О возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-1879/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июля 2010 года

Московский районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Поповой Е.В.,

При секретаре Ивановой Д.С.,

С участием представителя истца - помощника прокурора Московского района города Твери по доверенности Алексеевой О.О.,

Представителя ответчика МДОУ Детский сад № 114 Кондрашовой Е.А.,

Третьего лица отдела ГПН по Московскому району города Твери Крылова И.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 114 и Управлению образования Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

У с т а н о в и л:

Прокурор Московского района города Твери обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 114 (далее по тексту – МДОУ № 114) и к Департаменту по управлению имуществом и земельными ресурсами гор. Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно: оборудованию автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здания Детского сада № 114, расположенного по адресу: ....

В обоснование своих требований к ответчику в исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Московского района гор. Твери проведена проверка законодательства, регулирующего противопожарную безопасность в МДОУ № 114. В ходе проверки было установлено, что в здании МДОУ № 114, расположенном по адресу: ... допускается нарушение п.п. 3, 98 ППБ 01-03, согласно которого здание детского сада должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными извещателями, а именно: помещения здания не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Нарушение правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада, круг которых установить невозможно. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности может повлечь уничтожение имущества учреждения – Управления образования администрации города Твери. Использование МДОУ № 114 закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества должно обеспечивать соблюдение требования законодательства о пожарной безопасности. Субсидиарную ответственность по обязательства МДОУ № 114 должен нести Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери как орган, на который возлагается задача по обеспечению надлежащего содержания и контроля за использованием муниципального имущества.

В ходе производства по делу судом первоначально к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов администрации города Твери, затем произведена замена ненадлежащего ответчика по делу – Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери надлежащим – Управление образования администрации города Твери, исключив его из числа третьих лиц. Ранее привлеченный к участию в деле соответчиком Департамент финансов администрации города Твери из числа соответчиков по делу исключен.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Алексеева О.О. поддержала предъявленные прокурором требования частично, только к ответчику МДОУ № 114, сославшись на приведенные в исковом заявлении доводы. В отношении возложения на Управление образования администрации г. Твери субсидиарной ответственности свои требования не поддерживает, поскольку при рассмотрении дела выяснилось, что Управление свои обязанности выполнило, перечислив МДОУ № 114 необходимые для проведения работ по установке пожарной сигнализации денежные средства.

В судебном заседании представитель МДОУ № 114, заместитель заведующего по АХЧ Кондрашова Е.А. признала предъявленный прокурором иск и пояснила, что МДОУ № 114 финансируется за счет средств, выделяемых Управлением образования Администрации гор. Твери. В детском саду № 114 по адресу: ... действительно помещения не оборудованы отвечающей требованиям ППБ автоматической пожарной сигнализацией – с дымовыми извещателями. Имеется устаревшая сигнализация, которая не отвечает необходимыми параметрами для своевременного извещения о возникновении пожара. В настоящее время Управление образования администрации г. Твери выделило МДОУ № 114 необходимые для установления автоматической пожарной сигнализации денежные средства. После заключения контракта с ремонтной организацией работы будут проведены.

Представитель ответчика Управления образования Администрации гор. Твери по доверенности Никитина Н.А. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери по доверенности Крылов И.А. поддержал иск прокурора Московского района гор. Твери и подтвердил, что проверкой в МДОУ № 114 было выявлено нарушение правил пожарной безопасности – помещения детского сада по адресу: ... не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями. В здании имеется сигнализация с тепловыми, однако она из-за позднего срабатывания не может обеспечить безопасности. Допущенное нарушение ППБ подлежит устранению.

Выслушав лиц, принявших участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленный прокурором иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые введены в действие с 30 июня 2003 года. Указанные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

При этом под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В судебном заседании установлен факт нарушения МДОУ № 114, норм пожарной безопасности, а именно п. 3 НПБ 110-03 и п. 98 ППБ 01-03, выразившееся в том, что помещения детского сада, расположенного по адресу: ... не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здания.

Факт нарушений подтверждается имеющимися в материалах дела: Уставом МДОУ № 114; прокурорским актом проверки от 06.05.2010 года соблюдения правил пожарной безопасности в здании МДОУ № 114, объяснением помощника прокурора Гнусарева В.Н., предписанием № ... по устранению нарушений правил пожарной безопасности, предписанием № ... по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 17.062010 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 17.06.2010 года, распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица.

Факт нарушений не оспаривался ответчиками. МДОУ № 114 представило суду доказательства того, что обращалось в Управление образования администрации города Твери с письмом и заявками об учете при составлении сметы бюджетных средств на 2010 года необходимости выполнения в детском саду № 114 работ по устранению выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности.

Представленной суду справкой об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств Департаментом финансов администрации города Твери на 28.07.2010 года подтверждается перечисление Управлению образования администрации города Твери и финансирование на 3-ий и 4-ый кварталы в МДОУ № 114 работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

На основании ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, признали обоснованность выдвинутых прокурором требований о возложении на учреждение обязанности по устранению указанных нарушений.

Признание иска представителями ответчика занесено в протокол судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ.

В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В силу п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Как следует из материалов дела, нарушение, о возложении обязанности по устранению которого заявлено прокурором, на момент рассмотрения дела судом МДОУ № 114 не устранено, вместе с тем, на ответственных в силу закона за соблюдением требований пожарной безопасности лицах лежит обязанность исполнения установленных требований. С учетом приведенных выше положений закона на руководителя МДОУ № 114, возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Суд соглашается с заявлением прокурора, что допущенное МДОУ нарушение требований противопожарной безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада.

Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Допущенные нарушения должны быть устранены.

На основании ст. 120 ч.1 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Как видно из Устава МДОУ детский сад № 114, он является бюджетным учреждением, учредителем которого является Управление образования администрации гор. Твери. Финансовое обеспечение деятельности детского сада осуществляется Учредителем на основе государственных и местных нормативов.

Поскольку из материалов дела видно, что Управление образования администрации гор. Твери произвело необходимое финансирование работ по устранению правил пожарной безопасности в МДОУ № 114, и в судебном заседании представитель истца не поддержал требования о возложении субсидиарной ответственности на учредителя МДОУ № 114 – Управление образования администрации города Твери, что предусмотрено ст. 39 ГПК РФ, отсутствуют основания для удовлетворения данных требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 114 обязанность оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здание детского сада № 114, расположенного по адресу: ....

Требование прокурора Московского района города Твери о возложении субсидиарной ответственности обязанности по устранению правил пожарной безопасности на Управление образования администрации города Твери оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: