о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности



Дело №2-2144

Решение

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года

Московский районный суд города Твери

В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н.

При секретаре Обедниковой О.В.

С участием представителя прокурора Московского района Гнусарева В.Н.

Представителя ответчика МДОУ «Детский сад № 155 г. Твери» Барсуковой Н.Н.

Представителя ответчика Администрации г.Твери Никитиной Н.А.

Представителя 3-го лица Управления образования администрации г.Твери Никитиной Н.А.

Представителя 3-го лица Отдела ГПН по Московскому району г.Твери ГУ МЧС России по Тверской области Федорова А.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело

по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 155 г. Твери», администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Московского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МДОУ «Детская сад № 155», администрации города Твери о возложении на них в субсидиарном порядке обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности путем оборудования автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здания детского сада № 155, расположенного по адресу: ..., ...

В обоснование иска указал, что указанное нарушение ППБ 110-03 было выявлено проводимой проверкой. Полагает, что МДОУ «Детский сад № 155», являясь учреждением, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таковых субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, каковым является администрация г. Твери, в связи с чем иск обращен и к администрации г. Твери.

В ходе рассмотрения дела судом к его участию в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика был привлечен департамент финансов администрации г. Твери.

В судебном заседании помощник прокурора Гнусарев В.Н. заявленное требование поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске, уточнив, что выявленные нарушения имеются в здании Детского сада № 155.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 155» в судебном заседании признала иск, подтвердив имеющееся нарушение требований пожарной безопасности. Пояснила, что монтаж автоматической пожарной сигнализации в настоящее время производится, работа по монтажу будет окончена в сентябре 2010 года.

Представитель администрации г. Твери признал, пояснив, что денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации с дымовыми извещателями детскому учреждению выделены и работа по установке в настоящее время проводится.

Представитель соответчика департамента финансов администрации г. Твери в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица управления образования администрации г. Твери Никитина Н. А. иск признала, пояснив, что поддерживает доводы Администрации г.Твери.

Представитель третьего лица ОГПН по Московскому району г. Твери поддерживая заявленный прокурором иск, подтвердил факт имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, полагал, что они в силу закона подлежат устранению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск к «МДОУ «Детский сад № 155» подлежит удовлетворению, а иск к остальным ответчикам не обоснован и не подлежит удовлетворению в связи с ниже приведенным.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества в учреждениях должно уделяться особое внимание соблюдению требований пожарной безопасности, под которыми следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлен и признан представителем ответчика МДОУ «Детский сад № 155» факт нарушения данным ответчиком требований пожарной безопасности.

Так, актом проверки от 25 июня 2009 года № 105, проводимой государственным инспектором Московского района г. Твери по пожарному надзору, было установлено нарушение п. 3 ППБ 01-03 в виде несоответствия системы автоматической пожарной сигнализации в помещении МДОУ «Детский сад № 155», расположенного по адресу: ..., ...

В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Судом установлено, что МДОУ «Детский сад № 155», являющееся юридическим лицом и, соответственно, в полном объеме обладающее процессуальной правоспособностью, в силу закона ответственно за нарушение требований пожарной безопасности. Оснований для освобождения его от ответственности не установлено. Кроме того, согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 155» несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников детского сада.

Нарушение МДОУ «Детский сад № 155» требований пожарной безопасности препятствует реализации права на защиту жизни, здоровья и имущества лиц, получающих общедоступное и бесплатное дошкольное образование, их родителей, родственников, его работников, а также иных лиц в случае пожара.

Из смысла пунктов 1 и 2 ст. 296 ГК РФ и Устава МОУ «Детский сад № 155» следует, что, будучи наделенным в отношении переданного ему имущества полномочиями владения, пользования и распоряжения на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, последний обязан содержать это имущество в надлежащем состоянии, принимать меры к его сохранности, не допуская, в том числе и нарушений требований пожарной безопасности.

Проанализировав изложенное, суд полагает, что имеются основания для возложения обязанности по устранению нарушений на МДОУ «Детский сад № 155».

Исходя из полномочий собственника, определенных п. 2 ст. 296 ГК РФ в отношении имущества, переданного ответчику на праве оперативного управления, а также по характеру обязательства, отсутствуют законные основания для возложения обязанности по устранению нарушения на наделенную полномочиями по распоряжению собственностью муниципального образования г. Тверь администрацию г. Твери, равно как и отсутствуют законные основания для возложения их на департамент финансов администрации города Твери и на учредителя, каковым является управление образования администрации г. Твери.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств, порядка заключения договора на выполнение работ по устранению нарушений, их объема и характера суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 01 октября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 155 г.Твери» удовлетворить.

Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 155» обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями здание Детского сада №155, расположенного по адресу: ...

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 155» госпошлину по делу в размере 200 руб.

Прокурору Московского района г. Твери в удовлетворении иска к администрации города Твери, департаменту финансов администрации города Твери отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.Н. Верещагина