Дело № 2-2045/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» июля 2009 года
Московский районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Поповой Е.В.,
При секретаре Ивановой Д.С.,
С участием представителя истца - помощника прокурора Московского района города Твери по доверенности Жигалова А.Б.,
Представителя ответчика МДОУ Детский сад № 4 Горкиной А.Н.,
Представителя ответчика Управления образования администрации города Твери Никитиной Н.А.,
Третьего лица отдела ГПН по Московскому району города Твери Крылова И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 4 и Управлению образования Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
У с т а н о в и л:
Прокурор Московского района города Твери обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 4 (далее по тексту – МДОУ № 4) и к Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно: оборудованию автоматической пожарной сигнализацией кабинетов завхоза, преподавателя музыки, методического кабинета в здании Детского сада № 4, расположенного по адресу: ....
В обоснование своих требований к ответчику в исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Московского района гор. Твери проведена проверка законодательства, регулирующего противопожарную безопасность в МДОУ № 4, учредителем которого является Управление образования Администрации города Твери. В ходе проверки было установлено, что в здании МДОУ № 4, расположенном по адресу: ... допускается нарушение п. 3 НПБ 110-03, согласно которого здание детского сада должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными извещателями, а именно: кабинеты завхоза, преподавателя музыки, методический кабинет не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Нарушение правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада, круг которых установить невозможно. Использование МДОУ № 4 закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества должно обеспечивать соблюдение требования законодательства о пожарной безопасности. Субсидиарную ответственность по обязательства МДОУ № 4 должна нести Администрация города Твери, поскольку в силу Устава города Твери она осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В ходе производства по делу судом произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Администрации города Твери надлежащим – Управлением образования Администрации города Твери с исключением данного лица из числа третьих лиц по делу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жигалов А.Б. поддержал предъявленные прокурором требования по приведенным в исковом заявлении доводам.
В судебном заседании представитель МДОУ № 4, заведующая Горкина А.Н. признала предъявленный иск и пояснила, что МДОУ финансируется за счет средств, выделяемых Управлением образования Администрации гор. Твери. В детском саду № 4 по адресу: ... действительно имеются выявленные проверкой и указанные прокурором нарушения правил пожарной безопасности. Как следует из ответа Управления образования, ремонт пожарной сигнализации будет проведен в 2010 году и она надеется, что работы будут закончены к началу учебного года. В настоящее время в соответствии с ведомственной целевой программой по установке пожарной сигнализации детскому садику выделено 96055 рублей.
Представитель ответчика Управления образования Администрации гор. Твери по доверенности Никитина Н.А. в судебном заседании признала иск. Управление образования является учредителем МДОУ № 4 и несет субсидиарную ответственность, осуществляет финансирование деятельности детского сада № 4 за счет средств, выделяемых из бюджета города. На основании решения ТГД и в рамках целевой программы, Управление образование получило из местного бюджета достаточное для проведения ремонтных работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Установка пожарной сигнализации в детском саду № 4 будет произведена в ближайшее время.
Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери по доверенности Крылов И.А. поддержал иск прокурора Московского района гор. Твери и подтвердил, что проверкой в детском садике № 4 было выявлено нарушение правил пожарной безопасности, которое подлежит устранению.
Выслушав лиц, принявших участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленный прокурором иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые введены в действие с 30 июня 2003 года. Указанные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
При этом под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В судебном заседании установлен факт нарушения МДОУ № 4, норм пожарной безопасности, а именно п. 3 ППБ 01-03, выразившееся в том, что кабинеты завхоза, преподавателя музыки, методический кабинет не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
Факт нарушений подтверждается имеющимися в материалах дела: Уставом МДОУ № 4; актом проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 08.06.2010 года. Факт нарушений не оспаривался ответчиками, которые представили суду доказательства того, что на устранение нарушений выделены необходимые денежные средства.
На основании ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, признали обоснованность выдвинутых прокурором требований о возложении на учреждение обязанности по устранению указанных нарушений.
Признание иска представителями ответчика занесено в протокол судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ.
В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Как следует из материалов дела, нарушение, о возложении обязанности по устранению которого заявлено прокурором, на момент рассмотрения дела судом ответчиком не устранено, вместе с тем, на ответственных в силу закона за соблюдением требований пожарной безопасности лицах лежит обязанность исполнения установленных требований. С учетом приведенных выше положений закона на руководителя МДОУ № 4, возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Суд соглашается с заявлением прокурора, что допущенное МДОУ № 4 нарушение требований противопожарной безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Допущенные нарушения должны быть устранены.
На основании ст. 120 ч.1 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Как видно из Устава МДОУ детский сад № 4, он является бюджетным учреждением, учредителем которого является Управление образования администрации гор. Твери. Финансовое обеспечение деятельности детского сада осуществляется Учредителем на основе государственных и местных нормативов.
При данных обстоятельствах имеются основания для возложения на Управление образования администрации гор. Твери субсидиарной ответственности по финансированию в недостающей части работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности в МДОУ детском саду № 4.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 обязанность оборудовать автоматической пожарной сигнализацией кабинеты завхоза, преподавателя музыки, методический кабинет в здании детского сада № 4, расположенного по адресу: ....
Возложить на Управление образования администрации города Твери при недостаточности у МДОУ детский сад № 4 денежных средств субсидиарную ответственность в виде финансирования деятельности по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией кабинетов завхоза, преподавателя музыки, методического кабинета в здании Муниципального дошкольного учреждения детского сада № 4, расположенного по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: