Дело № 2-2014/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» августа 2010 года
Московский районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Поповой Е.В.,
При секретаре Ивановой Д.С.,
С участием представителя истца - помощника прокурора Калининского района Тверской области Солуяновой Е.А.,
Представителей ответчика МУЗ КЦРКБ Козловой Т.В.,
Представителя третьего лица администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Валюк Ю.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Тверской области к муниципальному учреждению здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница» о возложении обязанности по устранению нарушений прав инвалидов,
У с т а н о в и л:
Истец, Прокурор Калининского района Тверской области, выступив в защиту неопределенного круга лиц – инвалидов и лиц с ограниченными способностями, обратился в суд с указанным иском к ответчику МУЗ «Калининская ЦРБ», сославшись в исковом заявлении на следующие обстоятельства.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Калининского района, установлено, что при входе в здание Оршинской участковой больницы, расположенной по адресу: ... отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение учреждения здравоохранения. Вход в здание представляет собой лестницу из 5 железобетонных ступеней. Оршинская участковая больница является объектом социальной инфраструктуры, структурным подразделением МУЗ «Калининская ЦРБ». МУЗ «Калининская ЦРБ», Администрацией МО Тверской области Калининский район, как распорядителем финансовых средств, муниципального учреждения здравоохранения, при проектировании и строительстве входа и лестницы в здание поликлиники не выполнены требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», положения СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также Постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.99 г. N 74/51 «Об утверждении «Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления. Отсутствие оборудованного для передвижения входа в здание Оршинской участковой больницы является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных им государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В связи с чем, прокурор просит защитить права инвалидов. Обязать МУЗ «Калининская ЦРБ» оборудовать вход в здание и лестницу Оршинской участковой больницы, расположенной по адресу: ... пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручни при входе и на лестнице в срок до 31.12.2010 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Калининского района Солуянова Е.А. поддержала предъявленные требования, уточнив, что прокурор просит обязать Калининскую ЦРКБ оборудовать специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в Оршинскую больницу только центральный вход в здание. Поводом для обращения прокурора с настоящим иском послужило установление самого факта нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В Оршинскую больницу могут обратиться инвалиды, не проживающие в Оршинском районе, приехавшие временно в данную местность. Отсутствие пандуса и поручней препятствует тому, чтобы инвалид или иное лицо с ограниченными способностями, попал в медицинское учреждение. Учитывая особый порядок финансирования и организации работ по оборудованию специальными приспособлениями здания муниципального учреждения, не настаивает на установлении судом срока устранения нарушения.
Представитель ответчика МУЗ КЦРКБ по доверенности Козлова Т.В. в судебном заседании иск признала. При разрешении требований истца просила учесть, что до настоящего времени каких-либо жалоб со стороны инвалидов, пользующихся услугами Оршинской больницы, на нарушение их прав, не поступало. Врачи общей практики, осуществляющие трудовую деятельность в Оршинской больнице, ведут стационары на дому, в связи с чем, обслуживают инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не в больнице, а непосредственно по месту их проживания.
Представитель третьего лица, Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» по доверенности Валюк Ю.С. признала предъявленный прокурором иск, подтвердив, что муниципальное образование является учредителем МУЗ КЦРКБ и осуществляет полное финансирование ее деятельности.
Выслушав лиц, принявших участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленный прокурором иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также Постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.99 г. N 74/51 «Об утверждении «Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускаются.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления.
В судебном заседании установлен факт отсутствия в Оршинской больнице, расположенной по адресу: ... и признаваемой объектом социальной инфраструктуры специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение данного учреждения здравоохранения. Центральный вход в данную больницу представляет собой лестницу из пяти железобетонных ступеней, не оборудованную пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе и на лестнице.
Отсутствие данного оборудования признается судом нарушающими права инвалидов и лица с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ в здание больницы, для реализации гарантированных им государством прав по обеспечению условий для продолжения, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Факт нарушения подтверждается имеющимся в материалах дела актом осмотра здания больницы в ... комиссии в составе старшего помощника и заместителя прокурора Калининского района Тверской области от 02 июня 2010 года.
Судом установлено, что Оршинская больница в ... является приписным участком МУЗ «Калининская ЦРКБ», в соответствии с его Уставом, входит в состав указанного муниципального учреждения здравоохранения, предметом деятельности которого является оказание высококвалифицированной специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, экстренной медицинской помощи населению в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования, иных программ, создаваемых на уровнях муниципального образования, субъекта федерации, федеральном уровне. МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании законодательных и нормативных актов органов государственной власти, муниципальными правовыми актами Калининского района, Устава. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет Учредитель – администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район».
В судебном заседании представители МУЗ «Калининская центральная районная клиническая больница» и администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» факт нарушений не оспаривали.
В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
С учетом приведенных выше положений закона на руководителя МУЗ «Калининская районная клиническая больница» возлагается ответственность за нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в соответствии с действующим законодательством. Допущенные нарушения должны быть устранены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Калининская центральная районная клиническая больница» оборудовать центральный вход в здание Оршинской больницы, расположенной по адресу: ... пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручни при входе и на лестнице.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: