Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Мотыгинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о восстановлении в списке по краевой программе переселения «Север на Юг»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском администрации <адрес>, Министерству строительства о восстановлении в списке по краевой программе переселения «Север на Юг», мотивируя тем, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» был определен порядок оказания государственной помощи отдельным категориям лиц, имеющим место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <адрес> и переселяющимся к новому месту жительства в другие районы края, и утверждает краевую целевую социально-инвестиционную программу «Север на Юг».
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», имеющими право на получение государственной помощи в соответствии с программой являются пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й группы, проживающие в районах отселения и проработавшие или прожившие в районах отселения не менее 15 лет.
Согласно ст.3 указанного закона, учет участников программы осуществлялся администрацией края совместно с органами местного самоуправления районов отселения. <адрес> вела единые списки участников программы. Принятие на учет участников программы производилось по решению администрации края на основании личного заявления данных лиц.
Заявление подавалось заявителем по месту своего жительства в органы местного самоуправления соответствующего района. Органы местного самоуправления осуществляли проверку представленных заявителем документов. В случае надлежащего оформления документов, подтверждающих право заявителя на получение государственной помощи при переселении, и отсутствия препятствий к ее получению документы заявителя соответствующими органами местного самоуправления направлялись в администрацию края для постановки данного лица на учет нуждающихся в получении государственной помощи при переселении из районов отселения.
<адрес>, рассмотрев документы заявителя, в течение 10 рабочий дней должна была принять решение о постановке заявителя на учет участников программы либо вынести мотивированное решение об отказе в постановке на учет.
Государственная помощь участникам программы в переселении оказывалась в порядке очередности, устанавливаемой по времени принятия участника на учет.
Так, ею, в администрацию <адрес> было направлено заявление на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» от ДД.ММ.ГГГГ (Вх. №). На основании этого в журнале № «Списки граждан на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» была сделана соответствующая запись под номером 167, соответствующая номеру ее заявления.
Согласно информации, полученной от администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что заявление ФИО1 на перерегистрацию подано несвоевременно. Перерегистрация граждан проводилась до ДД.ММ.ГГГГ, а ее заявление написано ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ ее регистрационный номер в очереди на участие в программе стал 676, хотя на время подачи заявления в 1994 году она уже была пенсионером.
Полагает, что ее право на получение жилищных социальных выплат для приобретения жилья на территории <адрес> в соответствии с краевой целевой программой «Север на Юг» нарушено.
Просит восстановить ее в списке по краевой программе переселения «Север на Юг» с первоначальной датой подачи ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации <адрес> - главный специалист администрации <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, не возражает против удовлетворения заявленных требований, показала, что ФИО2 будет поставлена на учет в качестве участника краевой целевой программы «Север на Юг» для приобретения жилья на территории <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в список участников краевой целевой программы «Север на Юг» на 2008-2010 год по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она включена не может быть, поскольку формирование дел уже окончено, список участников краевой целевой программы «Север на Юг» утвержден министром строительства и архитектуры <адрес> ФИО5, ФИО2 будет включена в список участников на 2012 год.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика администрации <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище ( часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( часть 3).
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», утвержденного Постановлением Совета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Государственной целевой программой «Жилище» предусмотрено предоставление таких субсидий за счет средств республиканского бюджета, в том числе лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10 лет. Другим категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено предоставление таких субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом органы, за счет средств которого предоставляются субсидии, устанавливался предельный уровень месячного дохода в расчете на одного члена семьи. Выделение субсидий осуществляется с учетом очередности на получение квартир и льгот на финансирование в соответствии с действующим законодательством.
Данное постановление утратило силу с изданием одноименного Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № ( в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотревшим сохранение прежнего регулирования для лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет (Постановление № утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено одноименное Положение №-п, где право на получение субсидии за счет средств краевого бюджета также предоставлено гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10 лет, уровень месячного дохода которых на 1 члена семьи менее 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Федеральным законом РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета для граждан, имеющих стаж работы или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации.
