Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2012 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего Петушковой О.Ю.
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении ФИО1 жилого помещения незаконным и обязании приобрести и предоставить жилое помещение ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении ФИО1 жилого помещения незаконным и обязании приобрести и предоставить жилое помещение ФИО1, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено следующее.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей-сирот, поскольку его родители умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в детский дом «Тополек» на полное государственное обеспечение, какая-либо жилая площадь за ФИО1 не закреплялась. Согласно справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, ФИО1 состоит в льготном списке на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году ФИО1 закончил профессиональное училище, однако жилая площадь на территории <адрес> до настоящего времени ему не предоставлена.
В соответствии с п. 1.2 Решения администрации <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на территории поселка Мотыгино», норма предоставления - 30 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
ФИО1 в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже нормы предоставления 30 кв.м. на территории <адрес>. Отсутствие решения Министерства образования и науки ФИО2 края о постановке на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении не должно влиять на наличие у истца права на получение жилья. В настоящее время ФИО1 вынужден временно проживать у друзей и знакомых. ФИО1 обратился в прокуратуру с заявлением об обращении в его интересах в суд о предоставлении жилого помещения. Просит признать бездействие администрации <адрес> в связи с не предоставлением ФИО1 жилого помещения незаконным и обязать администрацию <адрес> приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже социальной нормы - 30 кв.м. и предоставить его вне очереди по договору социального найма ФИО1.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 края ФИО6, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, просит признать бездействие администрации <адрес> в связи с не предоставлением ФИО1 жилого помещения незаконным и обязать администрацию <адрес> приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже социальной нормы - 30 кв.м. и предоставить его вне очереди по договору социального найма ФИО1
.
Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО2 края в судебное заседание не явился, надлежащим образом были уведомлены о месте и времени проведения судебного заседания.
Суд считает, что предприняты все меры о надлежащем извещении ответчика о месте и времени слушания дела, и полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО1 не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени проведения судебного заседания.
В судебное заседание представитель третьего лица, на стороне ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в
пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления
гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка
недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий
для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного бонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ст. 14, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу ст. ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 57 ч.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается копией повторного свидетельства о его рождении серия 1-БА №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мотыгинским территориальным отделом управления ЗАГС администрации ФИО2 края. ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти серия 1-БА №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мотыгинским территориальным отделом управления ЗАГС администрации ФИО2 края. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серия 1-БА №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мотыгинским территориальным отделом управления ЗАГС администрации ФИО2 края. Таким образом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей-сирот.
На основании постановления администрации <адрес> ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в детский дом «Тополек» на полное государственное обеспечение, какая-либо жилая площадь за ФИО1не закреплялась.
Согласно справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, ФИО1 состоит в льготном списке на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией КГС(К)ОУ «Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат 8 вида» главе администрации <адрес> было подано ходатайство, о предоставлении жилья выпускнику ФИО8 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> на данное ходатайство был дан ответ, что ФИО1 состоит в льготной очереди (как ребенок сирота), при наличии свободной жилой площади ему будет предоставлено жилье.
Из материалов дела следует, что в 2010 году ФИО1 закончил профессиональное училище, однако жилая площадь на территории <адрес> ФИО2 края до настоящего времени ему не предоставлена.
На основании п. 1.2 Решения администрации <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на территории поселка Мотыгино», норма предоставления - 30 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
ФИО1 в силу действующего законодательства имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже нормы предоставления 30 кв.м. на территории <адрес> ФИО2 края.
В настоящее время ФИО1 жилья не имеет, проживает у друзей и знакомых.
Таким образом, ФИО1 имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, что является нарушением его прав на жилище.
При таких обстоятельствах исковое заявление <адрес> ФИО2 края в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении ФИО1 жилого помещения незаконным и обязании приобрести и предоставить жилое помещение ФИО1 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении ФИО1 жилого помещения незаконным и обязании приобрести и предоставить жилое помещение ФИО1 - удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес> ФИО2 края по не предоставлению ФИО1 жилого помещения незаконным.
Обязать администрацию <адрес> ФИО2 края приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже социальной нормы - 30 квадратных метров и предоставить его вне очереди по договору социального найма ФИО1 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Петушкова О.Ю.