Дело № 2-176/12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2012 года <адрес>
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Моор Ю.Э.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО2 к администрации <адрес> ФИО3 края о признании бездействия в связи с не предоставлением ФИО2 жилого помещения незаконным, и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края обратился в суд с иском, заявленным в интересах ФИО2 о признании бездействия в связи с не предоставлением ФИО2 жилого помещения незаконным и возложении обязанности предоставить ФИО2 путем приобретения в муниципальную собственность на условиях социального найма изолированное жилое благоустроенное помещение размером не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> ФИО3 края. Требования мотивированы тем, что ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать ФИО2 – ФИО6 лишена родительских прав на основании решения Мотыгинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери. С 1998 года ФИО2 находилась под опекой - ФИО7 Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ был отменен п.2 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО2». Сейчас проживает у знакомых. Какое-либо жилье у ФИО2 отсутствует. Просит признать бездействие ответчика в связи с не предоставлением ФИО2 жилого помещения незаконным и обязать предоставить ФИО2 путем приобретения в муниципальную собственность на условиях социального найма жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм.
В ходе предварительного рассмотрения дела, прокурором Мотыгинского района подано уточненное исковое заявление, в котором он просит предоставить ФИО2 в муниципальную собственность на условиях социального найма жилое помещение размером не менее 30 кв.м. общей площади на территории <адрес> ФИО3 края.
В судебное заседание помощник прокурора Мотыгинского района уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем.
ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки ФИО3 края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
В связи не явкой ответчика, суд с согласия истца и ФИО2 определил рассмотреть дело в заочном порядке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончаний их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» № 12-961 от 02.11.2000 г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3.22 Положения «О министерстве образования и науки ФИО3 края», утвержденного Постановлением Правительства ФИО3 края №-П от ДД.ММ.ГГГГ, в компетенцию Министерства входит обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1.2 Решения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на территории поселка Мотыгино», норма предоставления - 30 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Решением Мотыгинского районного суда ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав в отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Согласно справке о рождении №, отец ФИО2 записан на основании заявления матери (л.д.7).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО2 назначена ФИО7, с закреплением за ней жилого помещения по адресу <адрес>2 (л.д.8).
Поскольку <адрес> закрепленная за ФИО2 вышеуказанным Постановлением, не принадлежала ее родителям, то Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ была отменена опека над несовершеннолетней ФИО2 (л.д.14).
Решением комиссии Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была поставлена на учет как дитя-сирота, оставшаяся без попечения родителей, и не имеющим жилого помещения (л.д.15).
Согласно ответа администрации <адрес>, ФИО2 состоит в списках учета граждан на получение жилой площади по договору социального найма, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, на внеочередное получение жилой площади - № от ДД.ММ.ГГГГ Договор социального найма с ФИО2 не заключался (л.д.10-11).
В судебном заседании установлено, что в настоящее время ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>2 (л.д.16).
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной регистрационной службой по ФИО3 краю, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», за ФИО2, ФИО6 права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д.12-13).
Таким образом, судом установлено, что ФИО2в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже нормы предоставления 30 кв.м. на территории <адрес>.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 г. №131-уг, от 05.03.2010 г. №25-уг), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Данным указом Губернатора установлен порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления лицам указанной категории, по договорам социального найма.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» установлено, что органы местного самоуправления Красноярского края наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
При этом, государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 г. № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора <адрес> об обеспечении жилым помещением ФИО2 на территории <адрес> на условиях договора социального найма, с учетом нормы предоставления 30 кв.м., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края, заявленные в интересах ФИО2 – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м., на условиях договора социального найма.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий