Дело № 2-173/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» мая 2012 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании отказа администрации <адрес> на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и обязании выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании отказа администрации <адрес> на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и обязании выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг», мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ее муж, ФИО4, обратился в администрацию <адрес> с заявлением на получение жилищной субсидии по Федеральной целевой программе гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее ДД.ММ.ГГГГ и имеющие общую продолжительность стажа работы не менее 15 (пятнадцати) лет. На момент подачи заявления очередь на получение государственного жилищного сертификата по указанной программе была за номером 60. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь на получение государственного жилищного сертификата была 17. В ДД.ММ.ГГГГ., она вышла на пенсию в соответствии с под. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и переписала заявление на себя. Таким образом, она встала на очередь по Федеральной целевой программе на предоставление имеющейся субсидии пенсионерам. В списке очередников ее очередь была за номером 14. В ДД.ММ.ГГГГ. ей стало известно, что граждане, которые стояли в очереди после нее, подали необходимые документы на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг». В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила обосновать ей каким образом получилось так, что граждане, которые стояли в очереди после нее уже подали документы на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг», когда в средствах массовой информации об этом не извещалось, более того, никаких извещений по почте ей не приходило. На ее обращение ей пояснили, что в соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. в целях предварительного распределения средств Федерального бюджета на соответствующий год формируется списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления в котором находится его учетное дело, в планируемом году. Считает данный ответ администрации <адрес> является необоснованным: Во-первых, согласно п. № Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны в трехмесячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данная обязанность администрации <адрес> не была соблюдена. Так единственным средством массовой информации на территории <адрес> является газета <данные изъяты> Ни в одном издании газеты за ДД.ММ.ГГГГ не был опубликован список очереди граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг». Единственная статья, которая была опубликована в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Из данной статьи невозможно понять, что граждане-очередники, стоящие в очереди на получение государственного жилищного сертификата Федеральной целевой программы «Север на Юг», должны обратиться в администрацию <адрес> для предоставления им государственного жилищного сертификата и необходимости предоставления соответствующих документов. Данная статья носит абстрактный и прозрачный характер. Во-вторых, согласно п. 25 от 25 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилья категорий граждан, установленной Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают свободный доступ к спискам граждан-участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан. От граждан, которые подали документы на получение государственного сертификата, она узнала, что им приходили извещения по почте о необходимости подать заявления и соответствующие документы для получения государственного жилищного сертификата. Такое извещение ей не приходило, в телефонном режиме ее тоже никто не извещали. В устном режиме ведущий специалист администрации <адрес> ФИО5 признала свою вину, что она известила не всех очередников о необходимости подачи документов по Федеральной целевой программе «Север на Юг» для получения государственного жилищного сертификата. Таким образом, считает, что извещение о необходимости предоставления заявления и соответствующих документов на получение государственного имущественного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» граждан администрацией <адрес> есть не право, а обязанность. Более того, ей стало известно, что она стоит в списке не 14 в очереди, а 20 по непонятным ей причинам. Хотя согласно ст.2, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам подачи гражданами для постановки на учет в качестве, имеющих право на получение жилищных субсидий, следовательно, по мере получения жилищных субсидий участники из очереди исключаются, соответственно ее порядковый номер должен меняться. Из этого следует, что ее очередь должна находиться в первых строках списка, либо вообще она уже должна была получить жилищную субсидию. Просит признать отказ администрации <адрес> на
предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой
программе «Север на Юг» незаконным и выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
В ходе рассмотрения дела истица обратилась в суд с ходатайством, в котором просит считать предложение в исковом заявлении, а именно: ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию в соответствии с под. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и переписала заявление на себя - ошибочным. Данное предложение считать, что в ДД.ММ.ГГГГ. она вышла на пенсию в соответствии с под. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и переписалась в очередь пенсионеров по федеральной целевой программе «Север на юг».
