Дело № 2-2061/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02 августа 2010 года г.Тверь
Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В., при секретаре Никитиной Е.Ю., с участием помощника прокурора Московского района города Твери Алексеевой О.О., представителя ответчика МДОУ Детский сад № 118 Гребенюк Т.А., представителя третьего лица отдела ГПН по Московскому району города Твери Крылова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 118», Управлению образования Администрации города Твери, Департаменту финансов администрации г. Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
У с т а н о в и л:
Прокурор Московского района города Твери обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 118» и Администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указав, что прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка законодательства, регулирующего противопожарную безопасность в МДОУ «Детский сад № 118», учредителем которого является Управление образования Администрации города Твери. В ходе проверки было установлено, что в здании МДОУ, расположенном по адресу: (адрес) допускаются нарушения п. 3 НПБ 110-03, а именно: вместо оборудования здания автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными извещателями, оно оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с тепловыми пожарными извещателями. Нарушение правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада, круг которых установить невозможно. Использование МДОУ № 118, закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества должно обеспечивать соблюдение требования законодательства о пожарной безопасности. Субсидиарную ответственность по обязательства МДОУ № 118 должна нести Администрация города Твери, поскольку в силу Устава города Твери она осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. С учетом изложенных обстоятельств прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здание МДОУ № 118, расположенное по адресу: (адрес)
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов администрации г. Твери.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района города Твери Алексеева О.О. поддержала предъявленные прокурором требования по приведенным в исковом заявлении доводам.
В судебном заседании представитель МДОУ № 118 Гребенюк Т.А. признала предъявленный иск и пояснила, что денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации с дымовыми извещателями в здании МДОУ предусмотрены бюджетом города, смета на финансирование данных мероприятий утверждена и 02.08.2010 года в здании МДОУ начаты соответствующие работы.
Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери по доверенности Крылов И.А. поддержал иск прокурора Московского района гор. Твери и подтвердил, что проверкой в детском саду № 118 было выявлено нарушение правил пожарной безопасности, которое подлежит устранению.
Представители ответчиков Администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери, а также третьего лица, не заявляющего собственных требований на предмет спора Управления образования Администрации г.Твери, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, заявлений не представили.
Выслушав лиц, принявших участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленный прокурором иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
При этом под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с п. 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315 здание детского сада при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
В судебном заседании установлен факт нарушения МДОУ № 118, норм пожарной безопасности, а именно п. 3 ППБ 01-03, п. 3 НПБ 110-03, выразившегося в том, что здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с тепловыми пожарными извещателями. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела: Уставом МДОУ № 118; актом проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 09.06.2010 года. Факт нарушений не оспаривался ответчиком МДОУ Детский сад № 118, который представил суду доказательства того, что на устранение нарушений выделены необходимые денежные средства.
Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Как следует из материалов дела, нарушение, о возложении обязанности по устранению которого заявлено прокурором, на момент рассмотрения дела судом ответчиком не устранено, вместе с тем, на ответственных в силу закона за соблюдением требований пожарной безопасности лицах лежит обязанность исполнения установленных требований. С учетом приведенных выше положений закона на руководителя МДОУ № 118, возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Суд соглашается с заявлением прокурора, что допущенное МДОУ № 118 нарушение требований противопожарной безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников, детей, родителей и посетителей детского сада.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Допущенные нарушения должны быть устранены.
На основании ст. 120 ч.1 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Как видно из Устава МДОУ детский сад № 118 является бюджетным учреждением, учредителем которого является Управление образования администрации гор. Твери. Финансовое обеспечение деятельности детского сада осуществляется Учредителем на основе государственных и местных нормативов.
В силу ст. 42 Устава г.Твери Администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в области бюджета и финансов; управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери; в области образования.
В соответствии с решением Тверской городской Думы от 10.07.2009 г. N 160 (200) «Об утверждении структуры Администрации города Твери» управление образования входит в структуру названного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Твери.
При данных обстоятельствах имеются основания для возложения на Администрацию г.Твери субсидиарной ответственности по финансированию в недостающей части работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 118».
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» обязанность оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными извещателями здание детского сада № 118, расположенного по адресу: (адрес)
Возложить на Администрацию г.Твери при недостаточности у МДОУ «Детский сад № 118» денежных средств субсидиарную ответственность в виде финансирования деятельности по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми пожарными извещателями здание детского сада № 118, расположенного по адресу: (адрес)
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова