об оспаривании отказа в продлении действия статуса вынужденного переселенца



Дело №2-1601/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2010 года

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Пыжовой Н.И.,

При секретаре Ляпуновой Т.К.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Котовой Г.Н. о признании незаконным решения УФМС России по Тверской области от 07.04.2010 года об отказе в продлении действия статуса вынужденного переселенца, о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и включении в сводный список вынужденных переселенцев,

У с т а н о в и л:

Решением УФМС России по Тверской области от 07.04.2010 года Котовой Г.Н. отказано в продлении действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

__.05.2010 года Котова Г.Н. обратилась в суд с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и включении ее в сводный список вынужденных переселенцев.

В судебном заседании __.08.2010 года Котова Г.Н. уточнила свои требования и просила также признать незаконным решение УФМС России по Тверской области от 07.04.2010 года об отказе ей в продлении действия статуса вынужденного переселенца.

В обоснование заявленных требований указала, что __.06.2001 года она прибыла с сыном Ф.И.О.1 из Республики Узбекистан по причинам невозможного проживания там. Они за бесценок продали дом. Денег, вырученных от продажи дома, хватило только им на билеты до Москвы. Ее муж, О., с июля 1999 года находился в России. В Псковской области Ф.И.О 2. получил российский паспорт, статус вынужденного переселенца и устроился на работу. Две ее дочери прибыли в Россию на заработки в конце 1997 года. Одна из дочерей в 2000 году приобрела дом в селе по адресу: ……..Тверской области Дочь предложила отцу – ФИО 2 переехать в село ……Тверской области. зарегистрировала его у себя. ФИО 2 встал на учет как вынужденный переселенец в УФМС России Тверской области. Они с сыном, прибыв в Россию, также были вынуждены поселиться у дочери. Решением УФМС России по Тверской области от 04.01.2002 года она была признана вынужденным переселенцем. Жить большой семьей в маленьком доме непросто, дочь перешла жить к мужу (сейчас она разведена). МУП БТИ по состоянию на 23 июня 2000 года определил, что их дом имеет 56 % износа. Жилая часть дома состоит из одной комнаты перегороженной дощатой перегородкой, площадью 29,1 кв.м. В доме зарегистрированы пять человек ( Котова Г.Н., две ее дочери, сын и свекровь). __.12.2009 года умер ее муж, а в январе 2010 года ей отказывают в продлении срока действий статуса вынужденного переселенца. В апреле 2010 года при повторном рассмотрении вопроса о продлении ей статуса вынужденного переселенца ей также отказывают. Она не согласна с решением УФМС России по Тверской области, т.к. проживает по договору найма в доме, принадлежащем на праве собственности дочери ФИО 3. Вторая дочь ФИО 4 - беременна. Она, т.е. Котова Г.Н., 8 лет стояла на очереди на получение субсидии на жилье. На 01.01.2010 года очередь была №114, но ее снимают и лишают статуса вынужденного переселенца, хотя никаких изменений в улучшении жилищных условий для нее не произошло. Потеря мужа и утрата статуса вынужденного переселенца сильно ударило по ее здоровью. Она не может самостоятельно определить свое место жительство и нуждается в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории РФ.

В судебном заседании заявитель Котова Г.Н. и ее представитель Тощакова Н.И. поддержали заявление. В обоснование добавили, что Котова Г.И. была зарегистрирована по адресу: Тверская область, ……., на основании заявления дочери ФИО3. Регистрация Котовой Г.Н. была необходима для того, чтобы УФМС России по Тверской области поставило ее на учет. Договор найма жилого помещения сроком на 5 лет между Котовой Г.Н. и ФИО 3 был заключен по требованию УФМС России по Тверской области. При этом, заключив договор найма в 2006 году на 5 лет, ее дочь не ограничивала время проживания Котовой в принадлежащем ей доме. Вопрос о выселении Котовой ФИО 3 не ставила. ФИО 3 работает в Москве, где живет на съемной квартире. На выходные ФИО 3 приезжает по месту своей регистрации в село …...

Представитель УФМС России по Тверской области по доверенности Колоскова Т.А. заявленные требования в суде не признала, пояснив, что Котовой Г.Н. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих обустройству. Котова Г.Н., ее муж ФИО 2., и сын ФИО1 прибыли на территорию РФ из Республики Узбекистан. ФИО2. умер__.12.2009 года. Решением территориального органа Минфедерации России в Тверской области от 04.01.2002 года Котова Г.Н. и ФИО 1 признаны вынужденными переселенцами. Срок действия статуса вынужденного переселенца им ежегодно продлевался, и последний раз был продлен на 1 год до 04.01.2010 года. 22.12.2009 года Котова и ФИО 1 обратились с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев и предоставили документы в соответствии с Административным регламентом. По прибытии в Тверскую область с 19.07.2001 года и по настоящее время Котова Г.Н. и ФИО1 являются зарегистрированными по адресу: Тверская область, ………. в жилом доме, общей площадью 51,3 кв.м, который принадлежит ФИО3. При проверке сведений по заявлению Котовой Г.Н. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на 1 год установлено, что Котова Г.Н. была вселена в жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, ……., 19.07.20001 года на правах члена семьи ФИО3 –дочери, в соответствии с заявлением ФИО 3, поданного на имя Главы Администрации с/округа. Данное заявление свидетельствует о том, что Котова Г.Н. может проживать у своей дочери без каких-либо ограничений. В соответствии с п.1 ст.31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 для признания названных лиц членами семьи собственника, достаточно установления факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. До апреля 2010 года в УФМС России по Тверской области не было заявления ФИО3, поэтому статус Котовой Г.Н. продлялся. Таким образом, считает, что обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства у Котовой Г.Н, отсутствуют.