В судебном заседании истица ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердила, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме, показала, что с ДД.ММ.ГГГГ ее муж - ФИО4 стоял в очереди на получение государственного жилищного сертификата за № по Федеральной целевой программе гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь была за №. В ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию, очередь мужа переписала на себя. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит в очереди получателей субсидий за счет федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002г., как пенсионер. В списке ее очередь на получение субсидии была за №. В ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что граждане, стоявшие в очереди после нее, подали необходимые документы для включения их в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением в котором просила разъяснить ей причины того, что стоявшие в очереди граждане после нее собрали все необходимые документы для включения в список, а ей об этом ничего не было известно. ДД.ММ.ГГГГ она на данное заявление получила письменный ответ главы администрации <адрес> ФИО6, из которого следовало, что формирование списка осуществляется на основании заявления, которое подается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предшествующее планируемому. В связи с тем, что ею не было подано данное заявление, в список получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ она включена не была. Считает, что обязанностью органа местного самоуправления - администрации <адрес> является уведомление граждан через СМИ о предоставлении необходимых документов, в том числе и требуемого по закону заявления для включения их в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Возложенная законом обязанность не была выполнена ответчиком, в связи с чем, она не была включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать отказ администрации <адрес> на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признала и показала, что ФИО1 была поставлена администрацией <адрес> на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом и была включена в список граждан - участников подпрограммы по категории «работающие граждане» с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, сформированного и утвержденного главой администрации ДД.ММ.ГГГГ. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» включена в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050. Считает, что действующим законодательством не предусмотрено направление в адрес участников программы уведомлений о том, чтобы они написали заявления для включения их в список получателей жилищных сертификатов. На практике, указанные списки они составляют без заявлений от граждан, мало кто из граждан пишет данные заявления, они копируют списки предыдущего года и вносят в них изменения. Кроме того, ФИО7 стояла в списке граждан - участников подпрограммы по категории «работающие граждане», однако в ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию и написала заявление о включении ее в списки «пенсионеров» по той же программе. Однако, по ее вине истица не была включена в список пенсионеров, то есть в настоящее время она продолжает стоять в списке как «работающие граждане», тем более, что она заявление на включение ее в списки граждан на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ не писала. Таким образом, получается, что ею была допущена техническая ошибка, вследствие которой, истица не была включена в указанный список. Считает, что истица вправе претендовать на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку конкретный размер государственного финансирования не установлен, и размер финансирования в текущем году может быть достаточным, в том числе и для получения по очереди жилищного сертификата истицей, однако список на ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время сформирован и подан в г. Москву ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время изменения в список внести они не могут.
Представитель ответчика – министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования не признают, в отзыве на исковое заявление указали, что предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.
Мера социальной поддержки рассматриваемой категории граждан осуществляется в форме предоставления сертификатов в рамках подпрограммы. По информации администрации <адрес> ФИО1, подала в администрацию <адрес> заявление и документы в порядке, установленном пунктом 19 Правил, была признана администрацией <адрес> участником подпрограммы.
В соответствии с пунктом 24 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Постановления, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет его государственному заказчику подпрограммы (Министерство регионального развития РФ).
ФИО1 представила в администрацию <адрес> в установленном порядке заявление о выделении сертификата ДД.ММ.ГГГГ, и была включена в список граждан - участников подпрограммы по категории «работающие граждане» с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, сформированный и утвержденный главой администрации ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного списка и в соответствии с пунктом 26 Правил министерство сформировало сводный список граждан - участников подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ по категории «работающие граждане» с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, утвердило его ДД.ММ.ГГГГ и представило государственному заказчику подпрограммы.
Статья 2 Закона устанавливает четыре очереди на получение социальных выплат (инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; пенсионеры; безработные, состоящие на соответствующем учете; работающие граждане) и сформулирована так, что не допускает возможности удовлетворить потребности очередников, состоящих в последующей очереди, пока не будут предоставлены социальные выплаты очередникам предыдущей очереди.
Очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан - преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные граждане. В настоящее время государственная помощь оказывается только гражданам, состоящим в 1 и 2 очередях - (инвалиды и пенсионеры). Граждане категории «работающие» государственную поддержку в рамках Закона не получают, поскольку до настоящего времени не удовлетворены потребности предыдущих очередей.
Согласно пункту 26 Правил включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Поскольку согласно спискам, представленным в министерство администрацией <адрес>, ФИО1 включена в сводный список граждан по категории «работающие», она не вправе претендовать на получение сертификата. Просят отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика администрации <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище ( часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( часть 3).
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125 -ФЗ (в ред. от17.07.2011) «О жилищных субсидиях, гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
На основании ст. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии со ст. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
На основании п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно п. 25 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан.
В силу п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
На основании п. «н» ст. 5 Закона Красноярского края от 21.12.2010 N 11-5582 (ред. от 10.11.2011, с изм. от 01.12.2011) "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края", органы местного самоуправления при осуществлении переданных настоящим Законом государственных полномочий в пределах своей компетенции:
размещают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, для всеобщего обозрения в доступных местах.
В судебном заседании установлено, что согласно журнала № регистрации заявлений на получение жилищных субсидий, начатого в ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ муж истицы - ФИО4 был включен в список граждан на получение жилищной субсидии по Федеральной целевой программе гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее ДД.ММ.ГГГГ и имеющих общую продолжительность стажа работы не менее 15 лет.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ подала в администрацию <адрес> заявление и документы в порядке, установленном п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.
В ДД.ММ.ГГГГ истица вышла на пенсию, на основании поданного ею личного заявления ее необходимо было перевести из списка «работающие граждане» в список «пенсионеры», однако из-за технической ошибки работника администрации <адрес> она не была включена в список пенсионеров, в связи с чем в настоящее время истица включена в список граждан - участников подпрограммы по категории «работающие граждане» с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по <адрес>, сформированный и утвержденный главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истица имела право на включение ее в сводный список граждан, претендующих на получение субсидии на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ как пенсионера.
Однако, было установлено, что при ее обращении ДД.ММ.ГГГГ2 года с заявлением в администрацию <адрес> о предоставлении информации о получении сертификата в адрес истицы администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № было направлено письмо, из которого следует, что формирование списка осуществляется на основании заявлений граждан о выделении сертификата в планируемом году, которое подается с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, то есть для того чтобы быть включенным в список получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ ей необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ подать соответствующее заявление. В связи с тем, что заявление ею подано не было, в список получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ она включена не была.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не разъяснялось и не сообщалось администрацией <адрес> о том, что указанное заявление должно быть подано дополнительно, доводов опровергающих данный факт ответчиками суду не представлено.
К доводам представителя ответчика – администрации <адрес> в части того, что действующим законодательством не предусмотрено направление в адрес участников программы уведомлений о том, чтобы они написали заявления для включения их в список получателей жилищных сертификатов, суд относится критически, поскольку из материалов дела следует, что некоторые граждане получали уведомления, в связи с чем, ими были поданы вышеуказанные заявления и они были включены в список граждан получающих субсидию в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ходе судебного заседания представитель ответчика – администрации <адрес> показала, что на практике, указанные списки они составляют без заявлений от граждан, мало кто из граждан пишет данные заявления, они копируют списки предыдущего года и вносят в них изменения. Так же было установлено, что специалистом администрации <адрес> была допущена техническая ошибка при составлении списка «пенсионеров», в результате данной ошибки истица не была включена в данный список, продолжает стоять в списке «работающие граждане».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица была поставлена в неравное положение по сравнению с другими участниками программы переселения «Север на Юг», что является незаконным и нарушающим права последней.
Доводы ответчика - министерства строительства и архитектуры <адрес> о том, что только по заявлениям от граждан они включаются в список получателей субсидии опровергаются показаниями представителя администрации <адрес> ФИО5, данными ею в судебном заседании. Кроме того, согласно действующего законодательства органы местного самоуправления размещают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, для всеобщего обозрения в доступных местах.
К доводам ответчика - министерства строительства и архитектуры <адрес> о том, что ФИО1 включена в сводный список граждан по категории «работающие» и она не вправе претендовать на получение жилищного сертификата, поскольку в настоящее время государственная помощь оказывается только гражданам, состоящим в 1 и 2 очередях (инвалиды и пенсионеры), граждане категории «работающие» государственную поддержку в рамках закона не получают, так как до настоящего времени не удовлетворены потребности предыдущих очередей, суд относится критически, поскольку формирование сводного списка граждан на получение жилищных сертификатов в текущем году не может стоять в зависимости от неудовлетворения потребностей предыдущих очередей, кроме того, ее с 2007 года должны были включить в списки граждан категории «пенсионеры».
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что ФИО1 была незаконно не включена в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 25.10.2002г. № 125 – ФЗ органами местного самоуправления, что повлекло не предоставление в 2012 году истице жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании отказа администрации <адрес> на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и обязании выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг» подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании отказа администрации <адрес> на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и обязании выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг» - удовлетворить.
Признать отказ администрации <адрес> и Министерства строительства и архитектуры <адрес> на предоставление ФИО1 государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным.
Обязать администрацию <адрес> и Министерство строительства и архитектуры <адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: