К делу № 2-958/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мостовской 16 ноября 2011 года
Мостовской районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Селюдеевой О.Г.,
при секретаре Пальчиковой А.А.,
с участием помощника прокурора Мостовского района Вебер Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Мостовского района, действующего в интересах Бутенко А.А. к администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Краснодарского края об обязании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мостовского района в интересах Бутенко А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Краснодарского края об обязании предоставления жилого помещения, в котором просил обязать администрацию МО Мостовский район и администрацию Краснодарского края предоставить Бутенко А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка по обращению Бутенко А.А. о защите нарушенных жилищных прав, в части непредоставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено, что Бутенко А.А. остался без попечения родителей в связи с тем, что его мать и отец решением Мостовского районного суда Краснодарского края от <...> признаны безвестно отсутствующими.
В 2008 году Бутенко А.А. окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №13 Краснодарского края.
06.06.2011 Бутенко А.А. на имя главы муниципального образования Мостовский район было подано заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, оставшегося без попечения родителей. 10.06.2011 постановлением главы муниципального образования Мостовский район №1695 Бутенко А.А. был принят на учет, как нуждающийся в жилых помещениях, по категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении в прокуратуру Мостовского района Бутенко А.А. указал, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться.
До настоящего времени Бутенко А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальные образования Краснодарского края, в том числе, Мостовский район наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию МО Мостовский район и департамент социальной политики Краснодарского края предоставить Бутенко А.А. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Мостовский район, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование исковых требований прокурор привел доводы, указанные выше.
Бутенко А.А. поддерживал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО Мостовский район – Лыхина Т.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поддерживая свой отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» предоставление жилых помещений данной категории граждан осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Поэтому администрация МО Мостовский район может реализовать свои полномочия в данной сфере лишь в объеме предоставленных местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Кроме того, администрация МО Мостовский район является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком следует считать департамент семейной политики Краснодарского края, который является уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим перечисление субвенций на реализацию Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Согласно соглашению № 295 от 15 февраля 2011 года на реализацию краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" департаментом семейной политики Краснодарского края предоставлено субвенции краевого бюджета бюджету муниципального образования Мостовский район на сумму 25 121,3 тыс. рублей. На 2012 год планируется выделить - 25 121, 3 тыс. рублей, на 2013- 20 097 тыс. рублей.
Представитель ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края Цыганкова А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставив суду возражение на исковое заявление, из которого следует, что администрация Краснодарского края (департамент семейной политики Краснодарского края) выражает несогласие с заявленными в указанном исковом заявлении требованиями.
В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории, субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 01.01.2005 в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.
В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26.05.2009 принят новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.
В 2009 году краевой целевой программой «Дети-Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир.
Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. Как показала сложившаяся практика, преимуществами строительства жилья выступают: удешевление квадратного метра жилья, за счет чего обеспечивается большее число граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.
На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тыс. руб., из федерального -11 290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах).
В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484 600 тыс. руб., за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в: Кавказском, Отрадненском, Крымском, Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах.
Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.
В 2009 году муниципальным образованием Мостовский район за счет выделенных денежных средств приобретена 1 квартира для граждан из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей для передачи по договору социального найма, в 2010 году построен 24 квартирный дом.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.
Бутенко А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 06.06.011.
На 01.11.2011 Бутенко А.А. состоит под № 99 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Мостовский район ведется, начиная с 2004 года; а Бутенко А.А. был поставлен на льготный учет в 2011 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих граждан, состоящих на данном учете.
Реализация права Бутенко А.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.
Так как краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Бутенко А.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Мостовский район.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Бутенко А.А., в интересах которого подан иск в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением главы администрации муниципального образования Мостовский район Краснодарского края №<...> от 10.06.2011 Бутенко А.А. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дата принятия на учет – 06.06.2011.
Согласно п.п.2,3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст. 1 закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления являются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют перечисление субвенций бюджетом муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в ч. 2 ст. 5 указанного закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани, на реализацию этой программы в 2009 году выделено 339,2 миллиона рублей, на реализацию подпрограммы «Дети –сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тысяч рублей, из них 11 290,4 тыс. рублей из федерального бюджета.
В 2011 году Мостовском районе в рамках реализации краевой программы планируется приобретение (строительство) жилых помещений.
Бутенко А.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация Мостовского района, обосновано указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Мостовский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Мостовский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Бутенко А.А. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования Мостовский район, администрацию Краснодарского края предоставить Бутенко А.А., <...>, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарскому крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2011, в полном объеме решение изготовлено 21.11.2011.
Председательствующий: О.Г. Селюдеева