Дело № 2-2051/10
РешениеИменем Российской Федерации
23 июля 2010 года
Московский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Пержуковой Л. В.,
при секретаре Зайцевой Ю. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 26, администрации города Твери и департаменту финансов администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» (далее - МОУ «СОШ № 26»), администрации города Твери и департаменту финансов администрации города Твери о возложении на них в субсидиарном порядке обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности путем оборудования автоматической пожарной сигнализацией подвала детского сада № …, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Орджоникидзе, д. 33. В обоснование иска указал, что указанное нарушение табл. 1,2 п. 14 НПБ 110-03 и п. 3 ППБ-01-03 было выявлено проводимой проверкой. Полагает, что МОУ «СОШ № 26», являясь учреждением, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таковых субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, каковым является администрация г. Твери, в связи с чем иск обращен и к администрации г. Твери.
В ходе рассмотрения дела судом к его участию в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика был привлечен департамент финансов администрации г. Твери.
В судебном заседании помощник прокурора Лишанова О. В. заявленное требование поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске, уточнив, что выявленные нарушения имеются в здании бывшего детского сада № …, а ныне дошкольного отделения МОУ «СОШ №26».
Представитель ответчика МОУ «СОШ № 26» Данилова В. И. в судебном заседании признала иск, подтвердив имеющееся нарушение требований пожарной безопасности. Пояснила, что автоматическая пожарная сигнализация в ближайшее время будет установлена в подвале дошкольного отделения школы. В настоящее время выделены денежные средства для проведения работ, 27 июля 2010 года будет проведен конкурс среди организаций, с одной из которых впоследствии будет заключен договор подряда на выполнение требуемых работ.
Представитель администрации г. Твери и департамента финансов администрации г. Твери в одном лице Помозов Н. Н. не признал искового требования к данным ответчикам, полагая, что они являются ненадлежащими. Учредителями МОУ «СОШ № 26» данные ответчики не являются. Ответственность в данном случае, по его мнению, должно нести МОУ «СОШ № 26», которому выделены денежные средства, требуемые для устранения выявленных нарушений, которые были заложены в бюджет города Твери на 2010 год в рамках целевой программы города «Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях города Твери на 2010 год». В настоящее время подготовлен проект постановления Главы администрации города Твери о внесении изменений в постановление администрации г. Твери от 10 марта 2010 года № … с целью увеличения расходов на проведение противопожарных мероприятий в общеобразовательных учреждениях в сумме 10500000 руб. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности Помозов Н. Н. не оспаривал, считал, что они подлежат устранению.
Позицию представителя ответчиков администрации и департамента финансов администрации г. Твери поддержала представитель третьего лица управления образования администрации г. Твери Никитина Н. А., пояснив, что данное третье лицо является учредителем МОУ «СОШ № 26», и со своей стороны оно принимает все меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в настоящее время МОУ «СОШ № 26» располагает достаточными для этого денежными средствами, и требуется время для определения по результатам конкурса подрядчика, заключения с ним договора и фактического выполнения работ.
Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери Крылов И. А. поддерживая заявленный прокурором иск, подтвердил факт имеющихся в МОУ «СОШ № 26» нарушений требований пожарной безопасности, полагал, что они в силу закона подлежат устранению.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск к МОУ «СОШ № 26» надлежит удовлетворить, а иск к остальным ответчикам не обоснован и не подлежит удовлетворению в связи с ниже приведенным.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества в учреждениях должно уделяться особое внимание соблюдению требований пожарной безопасности, под которыми следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлен и признан представителем ответчика МОУ «СОШ № 26» факт нарушения данным ответчиком требований пожарной безопасности.
Так, актом проверки от 01 июня 2010 года № …, проводимой государственным инспектором Московского района г. Твери по пожарному надзору, было установлено нарушение п. 3 ППБ 01-03 и табл.1, 2 п. 14 НПБ 110-03 в виде отсутствия системы автоматической пожарной сигнализации в подвале дошкольного отделения МОУ «СОШ № 26», расположенного по адресу: г. Тверь, ….
В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Судом установлено, что МОУ «СОШ № 26», являющееся юридическим лицом и, соответственно, в полном объеме обладающее процессуальной правоспособностью, в силу закона ответственно за нарушение требований пожарной безопасности. Оснований для освобождения его от ответственности не установлено. Кроме того, согласно Уставу МОУ «СОШ № 26» оно несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса.
Нарушение МОУ «СОШ № 26» требований пожарной безопасности препятствует реализации права на защиту жизни, здоровья и имущества лиц, обучающихся в данном учреждении, их родителей, родственников, его работников, а также иных лиц в случае пожара.
Из смысла пунктов 1 и 2 ст. 296 ГК РФ и Устава МОУ «СОШ № 26» следует, что, будучи наделенным в отношении переданного ему имущества полномочиями владения, пользования и распоряжения на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, МОУ «СОШ № 26» обязано содержать это имущество в надлежащем состоянии, принимать меры к его сохранности, не допуская, в том числе и нарушений требований пожарной безопасности.
Проанализировав изложенное, суд полагает, что имеются основания для возложения обязанности по устранению нарушений на МОУ «СОШ № 26».
Исходя из полномочий собственника, определенных п. 2 ст. 296 ГК РФ в отношении имущества, переданного ответчику на праве оперативного управления, а также по характеру обязательства, отсутствуют законные основания для возложения обязанности по устранению нарушения на наделенную полномочиями по распоряжению собственностью муниципального образования г. Тверь администрацию г. Твери, равно как и отсутствуют законные основания для возложения их на департамент финансов администрации города Твери и на учредителя, каковым является управление образования администрации г. Твери.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств, порядка заключения договора на выполнение работ по устранению нарушений, их объема и характера суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 01 октября 2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 26 обязанность по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией подвала его дошкольного отделения, расположенного по адресу: г. Тверь, …, в срок до 01 октября 2010 года.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №26 госпошлину по делу в размере 200 руб.
Прокурору Московского района г. Твери в удовлетворении иска к администрации города Твери и департаменту финансов администрации города Твери отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Деперсонализацию и лингвистический контроль произвела помощник судьи Е.В. Бурякова