обвинительный приговор



... Дело № 1-165/2010

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена 2010 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Булыгина И.В.

при секретаре Макарове А.А.

с участием:

государственного обвинителя – заместителя Тверского межрайонного транспортного прокурора Волкова К.В.

подсудимого Цветкова Н.В.

защитника – адвоката Бородулина С.Ю., представившего удостоверение Номер обезличен ордер Номер обезличен

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке особого производства уголовное дело в отношении:

Цветкова Н.В., ... под стражей не содержавшегося

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.263 ч.2 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Цветков Н.В. совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление совершено в г.Твери при следующих обстоятельствах:

На основании приказа руководителя локомотивного депо «Крюково» Московского отделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (ТЧ-б) от Дата обезличена г. Номер обезличен Цветков Н.В. назначен на должность помощника машиниста электропоезда, в связи с чем на него в силу выполняемой работы возложены обязанности по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Так, в соответствии с п.1.4 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756, утвержденных МПС РФ 26.05.2000 г. (с изменениями от 03.07.2001 № 16 и от 27.05.2002 № 24) (далее Правила ЦРБ-756), согласно которому Цветков Н.В., как работник железнодорожного транспорта, должен обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах, в поездах, быть вежливыми и предупредительными в общении со всеми лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил;

В соответствии с п.1.1 Местной инструкции локомотивной бригаде по обеспечению безопасности движения поездов и культурного обслуживания пассажиров при работе на электропоездах в два лица - машинистом и помощником машиниста на участке Москва-Тверь-Конаково, Тверь-Бологое-Торжок, утвержденной начальником Московского отделения дороги 17.10.2005 г. (далее Местная инструкция), основной обязанностью Цветкова Н.В., как члена локомотивной бригады является ведение электропоездов строго по расписанию при обеспечении безопасности движения, культурного обслуживания и соблюдения безопасной посадки и высадки пассажиров. Цветков Н.В., являясь помощником машиниста обязан знать и выполнять по кругу своих обязанностей: правила технической эксплуатации железных дорог РФ; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах РФ; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе; должностную инструкцию ЦТ-209 от 03.11.1993 г.; действующие приказы, инструкции, мероприятия и указания по обслуживанию электропоездов и безопасности движения; Правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии для оказания первой медицинской помощи ЦТ-555 от 05.05.1998 г., ЦУО-175 от 27.04.1993г.; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта; местные инструкции ТЧ-6 по кругу своих обязанностей.

Согласно п.6.3 Местной инструкции, при разрешающем показании выходного маршрутного светофора за 1 минуту до отправления машинист поворачивает реверсионную рукоятку в рабочее положение, включает АЛСН и объявляет минуту готовности, локомотивная бригада выполняет регламент «минута готовности». В случае отправления поезда с опозданием, после появления разрешающего показания выходного, маршрутного светофора, локомотивная бригада также обязана выполнить регламент «минута готовности». После выполнения регламента, машинист по радиооповестительной установке объявляет «посадка окончена - осторожно, двери закрываются!», при этом Цветков Н.В., являясь помощником машиниста должен перейти в служебный тамбур и закрыть автоматические двери. Убедившись визуально в закрытии автоматических дверей и горению сигнальной лампы закрытия автоматических дверей, нахождении пассажиров на безопасном расстоянии от поезда, вновь проверяет наличие разрешающего показания светофора, четко объявляет его показание и принадлежность, дает сигнал готовности машинисту на отправление поезда одним звонком из рабочего тамбура. В случае не загорания лампы контроля закрытия автодверей в закрытом состоянии, машинист дает команду Цветкову Н.В. убедиться визуально, что между створками автодверей никто не зажат и отсутствуют посторонние предметы. При необходимости Цветков Н.В. должен пройти вдоль состава для осмотра.

Согласно п.6.6 Местной инструкции, Цветков Н.В., являясь помощником машиниста при отправлении поезда должен наблюдать за прохождением состава вдоль платформы не менее 5 вагонов, закрыть дверь служебного тамбура, проходить в кабину.

Согласно п.6.8 Местной инструкции, Цветков Н.В., как член локомотивной бригады должен быть вежлив в обращении с пассажирами, обеспечить их безопасность и требовать от них точного выполнения установленных правил проезда в поездах.

Согласно п.6.20 Местной инструкции, в условиях плохой видимости (туман, метель, не освещенность платформ, большое скопление пассажиров) помощник машиниста Цветков Н.В. обязан сойти с поезда, подойти к перилам платформы или пройти в сторону хвоста поезда на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах поезда. Открытие автоматических дверей производит машинист с пульта управления из кабины. Закрытие автоматических дверей производит машинист по сигналу помощника машиниста, после того, как тот убедится в окончании посадки и высадки, поднятием правой руки вверх или поднятием правой руки вверх со свернутым желтым флагом днем (ночью с фонарем с белым огнем).

Согласно п.1.3.5 Инструкции по обслуживанию электропоездов на Октябрьской железной дороге, обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров и их культурного обслуживания № НПРИГ/1, утвержденной приказом начальника Октябрьской железной дороги 15.06.2005 (далее Дорожная инструкция № НПРИГ/1), согласно которой, Цветков Н.В., как работник, обслуживающий электропоезд обязан обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, быть вежливым и предупредительным в обращении со всеми лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил.

Согласно п.3.10.4 Дорожной инструкции № НПРИГ/1, на платформах, расположенных в кривых участках пути, при плохой освещенности платформ или других помехах, ограничивающих видимость состава, Цветков Н.В., обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к перилам платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда. Убедившись в разрешающем показании светофора и окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (в светлое время суток поднятием вверх руки, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря с прозрачно-белым огнем). После закрытия автоматических дверей удостоверившись, что ими никто не зажат, помощник машиниста возвращается в служебный тамбур и после обмена информацией с машинистом о показании путевого светофора (или локомотивного светофора, если путевой светофор не виден) подает звуковой сигнал на отправление поезда.

Согласно п.3.10.5 Дорожной инструкции № НПРИГ/1, Цветков Н.В. обязан внимательно наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров через открытую форточку боковой двери (при ее отсутствии - через открытую дверь) служебного тамбура головного или хвостового вагона электропоезда, держась за поручни или специально установленную ручку на стене служебного тамбура. После отправления с платформы помощник машиниста может прекратить наблюдение за составом и вернуться в кабину управления только после проследования поездом всей платформы.

Согласно п.3.12.1 Дорожной инструкции № НПРИГ/1, при нахождении помощника машиниста в служебном тамбуре головного вагона: убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров и наличии разрешающего показания (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора, помощник машиниста или машинист по радиооповестительной установке поезда объявляет: «Посадка окончена, будьте осторожны, двери закрываются», помощник машиниста дает команду на закрытие автоматических дверей; машинист, получив команду от помощника машиниста на закрытие автоматических дверей и, убедившись в разрешающем показании (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора закрывает двери, предварительно убедившись через боковое зеркало, в пределах видимости, в отсутствии препятствий к отправлению поезда; Цветков Н.В. после закрытия автоматических дверей должен убедиться в отсутствии препятствия к отправлению поезда (пассажиры, предметы багажа, домашние животные и другое не зажаты автоматическими дверьми), обменивается с машинистом информацией о показании сигнала, после чего дает команду на отправление поезда; машинист, получив команду на отправление поезда, убедившись в разрешающем показании (выходного, маршрутного, входного, проходного) светофора, обменивается информацией с помощником машиниста о показании светофора. Убеждается в загорании лампы, закрытия автоматических дверей, а также в том, что никто не зажат автоматическими дверьми (в пределах видимости, через боковое зеркало), выжидает 3-5 секунд и приводит электропоезд в движение; при отсутствии на пульте управления сигнала о закрытии автоматических дверей машинист должен дать команду помощнику машиниста дополнительно визуально убедиться, что в дверях никто не зажат. В необходимом случае помощник машиниста должен пройти вдоль состава по платформе и убедиться в отсутствии препятствий для движения. Только после убеждения, что обеспечено безопасное отправление поезда, машинист может привести его в движение.

Согласно п.п.«а» п.33 должностной инструкции локомотивной бригаде № ЦТ-40, утвержденной 29.12.2005 вице-президентом ОАО «Российские железные дороги» (далее Инструкция № ЦТ-40), согласно которому Цветков Н.В. обязан знать и выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах. Другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные акты ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и МВПС, пожарной безопасности на ТПС и настоящее положение, но без достаточных к тому оснований надлежащим образом свои вышеуказанные обязанности не исполнил, и, самонадеянно рассчитывая на не наступление каких- либо опасных последствий, закрыл автоматические двери электропоезда, не убедившись, что никто из пассажиров не зажат ими.

Дата обезличена в 22 часа 02 минуты помощник машиниста Цветков Н.В., в составе локомотивной бригады на технически исправном электропоезде ЭР2т-7135 под управлением машиниста электропоезда ФИО1, отправился с платформы № 3 станции «Тверь» с поездом № 6727 сообщением «Тверь-Москва».

В это же время женщина, личность которой в ходе следствия не установлена, осуществлявшая на платформе № 3 станции «Тверь», расположенной по адресу: ... (территория Пролетарского района г.Твери), посадку в один из последних вагонов указанного электропоезда, точно следствием не установлено, была зажата за правую руку автоматическими дверьми вагона электропоезда.

