Дело № 2-146/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» апреля 2012 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к <данные изъяты> о признании бездействия в связи с непредставлением жилого помещения незаконным, об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к <данные изъяты> о признании бездействия в связи с непредставлением жилого помещения незаконным, об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, мотивируя тем, что прокуратурой Мотыгинского района была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствий с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено следующее.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей-сирот, поскольку его мать умерла, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним ФИО1 была назначена опека, какая-либо жилая площадь за ФИО1 не закреплялась.
Согласно справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 состоит в льготном списке на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ.
Право на получение жилой площади у ФИО11 наступило по достижению им 18-летнего возраста - ДД.ММ.ГГГГ, однако жилая площадь на территории <адрес> до настоящего времени ему не предоставлена.
В соответствии с <данные изъяты> Решения <данные изъяты>, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>», норма предоставления - 30 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
ФИО1 в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже нормы предоставления 30 кв.м. на территории посМотыгино.
До настоящего времени ФИО1 вынужден проживать у своего опекуна. ФИО1 обратился в прокуратуру с заявлением об обращении в его интересах в суд о предоставлении жилого помещения. Просит признать бездействие <данные изъяты> в связи с не предоставлением ФИО1 жилого помещения незаконным и обязать <данные изъяты> приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже социальной нормы - 30 кв.м. и предоставить его вне очереди по договору социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании помощник прокурора Мотыгинского района Красноярского края ФИО5, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, показала, что ФИО1 относится к лицам из категории детей - сирот, до настоящего времени он не обеспечен жильем, вынужден проживать у своего опекуна, в части признания бездействия <данные изъяты> незаконным, в связи с не предоставлением ФИО1 жилого помещения от заявленных требований отказалась, уточнила исковые требовании, просит обязать <данные изъяты> предоставить жилое помещение на территории <адрес> не ниже социальной нормы - 30 кв.м. вне очереди по договору социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании заинтересованное лицо - ФИО1 требования, заявленные прокурором Мотыгинского района Красноярского края, поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО6, действующий на основании доверенности исковые требования признал, показал, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25 - уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». В настоящее время в муниципальном образовании - <данные изъяты> фонд жилья для обеспечения указанной категории граждан отсутствует, он только будет формироваться, поскольку на осуществление переданных им государственных полномочий должны предоставляться субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета, соответственно финансирование будет только в 2013 году. Считает, что они ранее не бездействовали, поскольку в отношении ФИО1 была установлена опека, то опекун должен был обращаться в интересах несовершеннолетнего ФИО1 с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади, однако опекун бездействовал.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица <данные изъяты> - ФИО7, действующая на основании доверенности показала, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей-сирот, так как его мать умерла, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним ФИО1 была назначена опека, какая-либо жилая площадь за ФИО1 не закреплялась. Считает, что с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади ФИО1 должен был обращаться опекун. Поддерживает требования, заявленные в интересах ФИО1 в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в
пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления
гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка
недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий
для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного бонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ст. 14, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы вВооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Согласно ст. ст. 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1.2 Решения <данные изъяты>, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>», норма предоставления - 30 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного
проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мотыгинским райбюро ЗАГС, отец в свидетельстве о его рождении записан со слов матери.
На основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 была назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Из материалов дела следует, что жилое помещение за ребенком, оставшимся без попечения родителей закреплено не было.
Согласно справки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 состоит в льготном списке на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ. Договор социального найма с ним не заключался, что подтверждается материалами дела.
Из уведомления государственного регистратора ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество за ФИО1 не зарегистрированы.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, то есть по месту жительства его опекуна ФИО3
На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Министерстве образования и науки ФИО2 края ФИО1 в установленном порядке поставлен не был.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 в силу п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже нормы предоставления 30 кв.м. на территории <адрес> Красноярского края.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009г. №131-уг, от 05.03.2010г. №25-уг), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Данным указом Губернатора установлен порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления лицам указанной категории, по договорам социального найма
Законом Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» установлено, что органы местного самоуправления Красноярского края наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка». При этом, государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие решения Министерства образования и науки Красноярского края о постановке на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении не должно влиять на наличие у него права на получение жилья, кроме того установлено, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в <данные изъяты>
Таким образом, ФИО1, имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей до настоящего времени не обеспечен жилым помещением на территории <адрес>
В судебном заседании представитель истца от заявленных требований в части признания бездействия <данные изъяты> незаконным, в связи с не предоставлением ФИО1 жилого помещения от заявленных требований отказалась, отказ принят судом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к <данные изъяты> об обязании <данные изъяты> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение на территории <адрес> не ниже социальной нормы - 30 кв.м. вне очереди по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к <данные изъяты> об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Красноярского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> края жилое помещение на территории <адрес> не ниже социальной нормы - 30 кв.м. вне очереди по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Петушкова О.Ю.