Данный Закон утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием одноименного Федерального Закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в настоящее время, которым установлены условия предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и граждане, с продолжительностью стажа не менее 15 лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его получении, либо приобретшие право в соответствии с ранее действующим законодательством при наличии стажа в 10 лет и состоявшие по месту жительства на учете для улучшения жилищных условий включены в 5-ю очередь, а пенсионеры в 3-ю очередь.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> утверждено Постановление №-п «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», которое предусмотрело право на такие субсидии за счет средств федерального бюджета – лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации; из средств краевого бюджета в пределах годовых объемов, утверждаемых в составе бюджета развития целевой строкой к лицам, работающим или вышедшим на пенсию по возрасту в бюджетных организациях и организациях, при общем стаже в этой сфере 15 лет (Постановление утратило силу изданием Постановления Совета администрации <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения правовых актов администрации края в соответствие с действующим законодательством).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие районы края» утверждена краевая целевая социально-инвестиционная программа «Север на Юг», участниками которой являются пенсионеры, инвалиды 1 и 2 групп, проживающие в районах отселения и проработавшие или прожившие в районах отселения не менее 15 лет ( ст.2 п.1). Государственная помощь отказывается в порядке очередности, устанавливаемой по времени принятия участника на учет ( ст. 4 п.1).
Принятие на учет участников программы осуществляется путем подачи заявления в орган местного самоуправления по месту жительства, которые проверяют его вместе с документами и при подтверждении права направляют в администрацию края для постановки на учет, либо мотивированное решение об отказе, которое может быть обжаловано в суде ( ст.3).
Лица, состоящие в списках участников программы переселения «Север на Юг», реализуемой при участии администрации <адрес> до вступления настоящего Закона в силу, подлежат учету как участники программы, утверждаемой настоящим законом. Указанные лица должны пройти перерегистрацию в течение шести месяцев со дня установления администрацией края порядка учета участников программы (ст.4 п.2).
<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвердил одноименную программу на 2005-2007 г.г. с теми же условиями участия, кроме перерегистрации. В настоящее время <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принята программа «Север на Юг» на 2008-2010 годы.
Из приведенных положений следует, что для принятия на учет как участника вышеназванной краевой программы «Север на Юг», гражданина, являвшегося ранее участником государственной программы предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, реализуемой при участии администрации <адрес>, требовалось выразить желание путем подачи личного заявления и пройти перерегистрацию в установленный краевым законом срок. При этом переоценку ранее возникших у гражданина прав на предоставление субсидии для участия в краевой программе по установленным ею условиям Закон не предусматривал.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг». Заявление ФИО1 зарегистрировано в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вх. №.
Список лиц, обратившихся с заявлениями на получение государственной помощи на получение государственной субсидии для приобретения жилья по краевой целевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг», на момент обращения ФИО1 в администрацию <адрес> был единый, т.е. в данный список были включены пенсионеры, инвалиды, инвалиды с детства, а также лица, проживающие в <адрес> и проработавшие в районах отселения не менее 10 календарных лет.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на момент обращения с заявлением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствовала предъявляемым требованиям, поскольку ее стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составлял 30 лет 6 месяцев.
Законность постановки ФИО1 на учет у суда сомнений не вызывает, и подтверждается копией журнала № «Списки граждан на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», согласно которого ФИО1 состоит на учете на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, так как является пенсионером под номером 167, копией заявления ФИО1 на получение субсидии, зарегистрированного в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ редакцией газеты «Ангарский рабочий» был опубликован список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий, являющихся пенсионерами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно опубликованных сведений порядковый номер ФИО1 в очереди соответствовал №.
В судебном заседании установлено, что администрация <адрес> и Министерство строительства и архитектуры <адрес> ФИО1 мотивированный отказ о включении ее в список участников краевой целевой программы «Север на Юг» не направляла. Поэтому суд полагает, что доводы истца о том, что об исключении из списка очередников ФИО1 стало известно лишь в 2010 году, являются обоснованными.
Согласно информации, полученной от администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на перерегистрацию заявление ФИО1 подано несвоевременно. Перерегистрация граждан проводилась до ДД.ММ.ГГГГ, а заявление ФИО1 написано ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ год регистрационный номер в очереди на участие в программе стал 676.
Таким образом, суд считает, что право ФИО2 на получение жилищных социальных выплат для приобретения жилья на территории <адрес> в соответствии с краевой целевой программой «Север на Юг» нарушено, и она по-прежнему имеет право на получение государственной помощи в рамках указанной программы.
Исключение ФИО2 из очереди по дате подачи заявления для приобретения жилья на территории <адрес> в соответствии с краевой целевой социально-инвестиционной программой «Север на Юг» и лишение ее права на получение государственной помощи на получение жилищной субсидии в рамках указанной программы является нарушением конституционных прав граждан, так как в соответствии со ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении права ФИО2 и обязании поставить ФИО2 на учет в качестве участника краевой целевой программы «Север на Юг» для приобретения жилья на территории <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, в части постановки на учет в качестве участника краевой целевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг» для приобретения жилья на территории <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий