Дело № 2-156/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» мая 2012 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании незаконным решения должностного лица по отказу оформления права на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ им была приобретена на основании решения Мотыгинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес>. После оформления прав собственности на квартиру он обратился в КУМИ администрации <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу в соответствии со ст.ст. 28, 34 ЗК РФ, а также к кадастровому инженеру <данные изъяты> для формирования земельного участка. Однако, в нарушение установленных норм и правил по предоставлению земельных участков гражданам в аренду или в собственность ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано КУМИ администрации <адрес> в предоставлении земельного участка в собственность с указанием основания на наличие данных участков в санитарной зоне ОАО «Горевский ГОК». В тоже время каких-либо документов на установление санитарной зоны на территории земель населенного пункта <адрес> в КУМИ не имеется и о переводе земель поселения в земли промышленности для ведения разработки и добычи полезных ископаемых. Граница зоны отведенных земель находится на расстоянии 1060 -1080 м от испрашиваемых земельных участков. В тоже время санитарная зона не может захватывать земли населенных пунктов и не захватывает в настоящее время. Земельный участок по указанной причине не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Третьи лица каких-либо прав на земельный участок не заявляют и не заявляли с момента его фактического использования. В реестрах муниципальной собственности указанный двухконтурный земельный участок не находится. Признанием за ним права собственности на земельный участок, чьи-либо права и интересы не нарушаются. Просит признать незаконным решение руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> об отказе в утверждении границ на земельные участки с условными обозначениями ЗУ 1 (0501006) и ЗУ 2 (0501008), общей площадью 2555 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу относительно ориентира <адрес>. Взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы: за услуги нотариуса в сумме 1 000 рублей 00 копеек; за услуги представителя в сумме 10 000 рублей 00 копеек; уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 - ФИО5, действующий на основании доверенности доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил, настаивает на удовлетворении заявленных требований, показал, что ФИО2 является собственником жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. После оформления прав собственности на квартиру истец обратился в КУМИ администрации <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу, а в <данные изъяты> для формирования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано КУМИ администрации <адрес> в предоставлении земельного участка в собственность, основанием отказа послужило расположение данных земельных участков в санитарной зоне <данные изъяты> В тоже время каких-либо документов на установление санитарной зоны на территории земель населенного пункта <адрес> и о переводе земель поселения в земли промышленности для ведения разработки и добычи полезных ископаемых в КУМИ администрации <адрес> не имеется. Граница зоны отведенных земель находится на расстоянии 1060-1080 м. от испрашиваемых земельных участков. В тоже время санитарная зона не может захватывать земли населенных пунктов и не захватывает в настоящее время. Земельный участок по указанной причине не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Третьи лица каких-либо прав на земельный участок не заявляют и не заявляли с момента его фактического использования. В реестрах муниципальной собственности двухконтурный земельный участок не находится. Однако, учитывая обстоятельства, того что, по причине отсутствия отказа утверждения границ земельного участка документально и на местности, ФИО2. не может во вне судебном порядке оформить прав на испрашиваемый земельный участок. Просит признать незаконным решение руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> об отказе в утверждении границ на земельные участки с условными обозначениями ЗУ 1 (0501006) и ЗУ 2 (0501008), общей площадью 2555 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу относительно ориентира <адрес>. Взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы: за услуги нотариуса в сумме 1 000 рублей 00 копеек; за услуги представителя в сумме 10 000 рублей 00 копеек; уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, показала, что КУМИ администрации <адрес> было правомерно отказано истцу. По заключению специалиста архитектора администрации <адрес> спорный земельный участок находится в санитарно- защитной зоне. Просит отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика КУМИ администрации <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, показала, что ФИО2 просил утвердить схему расположения многоконтурного земельного участка, на кадастровом плане территории по адресу <адрес>, оформить земельный участок и предоставить земельный участок в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Истцу КУМИ был дан ответ, что ему отказывают в утверждении схемы, так как контур 2 расположен в границах санитарно- защитной зоны промышленного предприятия <данные изъяты> истцу предложено сформировать земельный участок площадью 892 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, соответствующий контуру 1 многоконтурного земельного участка. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Таким образом, истец ФИО2 может приобрести право на земельный участок, расположенный под квартирой. Второй земельный участок двух контурного земельного участка, соответствующий контуру 2, находится через дорогу от его квартиры в границах санитарно-защитной зоны промышленного предприятия <данные изъяты> Кроме того, пояснила, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация <адрес>. Заявление истца было главой администрации <адрес> отписано для исполнения в КУМИ администрации <адрес>. Нет четкого разграничения, кто должен подписывать ответ на обращение, поэтому ответ истцу был дан за подписью председателя КУМИ администрации <адрес> ФИО8 Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица <данные изъяты> - ФИО9 в судебном заседании показала, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к ним, чтобы ему размежевали земельный участок. Он определил себе участок двух контурный. Жилая квартира у него на контуре 1 земельного участка, а огород через дорогу на 2 контуре земельного участка. За домом сразу обрыв, нет места под огород, поэтому истец сформировал участок через дорогу от дома. От карьера до земельного участка расстояние более тысячи метров. Истец сам определил, этот участок как двухконтурный. Участки находятся в двух разных кварталах, один участок в 6 квартале, второй участок в 8 квартале. Из ГКН к ним поступили сведения, что ограничений и обременений на этот участок нет, они размежевали участок и составили схему. В утверждении схемы КУМИ отказало, об этом было сообщено истцу. Количество контуров в земельном участке не ограничивается. Имеются ограничения только в отношении площади земельного участка: минимально 2 сотки, максимально 3000 соток.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица <данные изъяты> - ФИО10, действующая на основании доверенности показала, что испрашиваемый ФИО2 земельный участок находится в санитарно - защитной зоне <данные изъяты> (градообразующего предприятия) по решениям отработки месторождения на полную глубину («Отчет по 4 этапу работ ТЭО постоянных разведочных кондиций <данные изъяты>», <данные изъяты>.), отраженной в проекте Генерального плана <адрес>, утверждаемого <адрес>. Генеральный план - это научно обоснованный перспективный план развития населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования (статья 18 Градостроительного кодекса РФ) и подлежит обязательному исполнению. В связи с тем, что в соответствии с проектом Генерального плана <адрес> предусматривается включение в границы <адрес> земельных участков из земель лесного фонда, на основании статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем срок его утверждения несколько увеличен. В соответствии со ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, администрация сельского совета вправе принять решение о резервировании земель для размещения объекта местного значения - градообразующего предприятия <данные изъяты>. В дальнейшем при увеличении мощности предприятия и объемов выработки ОАО Горевский ГОК (градообразующего предприятия) в рамках Градостроительного плана достигнуто соглашение между администрацией Новоангарского сельского совета (поселения) и ОАО Горевский ГОК о выносе всей жилой застройки из промышленной зоны предприятия <данные изъяты> (градообразующего предприятия) (старого поселка) в границы основной застройки Новоангарск, в которой размещена основная социальная инфраструктура. Вид разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В настоящее время по этому вопросу применяются правила Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 37 и 39) об изменении вида разрешенного использования земельного участка и осуществляется в соответствии со схемами территориального планирования генеральных планов поселений, городских округов и населенных пунктов, градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п.3 ЗК РФ). Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (п.4 ст.85 ЗК РФ). Участок, испрашиваемый истцом, включен в промышленную зону предприятия <данные изъяты> в соответствии с утвержденными материалами зонирования муниципального образования <данные изъяты>, в связи с чем, земельный участок не может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации <адрес> не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста - главный архитектор <адрес> ФИО11, показал, что при вынесении заключения о предоставления земельного участка истцу, он как должностное лицо руководствовался Федеральными законами, нормативно-правовыми актами на муниципальном уровне, проектом генерального плана <адрес>, Градостроительным Кодексом, утвержденными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Карьер по добыче свинцово-цинковых руд <данные изъяты> это промышленный объект и производство добычи свинцово - марганцевых руд относится к 1 классу опасности, санитарно- защитная зона должна быть не менее 1000 м. ФИО2 пытается сформировать многоконтурный земельный участок. Он наложил на ортофотоплан этот земельный участок, он попадает в санитарно - защитную зону. Свинцово-марганцевые руды - относятся к 1 классу опасности. Поскольку земельный участок, соответствующий контуру 2 многоконтурного земельного участка находится в санитарно- защитной зоне, им было выдано отрицательное заключение.