Решение по иску Райковой Т.П. к администрации МО Мостовский район, администрации Костромского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок.



К делу № 2–157/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Мостовской 21 марта 2012 года

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе: председательствующего Мишковой Л.А.,

с участием

представителя истицы Лустиной Н.И.,

представителя ответчика Коваленко Е.В.,

заинтересованного лица Безух Т.П.,

при секретаре Губиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Райковой Т. П. к администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Костромского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

    Райкова Т.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Мостовский район о признании права собственности на земельный участок площадью <...> кв. метров, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>, мотивируя его тем, что на основании договора дарения от 05.03.1998, заключенного между ней и Безух Т.П., она является собственницей домовладения, расположенного по указанному выше адресу. Безух Т.П., в свою очередь, приобрела это домовладение у Д.Е.А. по договору купли-продажи от 06.01.1994. Однако указанные выше договоры купли-продажи и дарения не содержат условия о переходе права собственности на спорный земельный участок, на котором расположено домовладение, хотя в договоре купли-продажи от 06.01.1994 заключенном между Д.Е.А. и Безух Т.П. имеется ссылка на свидетельство о праве собственности Д.Е.А. на данный земельный участок. С целью разъяснения возникшего вопроса, она попыталась разыскать Д.Е.А., но последняя умерла 11.02.1995.

    На протяжении длительного периода времени, начиная с 1998 года, она оплачивает земельный налог, несет бремя содержания земельного участка. При этом каких-либо претензий со стороны третьих лиц относительно использования земельного участка, расположенного по адресу: ст. Костромская, ул. <...>, <...>, не заявлялось. Выпиской из похозяйственней книги от 21.11.2011 исх. № <...> подтверждается наличие у нее внесенного в учет права на земельный участок.

    В ходе подготовки дела к судебному заседанию с учетом спорного объекта недвижимости - земельного участка, в качестве соответчика по делу с согласия представителя истца была привлечена администрация Костромского сельского поселения Мостовского района.

    В судебном заседании представитель истицы Райковой Т.П. по доверенности - Лустина Н.И. поддерживала исковые требования и просила их удовлетворить, признать право собственности за Райковой Т.П. в силу приобретательной давности на земельный участок, расположенный в ст. Костромской, ул. <...>, <...>, на котором находится жилой дом, являющийся ее собственность. В обоснование иска она привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив их тем, что ее мать – Безух Т.П. <...> подарила внучке - ее несовершеннолетней дочери, приобретенный ею дом в ст. Костромской, ул. <...>, <...>. Фактически она с дочерью – Райковой Т.П. с согласия Безух Т.П. вселилась в этот дом сразу после его покупки Безух Т.П. – в 1994 году. Ей известно, что мать купила дом и земельный участок при доме, считая, что запись в договоре купли-продажи о наличие свидетельства № <...> на землю при доме <...> га, подтверждает покупку и земли. При оформлении договора дарения дома, нотариус не ставил под сомнение договор купли-продажи от 06.01.1994, в том числе и по принадлежности земельного участка Безух Т.П. С 1994 года по настоящее время - 18 лет они открыто, добросовестно, непрерывно с 1994 года пользуются земельным участком при доме площадью <...> га, считая его собственностью сначала Безух Т.П., затем – Райковой Т.П., несут бремя его содержания и считают, что его купля-продажа фактически состоялась при заключении договора от 06.01.1994 между Д.Е.А. и Безух Т.П., которая в свою очередь, фактически подарила Райковой Т.П. при заключении договора дарения домовладения от 05.03.1998. О том, что земельный участок до настоящего времени значится за Д.Е.А., истице стало известно в конце 2011 года. В связи со смертью Д.Е.А. в 1995 году, оформление земельного участка истицей в собственность иначе как по решению суда стало невозможным. На протяжении 18 лет Д.Е.А., как юридический собственник никогда не обращалась по поводу истребования земельного участка от Безух либо Райковой.

Представитель ответчика – администрации Костромского сельского поселения в судебное заседание не явился. В своем заявлении глава администрации Костромского сельского поселения Бордов А.И. просил рассматривать дело в отсутствие представителя администрации, не указывая возражений против удовлетворения исковых требований Райковой Т.П., указав, что поддерживает свои пояснения, данные в предварительном судебном заседании. Согласно протоколу предварительного судебного заседания от 14.03.2012 глава администрации Костромского сельского поселения Бордов А.И. иск Райковой Т.П. признал, не возражал против признания за Райковой Т.П. права собственности на земельный участок площадью <...> кв. метров кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...> в силу приобретательной давности, пояснив, что ему как жителю ст. Костромской и, как главе администрации сельского поселения известно, что в 1994 году Безух Т.П. купила у Д.Е.А. дом и земельный участок, расположенные по указанному адресу. Договор купли-продажи был составлен в простой письменной форме, при этом подписи свидетелей на договоре были удостоверены зав. общим отделом администрации Костромского сельского поселения. Согласно закону земля следует объекту недвижимости, расположенному на ней. В похозяйственной книге администрации была зарегистрирована смена собственника с Д.Е.А. на Безух Т.П., а затем, после дарения дома Безух Т.П. несовершеннолетней внучке Райковой Т.П. - на Райкову Т.П. Внимания на то, что земельный участок как объект купли-продажи не был отражен в договоре купли-продажи от 1994 года, никто не обратил. Все эти годы Безух, ее дочь Лустина Н.И. и внучка Безух Т.П.Райкова Т.П. постоянно, непрерывно, открыто, добросовестно, как собственники пользовались земельным участком при доме, оплачивали налоги, содержали его в удовлетворительном состоянии. Никаких притязаний на этот земельный участок ни от кого, в том числе и от юридического собственника - Д.Е.А. за эти годы в администрацию сельского поселения не поступало.

Представитель ответчика администрации МО Мостовский район – Коваленко Е.В., против удовлетворения исковых требований Райковой Т.П. не возражал, считая, что признание за истицей права собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, собственником которого является истица, и которым фактически она длительное время - с 1994 по настоящее время (18 лет) пользуется добросовестно, непрерывно, открыто, как собственник, не противоречит закону.

    Заинтересованное лицо – Безух Т.П. не возражала против удовлетворения исковых требований Райковой Т.П., пояснив, что 06.01.1994 между ней и Д.Е.А. был заключен договор купли-продажи домовладения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, <...>. Она считала, что по условиям данного договора приобретает у Д.Е.А. домовладение вместе с земельным участком, для этого в договоре купли-продажи написали, что имеется свидетельство о праве собственности Д.Е.А. на данный земельный участок. Сразу после покупки она вселила в дом свою дочь Лустину Н.И. с внучкой – Райковой Т.П., так как для них и покупала жилье и приусадебный участок. 05.03.1998 переоформила дом на внучку – подарила, при этом считала, что земельный участок сам по себе идет с домом. С 1994 года никаких претензий по земельному участку ни от кого не было. По администрации сначала она значилась собственником дома и земельного участка, затем ее внучка. Они пользовались земельным участком открыто, добросовестно 18 лет, считая себя его собственниками. В конце 2011 года, когда понадобилась справка о принадлежности Райковой Т.П. земельного участка при доме, в администрации поселения они узнали, что земельный участок до настоящего времени значится за Д.Е.А., умершей в 1995 году.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Райковой Т.П. обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истице на основании нотариально удостоверенного договора дарения от 05.03.1998, заключенного между Безух Т.П. и ней, на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <...> кв. метров, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, <...>. В договоре также указано, что домовладение расположено на земельном участке площадью <...> кв. метров.

    Данное домовладение Безух Т.П., в свою очередь, приобрела по договору купли-продажи от 06.01.1994, составленному в простой письменной форме, у Д.Е.А. При этом в договоре стороны отразили, что при доме имеется <...> га распашной земли, на которую имеется свидетельство <...>. Данная запись не дает четкого вывода, что земельный участок был предметом купли-продажи, в тоже время и не утверждает категорично обратное. Вместе с тем, согласно представленным документам: свидетельству о праве собственности на землю № <...> от 16.12.1992, кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок площадью <...> кв. метров, с кадастровым номером <...> по указанному адресу, значится в собственности Д.Е.А. и на настоящее время.

    Согласно справке о смерти № <...>, выданной оЗАГС г. Армавира, Д.Е.А. умерла <...> в г. Армавире. По сообщениям нотариуса г. Армавира № <...> от 26.01.2012 никто из наследников с заявлением о принятии наследства после смерти Д.Е.А. не обращался, наследственное дело не открывалось.

    Согласно выписке №<...> от 20.03.2012 из похозяйственной книги по Костромскому сельскому поселению за период с 06.01.1994 по 31.12.1998, земельный участок площадью <...> кв. метров кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>, с 06.01.1994 по 05.03.1998 принадлежал Безух Т. П. на основании договора купли-продажи от 06.01.1994.

Согласно выписке №<...> от 20.03.2012 из похозяйственной книги по Костромскому сельскому поселению за период с 01.01.1998, земельный участок площадью <...> кв. метров кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, 44, с 05.03.1998 по настоящее время принадлежит Райковой Т.П.

Из справки № <...> от 01.03.2012, выданной ИФНС России по Мостовскому району следует, что задолженности по земельному налогу на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>, не имеется.

    В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Аналогичные положения отражены и в ст. 552 ГК РФ.

Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.    

По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество, при этом предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.

Анализ изложенных выше в решении доказательств, приводит суд к выводу, что в судебном заседании установлены все условия необходимые для перехода права собственности на спорный земельный участок к истице по приобрететельной давности: - добросовестное, открытое владение ею земельным участком как своим собственным на протяжении более 18 лет. При этом нарушений прав и законных интересов других лиц не установлено.

Учитывая позицию представителей ответчиков и установленные судом обстоятельства в соответствии со ст. 234 ГК РФ, суд удовлетворяет иск Райковой Т.П. о признании за ней права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>.

На основании изложенного, руководствуясь 94-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Удовлетворить исковое заявление Райковой Т. П. к администрации муниципального образования Мостовский район о признании права собственности на земельный участок.

    Признать за Райковой Т. П., <...>, право собственности на земельный участок площадью <...> кв. метров, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>.

    Органу государственного кадастрового учета внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:20:00801001:518, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст. Костромская, ул. <...>, <...>, в части правообладателя: вместо Д.Е.А.Райкову Т. П..

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.А. Мишкова

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 27.03.2012.