Заинтересованное лицо ФИО3 поддержала заявление. Как пояснила ФИО 3 в 2000 году она на свои средства купила дом ……..Тверской области и зарегистрировалась в нем. Через год ее мать Котова Г.Н. приехала в Россию, и она зарегистрировала ее в своем доме. С 19.07.2001 года Котова Г.Н. проживает в ее доме постоянно. Когда мать въехала в ее дом, она тут же выехала оттуда, так как вышла замуж и уехала жить в Москву. В село ….она вновь приехала жить в 2008 году. С этого времени она проживает в принадлежащем ей жилом доме ………Тверской области, ее мать проживает там же. В будние дни она ездит работать в Москву, где проживает без регистрации. В выходные дни она приезжает обратно в село Медное. Своим постоянным местом жительства считает село …... Она никогда не ограничивала мать сроком проживания в своем доме, никогда не пыталась выселить мать из дома. Договор найма она заключила с Котовой Г.Н. сроком на 5 лет, т.к. того требовала миграционная служба. В силу родственных отношений она считает мать членом своей семьи.

Выслушав заявителя, ее представителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Котовой Г.Н. не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Статьей 6 вышеуказанного закона предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право, в частности, самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

По смыслу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденного переселенца для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительство либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории РФ.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О вынужденных переселенцах», Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в т.ч. оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов, предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. б ст. 40 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 г. № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев:

проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма;

постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи;

получивших денежную компенсацию за утраченное жилье;

получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья;

использовавших иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.

Судом установлено, что решением территориального органа Минфедерации России в Тверской области от 04.01.2002 года Котова Г.Н. признана вынужденным переселенцем. Срок действия статуса вынужденного переселенца ей ежегодно продлевался, и последний раз был продлен на 1 год до 04.01.2010 года. Решением от 07.04.2010 года УФМС России по Тверской области Котовой Г.Н. отказано в продлении статуса вынужденного переселенца.

Основанием для принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, по мнению УФМС России Тверской области, являлось отсутствие обстоятельств, препятствующих обустройству на новом месте жительства, поскольку заявитель постоянно проживает в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности.

Как установлено судом, с 19.07.2001 года Котова Г.Н. проживает и зарегистрирована по адресу: Тверская область, ………..в жилом доме, который принадлежит ее дочери ФИО3 на праве собственности (договор купли-продажи от __.07.2000 года).

Котова Г.Н. была вселена в данное жилое помещение в соответствии с заявлением ФИО3 поданным на имя Главы администрации …с/округа. На момент вселения Котовой Г.Н. ФИО3 проживала в принадлежащем ей жилом доме. С 2008 года жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, …….., является постоянным местом жительства ФИО3, о чем последняя сама заявила в судебном заседании.

Право пользования каким-либо иным жилым помещением, кроме как домом, принадлежащим ее дочери ФИО3., Котова Г.Н. не имеет.

В соответствии с п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания названных лиц членами семьи собственника достаточно только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

С учетом изложенного у суда имеются основания полагать, что Котова Г.Н. является членом семьи собственника ФИО3

Довод представителя заявителя о том, что Котова Г.Н. не является членом семьи собственника ФИО3, т.к. у каждой их них своя семья, не может быть принят судом во внимание, т.к. противоречит п.1 ст.31 ЖК РФ.

При этом суд также учитывает, что с 19.07.2001 года Котова Г.Н. постоянно проживает по адресу: Тверская область, …….

Договор найма, имеющийся в деле, также не свидетельствует о временном проживании заявителя в жилом помещении, принадлежащем ее дочери на праве собственности.

Как пояснила в судебном заседании ФИО3., она никогда не ограничивала свою мать Котову Г.Н. сроком проживания в своем доме, никогда не пыталась выселить ее из дома. Договор найма сроком на 5 лет она заключила с Котовой Г.Н., т.к. того требовала миграционная служба. В силу родственных отношений она считает мать членом своей семьи.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данный договор носит чисто формальный характер и не ограничивает права Котовой Г.Н. на занимаемую ею жилую площадь по адресу: Тверская область, ……

Таким образом, Управлением ФМС России по Тверской области сделан правильный вывод об отсутствии у Котовой Г.Н. обстоятельств, препятствующих ей в обустройстве на новом месте жительства.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что, решение от 07.04.2009 года УФМС России по Тверской области об отказе в продлении действия статуса вынужденного переселенца является законным и обоснованным. Утрата заявителем статуса вынужденного переселенца не содержит препятствий для дальнейшего улучшения ее жилищных условий при содействии органов местного самоуправления по месту жительства в порядке, предусмотренном жилищном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Котовой Г.Н. о признании незаконным решения УФМС России по Тверской области от 07.04.2010 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и о включении в сводный список вынужденных переселенцев оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: