Решение по иску прокурора Мостовского района в интересах Шопиной Н.В. к администрации МО Мостовский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения.



К делу № 2-93/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Мостовской 19 января 2012 года

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе: председательствующего Мишковой Л.А.,

при секретаре      Губиной С.В.,

с участием прокурора      Кижаткина С.Г.,

заинтересованного лица Шопиной Н.В.,

представителя ответчика - администрации МО

Мостовский район Лыхиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мостовского района в интересах Шопиной Н. В. к администрации МО Мостовский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мостовского района в интересах Шопиной Н.В. обратился в суд с иском к администрации МО Мостовский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, в котором просил обязать ответчиков предоставить Шопиной Н.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со списком очередности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивируя тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка по обращению Шопиной Н.В. о защите нарушенных жилищных прав, в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено, что Шопина Н.В. осталась без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать умерла <...>, а отец решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 29.03.2004 лишен родительских прав.

    В 2008 году Шопина Н.В. окончила государственное образовательное учреждение начального профессионального образования – профессиональное училище № 13 Краснодарского края.

    31.05.2010 Шопиной Н.В. на имя главы муниципального образования Мостовский район было подано заявление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. 04.06.2010 постановлением главы муниципального образования Мостовский район № 1425, Шопина Н.В. была принят на учет, в качестве нуждающейся в жилых помещениях, по категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.                            При обращении в прокуратуру Мостовского района, Шопина Н.В. указала, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое она могла бы вселиться.

    До настоящего времени Шопина Н.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержке по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

    В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от <...> №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

    Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

    Законом Краснодарского края от <...> № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», муниципальные образования Краснодарского края, в том числе Мостовский район наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании участвующий в процессе прокурор поддерживал исковые требования и просил их удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные выше.    

    Шопина Н.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Мостовского района в ее интересах, просила их удовлетворить.

    Представитель администрации МО Мостовский район – Лыхина Т.В. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Мостовского района в интересах Шопиной Н.В. о предоставлении Шопиной Н.В. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком очередности в администрации МО Мостовский район граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, поддерживая свой отзыв на исковое заявлении, кроме того, пояснив, что учет граждан относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, в администрации МО Мостовский район ведется с 2004 года. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов: предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, при этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета, т.е. жилые помещения по договорам социального найма предоставляются за счет денежных средств краевого бюджета. Администрация муниципального образования Мостовский район может реализовать переданные законом Краснодарского края полномочия только в объеме предоставленных местным бюджетам субвенций из краевого бюджета, что закреплено в пункте 6 статьи 63 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Направление на указанные цели собственных средств является незаконным и образует состав нарушений преследуемых в уголовном или административном порядке.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят Закон от 3.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае". Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ, вышеназванного закона Краснодарского края главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление от 30.07.2009 № 653, официально опубликованное 06.08.2009 в газете "Кубанские новости" № 129.

Согласно соглашению № 295 от 15.02.2011 на реализацию краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" департаментом семейной политики Краснодарского края предоставлено субвенции краевого бюджета бюджету муниципального образования Мостовский район на сумму 25 121,3 тыс. рублей. Реализовать свои полномочия в данной сфере в объеме большем, чем предоставлено районному бюджету субвенций из краевого бюджета, МО Мостовский район не может. На 2012 год планируется выделить - 25 121,3 тыс. рублей, на 2013 - 20 097 тыс. рублей. В порядке очередности в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Шопина Н.В. будет обеспечен жильем.

Представитель ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края Цыганкова А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставив суду возражение на исковое заявление, из которого следует, что администрация Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края выражает несогласие с требованиями о предоставлении жилой площади Шопиной Н.В. вне очереди, обосновывая свои доводы тем, что краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

    В 2009 году муниципальным образованием Мостовский район за счет выделенных денежных средств приобретена 1 квартира для граждан из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей для передачи по договору социального найма, в 2010 году построен 24 квартирный дом.    В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

    Шопина Н.В., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 31.05.2010.

    На 01.01.2012 Шопина Н.В., состоит под № 30 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Мостовский район ведется, начиная с 2004 года, а Шопина Н.В. была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем граждан, состоящих на данном учете в течение большего времени. Реализация права Шопиной Н.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, Шопина Н.В. сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, и она будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Мостовский район. Шопина Н.В. жилого помещения вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем еще впереди стоящих очередников.

Заслушав объяснения, представителя ответчика – администрации МО Мостовский район, приняв во внимание мнение представителя ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Шопина Н.В., в интересах которой подан иск прокурором в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории граждан - детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования Мостовский район Краснодарского края № 1425 от 04.06.2010 она принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении с датой учета с 31.05.2010.

    На 01.02.2011 Шопина Н.В. состояла на льготном учете граждан, нуждающимся в жилом помещении, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа под № 55, на 01.01.2012 она состоит в этой очереди под № 30.

Согласно п.п.2,3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В 2008 году Шопина Н.В. окончила государственное образовательное учреждение начального профессионального образования – профессиональное училище №13 Краснодарского края, что подтверждается копией соответствующего диплома, имеющейся в материалах дела.

Согласно ст. 1 закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления являются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в ч. 2 ст. 5 указанного закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани, на реализацию этой программы в 2009 году выделено 339,2 миллиона рублей, на реализацию подпрограммы «Дети–сироты» в 2010 году из краевого бюджета выделено 275 932,0 тысяч рублей, из них 11 290,4 тыс. рублей из федерального бюджета. Согласно соглашению № 295 от 15.02.2011 на реализацию краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с указанным выше Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, департаментом семейной политики Краснодарского края предоставлено субвенции краевого бюджета бюджету муниципального образования Мостовский район на сумму 25 121,3 тыс. рублей, на 2012 год планируется выделить - 25121,3 тыс. рублей, на 2013 год - 20 097 тыс. рублей.

Шопина Н.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация Мостовского района, обосновано указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Мостовский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО Мостовский район.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Мостовский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Шопиной Н.В. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы представителя ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края Цыганковой А.А., изложенные в отзыве относительно возражений по иску в части несогласия с требованиями о предоставлении жилой площади Шопиной Н.В. вне очереди, суд находит не состоятельными, поскольку таких требований иск прокурора не содержит.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Мостовский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Шопиной Н. В., <...> года рождения, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарскому крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Мостовский район.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца.

Председательствующий: Л.А. Мишкова