Тем самым, Цветков Н.В., в нарушение п.1.4 Правил ЦРБ-756, п.п.6.3, 6.6, 6.8, 6.20 Местной инструкции, п.п.1.3.5, 3.10.4, 3.10.5, 3.12.1 Дорожной инструкции НПРИГ/1, п.п.«а» п.33 Инструкции ЦТ-40, не обеспечил безопасность пассажира электропоезда, не убедился визуально перед закрытием автоматических дверей электропоезда в нахождении пассажиров на безопасном расстоянии от поезда, а после закрытия автоматических дверей электропоезда, что никто не зажат и допустил отправление поезда с зажатой автоматическими дверьми за правую руку неизвестной женщины.

Продолжая свое преступное бездействие, нарушая п.6.6 Местной инструкции, Цветков Н.В. после отправления электропоезда за прохождением состава вдоль платформы не менее 5 вагонов не наблюдал, факт зажатия неизвестной женщины дверьми не обнаружил, команду на остановку состава не дал, несмотря на то, что зажатие пассажира автоматическими дверьми является препятствием для движения, в результате чего потерпевшая была протянута по платформе № 3 станции «Тверь», а впоследствии ее труп обнаружен в указанный день в 23 часа 50 минут в одном метре от крайнего рельса первого главного пути на 484 километре 10 пикет Октябрьской железной дороги, в 200 метрах в сторону г.Москвы от путепровода в микрорайоне «Южный» на территории Московского района г.Твери.

В результате допущенных Цветковым Н.В. нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, потерпевшей согласно заключению судебной медицинской экспертизы трупа № Номер обезличен причинены следующие телесные повреждения: в области головы - множественные многооскольчатые переломы костей основания черепа с переходом на кости лицевого скелета, множественные разрывы твердой мозговой оболочки в проекциях переломов, размозжение вещества головного мозга. В области конечностей: травматический отрыв правой верхней конечности с уровня плечевого сустава. Данные повреждения являются прижизненными, образовались незадолго до смерти в быстрой последовательности друг за другом в короткий интервал времени, являлись опасными для жизни в момент причинения, поэтому по своей совокупности квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Причиной смерти неизвестной женщины явилась сочетанная травма головы и верхних конечностей, сопровождавшаяся множественными открытыми многооскольчатыми переломами костей мозгового и лицевого скелета, размозжением вещества головного мозга, травматическим отрывом правой верхней конечности в верхней трети.

В судебном заседании подсудимый Цветков Н.В. свою вину в предъявленном обвинении признал в полном объеме, подтвердил свое ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, заявленное совместно с защитником при ознакомлении с материалами уголовного дела.

Суд принял решение о рассмотрении дела в особом порядке, без проведения судебного разбирательства в общем порядке, учитывая, что подсудимый осознал характер и последствия заявленного им ходатайства, признал вину в полном объеме, заявил ходатайство после консультации с защитником, за содеянное им предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы, государственный обвинитель не возражает рассмотреть дело в особом порядке.

При этом суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился Цветков Н.В., обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Действия подсудимого Цветкова Н.В. подлежат квалификации по ст.263 ч.2 УК РФ поскольку он совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Решая вопрос о виде и мере наказания, подлежащих назначению подсудимому, суд в соответствии с требованиями ч.1 ст.6, ч.3 ст.60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления, совершенного Цветковым Н.В.; последствия от преступления; данные о личности виновного; смягчающие и отягчающие обстоятельства; влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.

Обстоятельств, отягчающих в соответствии со ст.63 УК РФ, наказание Цветкову Н.В. не установлено.

Цветков Н.В. ранее не судим, впервые привлекается к уголовной ответственности, молод, полностью признает свою вину, чистосердечно раскаивается в содеянном, имеет постоянное место жительства и работы, характеризуется исключительно положительно, длительное время работает помощником машиниста электропоезда, что в соответствии со ст.61 УК РФ является смягчающими обстоятельствами.

Учитывая смягчающие обстоятельства, суд считает возможным назначить Цветкову Н.В. наказание не связанное с лишением свободы и применении в отношении него положений ст.73 УК РФ.

При назначении размера наказания, суд исходит из убежденности, основанной на полном и всестороннем исследовании всех материалов уголовного дела, руководствуется принципом соразмерности назначаемого наказания и последствий, наступивших в результате преступления, в целях исправления подсудимого, предупреждения совершения им новых преступлений, восстановления социальной справедливости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.296-299, 307-309, 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Цветкова Н.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.263 ч.2 УК РФ и назначить ему наказание в виде 1 года лишения свободы.

На основании ст.73 УК РФ назначенное в отношении Цветкова Н.В. наказание считать условным с испытательным сроком 2 года.

Обязать Цветкова Н.В. не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных и приходить на регистрацию 1 раз в месяц, в дни, установленные этим специализированным государственным органом.

Меру пресечения в отношении Цветкова Н.В., до вступления приговора в законную силу, оставить прежней - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Тверской областной суд путем подачи жалобы в Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня провозглашения в порядке предусмотренном ст.317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: ...