Решение по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края.



К делу № 2-363/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 года                                                          п. Мостовской

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего                                                     Сыроватской М.А.,

при секретаре                                                                   Черной Л.В.,

с участием прокурора                                                      Сушков О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края в части неисполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мостовского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Краснокутского сельского поселения, выразившегося в неисполнении требований п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1,4,19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.11, 21, 27, 31, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003, по невыполнению полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Краснокутского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края, и обязанности устранить нарушения закона путем выполнения полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности, а именно: создать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; своевременно очищать от горючих отходов, сухой травы и т.п. территории поселков Краснокутского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам; установить достаточное наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения; предусмотреть для целей пожаротушения прицепную пожарную мотопомпу (не менее одной в каждом населенном пункте); установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; устроить к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения.

Свое заявление прокурор мотивировал тем, что согласно ст.ст. 1,4 Федерального закона РФ № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Этот комплекс мероприятий предусматривает организацию и осуществление профилактики

                                                                 

пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ, а ст. 19 того же закона,

установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

         В соответствии со п.п. 8,9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки, относятся по всему характеру к первичным мерам пожарной безопасности, выполнение которых, в силу вышеуказанных норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым является администрация Краснокутского сельского поселения.

Данные нарушения правил пожарной безопасности стали возможным, в том числе, и в связи с отсутствием должного бюджетного финансирования мер пожарной безопасности. Однако, вопросы организационно – правового, финансового, материально – технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление и просил его удовлетворить, приведя вышеизложенное обоснование, при этом от требований своевременно очищать от горючих отходов, сухой травы и т.п. территории поселков Краснокутского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам (п.21 ППБ 03-01); установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения( п. 114 ППБ 01-03) отказался, так как ко времени рассмотрения заявления в суде указанные нарушения устранены.

Представитель ГУ 5 ОФПС Фомичев О.А. подтвердил, что два нарушения устранены, в остальной части заявление прокурора поддержал, поскольку неустранение правил пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью людей. Предписания о нарушениях указанных в заявлении прокурора выдаются в течение нескольких лет, но нарушения не устраняются из-за отсутствия финансирования.

Глава администрации Тараповская И.Н. с заявлением прокурора согласилась, пояснив, что два из семи выявленных нарушений устранены, остальные будут устранены

                                                                 

по мере поступления денежных средств в бюджет. Неустранение всех нарушений связано с отсутствием должного финансирования.

     Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к убеждению, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.

Нарушения правил пожарной безопасности, указанные в заявлении, глава администрации не оспаривает. В результате повторной проверки 11 мая 2011 года, проведенной ГУ 5 ОФПС пол КК установлено, что из ранее выявленных семи нарушений устранены два.

Нарушения правил пожарной безопасности, в части создания органов управления и подразделения пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, в соответствии с требованиями п.11 ППБ 01-03; установления достаточного наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения в соответствии с требованиями       п.27 ППБ 01-03; предусмотреть для целей пожаротушения прицепную пожарную мотопомпу (не менее одной в каждом населенном пункте) в соответствии с требованиями п.31 ППБ 01-03; установления у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника в соответствии с требованиями п.90 ППБ 01-03, а также устроения к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с требованиями п.94 ППБ 01-03, глава администрации не оспаривала.

Учитывая, что неустранение нарушений правил пожарной безопасности может повлечь непредсказуемые последствия в случае наступления опасной ситуации, то отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Заявление прокурора Мостовского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района по невыполнению требований:

п.11 ППБ 01-03 в части создания органов управления и подразделения пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

п.27 ППБ 01-03 по установке достаточного наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения;

п.31 ППБ 01-03 в части предусмотреть для целей пожаротушения прицепную пожарную мотопомпу (не менее одной в каждом населенном пункте) в соответствии с требованиями;

п.90 ППБ 01-03 по установке у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

    п.94 ППБ 01-03 в части устроения к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

                                                                     

Обязать администрацию Краснокутского сельского поселения устранить вышеуказанные нарушения пожарной безопасности.

       Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: