Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» апреля 2011 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кожокарь Т.А.
при секретаре: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>» о признании незаконным бездействия ММУП <данные изъяты>» в связи с неисполнением обязанностей по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформлении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Машуковскому муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты>» о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению установленной обязанности по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформлении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что юридическое лицо - Машуковское муниципальное Унитарное предприятие ЖКХ «<данные изъяты>»), в период с октября 2006 года по настоящее время осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными и передвижными источниками без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» осуществляет деятельность с октября2006 года. ММУП осуществляет следующие виды деятельности:управление эксплуатацией жилого фонда, удаление и обработка твердыхотходов, по обеспечению работоспособности котельных, техническоеобслуживание и ремонт автотранспортных средств, розничная торговлялесоматериалами, деятельность автомобильного грузового
специализированного транспорта и прочее.
В результате деятельности ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» образуются различные отходы, а именно: мусор от уборки бытовых помещений организации, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и другие мелкие бытовые отходы, отходы, образующиеся от эксплуатации и ремонта автотранспортной техники, от лесопиления.
В качестве топлива используется древесное топливо. Расход топлива за 2010 год по двум котельным составил 2983 куб.м."
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе обезвреживания выбросов загрязняющих веществ и выполнение требований в области охраны окружающей среды (ч1 и 2 ст. 39, глава 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статья 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что нормативы допустимых выбросов для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статья 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным и передвижным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В нарушение указанных требований ММУП ЖКХ «Машуковский» в период с октября 2006 года по настоящее время мер к получению необходимой разрешительной документации на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не принято. Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Согласно п.2 ст.4 основного Закона Российской Федерации-Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В связи с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду, это не является экономическим спором, а также то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст. 27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение дела подлежит в суде общей юрисдикции.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется по месту нахождения организации. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальных блага подлежат защите в судебном порядке.
Просит суд признать незаконным бездействие ММУП ЖКХ «Машуковский» всвязи с неисполнением обязанностей по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
Обязать ММУП ЖКХ «Машуковский» разработать и утвердить вустановленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимыхвыбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение навыброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение шестимесяцев с момента вынесения решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 просит иск удовлетворить в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор ММУП ЖКХ «Машуковский» ФИО3 в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Калугину Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ММУП ЖКХ «Машуковский» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разделом 2 Устава основными видами деятельности ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» являются: деятельность по управление эксплуатацией жилого фонда, удаление и обработка твердых отходов, по обеспечению работоспособности котельных, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, розничная торговля лесоматериалами, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта и прочее.
В результате деятельности ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» образуются различные отходы, а именно: мусор от уборки бытовых помещений организации, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и другие мелкие бытовые отходы, отходы, образующиеся от эксплуатации и ремонта автотранспортной техники, от лесопиления.
В качестве топлива используется древесное топливо. Расход топлива за 2010 год по двум котельным составил 2983 куб.м.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются Уставом ММУП ЖКХ «<данные изъяты>», информацией директора предприятия ФИО3, которой следует, что предприятие эксплуатирует две котельные, работающие на дровах со средним расходом топлива 8 куб.м. в сутки на каждой котельной. Общий расход топлива за 2010 год составил 2983 куб.м. Проекты нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и нормативов образования отходов и лимита на их размещение на предприятии отсутствуют. Разрешение на выбросы отсутствует. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проектам санитарно-защитных зон отсутствует. Отсутствие данных документов связано с тяжелым материальным положением на предприятии, возникшим при образовании предприятия в связи с несвоевременным утверждением тарифа на тепловую энергию и накопленными долгами за этот период. На текущий момент долги на предприятии выплачены и руководство приступило к оформлению необходимых документов, в частности заказало проект на « образование отходов и лимита на их размещение».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе обезвреживания выбросов загрязняющих веществ и выполнение требований в области охраны окружающей среды (ч1 и 2 ст. 39, глава 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статья 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что нормативы допустимых выбросов для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статья 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным и передвижным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В нарушение указанных требований ММУП ЖКХ «Машуковский» в период с октября 2006 года по настоящее время мер к получению необходимой разрешительной документации на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не принято. Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
На момент рассмотрения дела в суде ответчик не заказал проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полнм объеме.
Суд считает достаточным 6-ти месячный срок для разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Машуковскому муниципальному унитарному предприятию ЖКХ «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» в связи с неисполнением обязанностей по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на размещение отходов и возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов для ММУП ЖКХ «<данные изъяты>» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Машуковского муниципального унитарного предприятия ЖКХ «<данные изъяты>» в связи с неисполнением обязанностей по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
Обязать Машуковское муниципальное унитарное предприятие ЖКХ «<данные изъяты>» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в установленном законом порядке получить лимиты на размещение отходов для ММУП ЖКХ «Машуковский».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 (десяти) дней.
Председательствующий: Кожокарь Т.А.