РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Мостовской04 апреля 2011 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующегоТкаченко В.Н.
при секретареВойт Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мостовского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, пояснив при этом, что прокуратурой Мостовского района с участием ГУ 5 ОФПС по Краснодарскому краю в период с 15.03.2011 по 22.03.2011 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Андрюковского сельского поселения Мостовского района. В ходе проверки установлен факт бездействия администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района в части исполнения своих полномочий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах, а именно:
- в нарушении п. 11 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г. (далее ППБ 01-03), не созданы в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов;
- Своевременно не очищаются от горючих отходов, сухой травы и т. п. территории поселков Андрюковского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, чем нарушен п. 21 ППБ 01-03;
- в нарушении п. 27 ППБ 01-03 территории поселков Андрюковского сельского поселения и организаций не имеют достаточное наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения;
- не предусмотрено для целей пожаротушения наличие в поселках Андрюковского сельского поселения прицепная пожарная мотопомпа (не менее одной в каждом населенном пункте), чем нарушен п. 31 ППБ 01-03
- не установлены в поселках Андрюковского сельского поселения у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника - нарушение п. 90 ППБ 01-03
- не устроены в поселках Андрюковского сельского поселения к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушен п. 94 ППБ 01-03;
- в нарушении п. 114 ППБ 01-03 на территории поселков Андрюковского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения.
Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки, относятся по своему характеру к первичным мерам пожарной безопасности, выполнение которых, в силу вышеуказанных норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрация Андрюковского сельского поселения.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Выявленные в ходе настоящей проверки многочисленные нарушения правил пожарной безопасности стали возможным, в том числе, и в связи с отсутствием должного бюджетного финансирования мер пожарной безопасности.
Число граждан, чьи права нарушаются в результате бездействия администрации Андрюковского сельского поселения постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, создать предпосылки для чрезвычайной ситуации.
Неправомерным бездействием администрации Андрюковского сельского округа нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц. Данные обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту их интересов с целью принудительного исполнения требований законодательства РФ о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Мостовского района Вебер Р.А. поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района требования прокурора признал в полном объеме, пояснив при этом, что меры по предотвращению нарушений пожарной безопасности уже предприняты.
Представитель другого заинтересованного лица – ГУ 5 ОФПС против удовлетворения требований прокурора не возражал.
Суд, выслушав представителя заявителя, заслушав мнение представителей заинтересованных лиц, приходит к выводу, что заявление прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности подлежит удовлетворению.
Как достоверно установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района с участием ГУ 5 ОФПС по Краснодарскому краю в период с 15.03.2011 по 22.03.2011 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Андрюковского сельского поселения Мостовского района. В ходе проверки установлен факт бездействия администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района в части исполнения своих полномочий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах. Нарушения, выявленные в ходе проверки, относятся по своему характеру к первичным мерам пожарной безопасности, выполнение которых, в силу вышеуказанных норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрация Андрюковского сельского поселения. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Выявленные в ходе настоящей проверки многочисленные нарушения правил пожарной безопасности стали возможным, в том числе, и в связи с отсутствием должного бюджетного финансирования мер пожарной безопасности. Число граждан, чьи права нарушаются в результате бездействия администрации Андрюковского сельского поселения постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, создать предпосылки для чрезвычайной ситуации.
В силу ст.19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Согласно ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Этот комплекс мероприятий предусматривает организацию и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
С учетом совокупности вышеприведенных доводов и представленных суду обстоятельств, суд удовлетворяет заявленные требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в неисполнении требований п.п.8,9 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1, 4, 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пунктов 11, 21, 27, 31, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003.
Обязать администрацию Андрюковского сельского поселения Мостовского района устранить нарушения п.п.8,9 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1, 4, 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пунктов 11, 21, 27, 31, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Мостовской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий