К делу № 2-600/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Мостовской 01 августа 2012 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Краевой Е.В.,
при секретаре Михайловой Л.Я.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Мостовского района Шуваева А.А.,
третьего лица на стороне истца – Гурбиной М.А.,
представителя ответчика –
администрации МО Мостовский район – Коваленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мостовского района в интересах Гурбиной М. А. к администрации муниципального образования Мостовский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мостовского района в интересах Гурбиной М.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Мостовский район, департаменту семейной политики Краснодарского края, в котором просил обязать администрацию МО Мостовский район и департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Гурбиной М.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка по обращению Гурбиной М.А. о защите нарушенных жилищных прав, в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено, что Гурбина М.А. осталась без попечения родителей в связи с тем, что её мать, Гурбина М. А., решением Мостовского районного суда от 01.02.2008 лишена родительских прав, отец, Г.А.А., решением Мостовского районного суда от 24.04.2008 исключен из актовой записи о рождении Гурбиной (до удочерения Маловой) М..
В июне 2012 года Гурбина М.А. окончила государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище№43 г. Лабинска Краснодарского края.
31.08.2011 Гурбиной М.А. на имя главы муниципального образования Мостовский район было подано заявление о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, оставшегося без попечения родителей.
01.09.2011 постановлением главы муниципального образования Мостовский район <...> Гурбина М.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При обращении в прокуратуру Мостовского района Гурбина М.А. указала, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения.
До настоящего времени Гурбина М.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальные образования Краснодарского края, в том числе Мостовский район, наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья.
При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил исковые требования, поскольку в соответствии с Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края № 743 от 28.06.2012 «О Министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края» министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента семейной политики Краснодарского края, полагал, что ответчиком по делу следует считать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, и просил обязать администрацию МО Мостовский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Гурбиной М.А. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со списком очередности лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани». В обоснование исковых требований привел доводы, исхоженные в иске.
Гурбина М.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации МО Мостовский район – не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Мостовского района, пояснив, что в 2012 году Мостовском районе в рамках реализации краевой программы планируется приобретение (строительство) жилых помещений.
Кроме того, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 743 департамент семейной политики Краснодарского края был присоединен к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края.
Представитель ответчика – министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края Гонтарь А.О., просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив суду возражение на исковое заявление, из которого следует, что министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выражает несогласие с заявленными в указанном исковом заявлении требованиями и просит признать право Гурбиной М.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет.
В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном по остаточному принципу. С 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.
В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26.05.2009 принят новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.
На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тыс. руб., из федерального – 11 290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах).
Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.
В 2012 году муниципальному образованию Мостовский район из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа выделены денежные средства в сумме 26 миллионов 136 тысяч рублей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.
Гурбина М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 31 августа 2011 года. В настоящее время она 90-я в данном списке.
Реализация права Гурбиной М.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.
Так как краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Гурбина М.А. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Мостовский район.
Суд, заслушав объяснения истца, участвующего на его стороне третьего лица, представителя ответчика – администрации МО Мостовский район, исследовав письменные доказательства, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Гурбина М.А., в интересах которой подан иск, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением главы администрации муниципального образования Мостовский район Краснодарского края от 01 сентября 2011 года <...>, Гурбина М.А. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении. Дата принятия на учет – 31.08.2011.
Согласно п.п.2,3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Согласно ч.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в ч. 2 ст. 5 указанного закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тысяч рублей, из них 11 290,4 тыс. рублей из федерального бюджета.
В 2012 году муниципальному образованию Мостовский район из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа выделены денежные средства в сумме 26 миллионов 136 тысяч рублей.
Гурбина М.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация МО Мостовский район, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со списком очередности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани».
Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Мостовский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Гурбиной М.А. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования Мостовский район, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, предоставить Гурбиной М. А., <...> года рождения, уроженке <...>, жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со вынесения решения судом.
Председательствующий
судья Е.В.Краевая