Решение по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края.



К делу № 2-364/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 года                                                          п. Мостовской

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего                                                     Сыроватской М.А.,

при секретаре                                                                   Черной Л.В.,

с участием прокурора                                                      Сушков О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края в части неисполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мостовского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Унароковского сельского поселения, выразившегося в неисполнении требований п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1,4,19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.11, 21, 27, 31, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003, по невыполнению полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Унароковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края, и обязанности устранить нарушения закона путем выполнения полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности, а именно: создать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; своевременно очищать от горючих отходов, сухой травы и т.п. территории поселков Унароковского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам; установить достаточное наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения; предусмотреть для целей пожаротушения прицепную пожарную мотопомпу (не менее одной в каждом населенном пункте); установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; устроить к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения.

Свое заявление прокурор мотивировал тем, что согласно ст.ст. 1,4 Федерального закона РФ № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Этот комплекс мероприятий предусматривает организацию и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ, а ст. 19 того же закона,

                                                             

установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

          В соответствии со п.п. 8,9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки, относятся по всему характеру к первичным мерам пожарной безопасности, выполнение которых, в силу вышеуказанных норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрация Унароковского сельского поселения.

Данные нарушения правил пожарной безопасности стали возможным, в том числе, и в связи с отсутствием должного бюджетного финансирования мер пожарной безопасности. Однако, вопросы организационно – правового, финансового, материально – технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление иск и просил                                   его удовлетворить, приведя вышеизложенное обоснование, при этом от требований                        по своевременному очищению от горючих отходов, сухой травы и т.п. территории поселков Унароковского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, выполнении установки достаточного наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам,                            к входам в здания и сооружения; установки соответствующих указателей к водоисточникам, установлении средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и созданию запасов воды для целей пожаротушения отказался, так как данные нарушения ранее устранены администрацией Унароковского сельского поселения, что подтверждено представителем отдела ГУ 5 ОФПС по Краснодарскому краю.

Представитель ГУ 5 ОФПС по Краснодарскому краю Фомичев О.А. подтвердил, что четыре нарушения устранены, в остальной части заявление прокурора поддержал, поскольку неустранение правил пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью людей. Предписания о нарушениях указанных в иске прокурора выдаются в течение нескольких лет, но нарушения не устраняются из-за отсутствия финансирования.

                                                             

Представитель ответчика Орлова О.А., не соглашаясь с утверждением прокурора о бездействии администрации, пояснила, что в Унароковском сельском поселении создана и действует добровольная пожарная охрана; заключен договор с ООО «АФ Унароково» об оказании услуг на случай тушения пожаров; у ООО «АФ Унароково», с которым заключен договор имеется пожарная машина, три бочки на колесах емкостью 8 куб.м – 2 шт. и 5 куб.м – 1 шт.; имеются и действуют 6 источников наружного водоснабжения 50 куб. – 4 шт., 30 и 25 куб. – по 1 шт.; действуют 3 пожарных гидранта, еще один будет установлен в ближайшее время; имеется наружное освещение пожарных резервуаров и указатели к ним; имеются подъездные пути к искусственным водоемам; на здании администрации установлена звуковая сигнализация (сирена). Вместе с тем подтвердила, что часть нарушений требований пожарной безопасности имеет место, что связано с отсутствием должного финансирования.

        Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к убеждению, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения заявления в суде согласно пояснениям представителя администрации Орловой О.А. и заместителя начальника 5 ОФПС по Краснодарскому краю Фомичева О.А. установлено устранение ряда нарушений.

Часть нарушений правил пожарной безопасности, указанных в заявлении, представитель администрации не оспаривает. К ним относятся нарушения правил пожарной безопасности, в части создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», устроения к естественным или искусственным водоисточникам подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с требованиями п.94 ППБ 01-03, наличия для целей пожаротушения в поселках Унароковского сельского поселения прицепной пожарной мотопомпы (не менее одной в каждом населенном пункте) согласно п. 31 ППБ 01-03, создания в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделения пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с п.11 ППБ 01-03.

Неустранение вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности может повлечь непредсказуемые последствия в случае наступления опасной ситуации, поэтому отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в удовлетворения заявления прокурора.

      На основании изложенного, заявление прокурора, направленный в защиту неопределенного круга лиц, суд удовлетворяет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Заявление прокурора Мостовского района удовлетворить частично.

      Признать незаконным бездействие администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района по невыполнению требований:

ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

    п.94 ППБ 01-03 по устроению к естественным или искусственным водоисточникам, подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

     п.11 ППБ 01-03 по созданию в соответствии с установленными нормами органов

                                                                       

управления и подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

      п.31 ППБ 01-03 по наличию для целей пожаротушения прицепной пожарной мотопомпы (не менее одной в каждом населенном пункте),

Обязать администрацию Унароковского сельского поселения устранить нарушения                ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 11,31,94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003.

       Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: