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ст. 14, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.
На основании ст. 17 Закона Красноярского края 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания под опекой (попечительством), в приемных семьях, в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения и обеспечивают его сохранность.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Согласно ст. 57 ч.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Мотыгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО3, несовершеннолетний ФИО3 передан органам опеки и попечительства при <адрес>ном Совете народных депутатов. Кроме того, на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына ФИО2, несовершеннолетний передан на воспитание в органы опеки. За ФИО3 была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.
На основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО3 был определен в школу интернат на полное государственное обеспечение. Согласно справки директора Тасеевского детского дома, с 04.12. 1991 года ФИО1 <данные изъяты> воспитывался в указанном детском доме. Из гарантийного письма Северо-Ангарского рудника следует, что администрация Северо-Ангарского рудника гарантирует сохранность жилой площади за несовершеннолетним ФИО3 В собственность КУМИ администрации <адрес> указанное жилое помещение не передавалось, в собственности муниципального образования <адрес> не числится, что подтверждается справкой администрации поселка Раздолинск. ФИО3 обращался с письмом к президенту РФ, на который получил ответ, что администрация <адрес> гарантировала обеспечить ФИО3 жилым помещением по окончании училища.
В настоящее время ФИО3 жилья не имеет, проживает в съемной квартире, у него имеется малолетний ребенок, мать ребенка умерла, он желает воспитывать своего ребенка, однако ребенок не может проживать вместе с отцом, поскольку у последнего отсутствует жилье.
Таким образом, ФИО3 имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
При таких обстоятельствах исковое заявление <адрес> в интересах ФИО3 к главе администрации <адрес> ФИО6 о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> в интересах ФИО3 к главе администрации <адрес> ФИО6 о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию поселка <адрес> предоставить жилое помещение ФИО3, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном образовании <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 (десяти) дней.
Председательствующий: Кожокарь Т.А.