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста главный государственный санитарный врач в <данные изъяты> отделе Роспотребнадзора Красноярского края ФИО12 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по отводам земельных участков переданы в архитектуру. До ДД.ММ.ГГГГ отводами земельных участков занимались специалисты Роспотребнадзора. Имеется Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны. Промышленный объект <данные изъяты> и его производство относится к I классу опасности и санитарно-защитная зона должна быть 1000 м. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В санитарно - защитную зону ничего нельзя вносить новое, независимо от того есть утвержденный генеральный план <адрес> или его нет. Санитарная зона для промышленных объектов и производств I класса опасности не может быть менее 1000 м. Спорный земельный участок, на который претендует истец, попадает в эту санитарно-защитную зону.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации <адрес>, представителя ответчика КУМИ администрации <адрес>, заинтересованного лица <данные изъяты>, представителя заинтересованного лица ОАО «Горевский ГОК», специалистов, исследовав в судебном заседании все представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 14 ЗК РФ,
Согласно ч.3 ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу ч.2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.4 ст. 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 12.12.2011), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании раздела 7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в КУМИ администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность свободного земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 2555 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства и просил одновременно оформить данный земельный участок, согласно требованиям ст. 35- 36 ЗК РФ.
Одновременно истец обратился в <данные изъяты> для формирования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ после рассмотрения указанного заявления председателем КУМИ администрации <адрес>, ему было сообщено о том, что ему необходимо предоставить копию документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него. Одновременно ему было сообщено, что в утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 2555 кв.м., в том числе контур 1 площадью 892 кв.м., контур 2 площадью 1663 кв.м. отказано, в связи с тем, что контур 2 расположен в границах санитарно-защитной зоны промышленного предприятия <данные изъяты> и предлагают истцу оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположена жилая <адрес>, что соответствует контуру 1.
Из представленных сторонами в суд планов и схем размещения земельных участков следует, что на <данные изъяты> расположена жилая <адрес>, принадлежащая на праве собственности истцу и <данные изъяты> которые расположены в разных кварталах один участок в 6 квартале, второй участок в 8 квартале, которые разделены между собой проезжей дорогой, то есть по мнению суда, данные земельные участки не являются единым целым участком. В связи с чем, суд приходит к мнению о том, что формирование каждого из земельных участков должно производиться по отдельности.
Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика - КУМИ администрации <адрес> о том, что истец имеет право на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположена вышеуказанная жилая <адрес>, что соответствует контуру 1, поскольку у истца оформлено право собственности на жилой объект, возведенный на данном земельном участке, что подтверждается материалами дела. Однако истец желает указанные выше земельные участки оформить единым земельным участком.
В судебном заседании было установлено, что у истца отсутствуют разрешительные документы на использование земельного участка контур 2 площадью 1663 кв.м., выданные уполномоченными на то органами. Таким образом, истец использует данный земельный участок без соответствующих разрешений, в связи с чем, у ФИО2 отсутствует право на оформление указанного земельного участка в установленном законом порядке.
Кроме того, из показаний специалистов – архитектора <адрес> ФИО11 и главного государственного санитарного врача в <адрес> отделе Роспотребнадзора Красноярского края ФИО12 следует, что спорный земельный участок контур 2 площадью 1663 кв.м., на который претендует истец находится в границах санитарно- защитной зоны промышленного предприятия ОАО «Горевский ГОК», в связи с чем, архитектором <адрес> при вынесении заключения о предоставлении данного земельного участка истцу было отказано с учетом требований, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, поскольку Генеральный план <адрес> не утвержден в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании незаконным решения должностного лица по отказу оформления права на земельный участок удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказано, в связи с чем, требования заявленные истцом в части взыскания в его пользу с ответчика судебных расходов за услуги нотариуса в сумме 1 000 рублей 00 копеек, за услуги представителя в сумме 10 000 рублей 00 копеек, уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек удовлетворению так же не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании незаконным решения руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> по отказу в утверждении границ на земельные участки с условными обозначениями ЗУ 1 (0501006) и ЗУ 2 (0501008), общей площадью 2555 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу относительно ориентира <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: