о ликвидации общественной организации



Дело №2-2268/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«01» сентября 2010 года

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего – федерального судьи Ипатова В.Е.,

при секретаре Коршуновой О.С.,

с участием представителя истца Термихольянц Е.В.,

представителя ответчика Котыло И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области к Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров» о ликвидации,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области обратилось в суд с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров» о ликвидации, возложив обязанности по ликвидации данной организации на учредителя Кузьмина А.Н.. Свои требования истец мотивировал тем, что Управлением изучены материалы учетного дела Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров», в результате изучения которого установлено, что ответчик нарушает требования законодательства РФ, а именно п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - Организацией в уполномоченный орган не представлен отчет о деятельности Организации, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002 за 2008, 2009 годы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Для устранения выявленных нарушений Управлением устанавливался срок – до 15 июня 2010 года, по истечению которого Организация обязана была предоставить документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений. Корреспонденция, направленная по юридическому адресу Организации, была получена по доверенности, о чем свидетельствует подпись в уведомлении о вручении. Корреспонденция, направленная по домашнему адресу Ректора Организации, вернулась в Управление с отметкой почты России «истек срок хранения».

К установленному в предупреждении сроку выявленные Организацией нарушения устранены не были. Об уважительности неустранения допущенных нарушений в Управлении не известно.

Управлением 15.06.2010 года по юридическому адресу Организации и по домашнему адресу Ректора Организации направлено приглашение на 05.07.2010 года для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Корреспонденция, направленная по юридическому адресу, вернулась в Управление с отметкой почты России «по данному адресу организация не найдена».

Таким образом, ответчик не проинформировал уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений, и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, в частности, Организация не представила в Управление информацию об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, что свидетельствует о нарушении п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Корреспонденция, направленная по домашнему адресу Ректора Организации, вернулась в Управление с отметкой почты России «истек срок хранения». Таким образом, Организацией в управление не представлены отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за 2008, 2009 года, что свидетельствует о неоднократном нарушении п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В судебном заседании представитель истца Термихольянц Е.В., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, поддержала в полном объеме заявленные исковые требования по доводам и обстоятельства, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что 23 августа 2010 года в адрес Управления поступили отчеты за 2007 по 2009 годы, подписанные Ректором Кузьминым А.Н., однако подпись Кузьмина А.Н. по их мнению не соответствует подписи в учредительных документах.

Представитель ответчика Котыло И.В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, пояснив, что нарушения действительно были, однако после получения искового заявления и, узнав, что по данным обстоятельствам организация может быть ликвидирована, допущенные нарушения были устранены. Нарушения возникли из-за невнимательности руководящего органа. Просит суд отказать истцу в иске, так как организация продолжает свою деятельность, а выявленные истцом нарушения впредь организацией не будут допущены.

Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представило в суд пояснения по исковому заявлению, в соответствии с которыми просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражает против заявленных требований.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, полагаю, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п.10 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Некоммерческая организация обязана: представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (п.3 ст.32); информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган (п.7 ст.32).

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров» (далее – Организация) создана решением единственного учредителя ООО "Мэт" 21.04.2007 г. Кузьминым А.Б..

Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров», который утвержден решением единственного учредителя Организации – ООО "Мэт" 21.04.2007 г..

Запись о создании Организации внесена в ЕГРЮЛ 18.06.2007г. за основным государственным регистрационным номером ..., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, копия которого имеется в материалах дела.

В соответствии с Уставом Организация создана для целей образовательной деятельности в сфере непрерывного (высшего, среднего и начального) профессионального образования по социальным, психологическим, экономическим, техническим, инженерным, гуманитарным и иным специальностям, а также соответствующего послевузовского и дополнительного профессионального образования. Высшим органом управления Организацией является коллегиальный орган – Совет, избираемый учредителем (п.8.1 Устава), исполнительным органом управления Организации является Ректор. Ректором организации является Кузьмин А.Н., избранный решением единственного учредителя от 21.04.2007 г., лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени Организации – Ректор. Срок полномочия Ректора – 5 лет.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее – Управление) ...05.2008 г. №... Ректору Организации, направлено уведомление с разъяснением порядка предоставления информации о готовящихся мероприятиях некоммерческих организаций, проведение которых запланировано в 2008 году, а также о своевременности уведомления Управления об иных мероприятиях, проведение которых запланировано в дальнейшем.

...05.2008 года в адрес Управления поступило сообщение от Ректора Организации, в соответствии с которым Организации информировало Управление, что в период с ...06.2007 г. по ...05.2008 г. деятельность в Организации отсутствовала. Проведение мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» на 2008 год не запланировано.

...04.2010 года Управлением вынесено письменное предупреждение №..., в соответствии с которым Организацией нарушены требования законодательства РФ, а именно: нарушение п.3 ст. 32 Федерального закона «о некоммерческих организациях» - Организацией в уполномоченный орган не представлен отчет о деятельности Организации, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002 за 2008, 2009 годы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно данного предупреждения, Управлением установлен срок для устранения допущенных нарушений в срок до 15 июня 2010 года, по истечению которого Организация обязана была предоставить документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений.

Данное предупреждение было направлено по юридическому адресу Организации и по домашнему адресу Ректора Организации Кузьмину А.Б..

Корреспонденция, направленная по юридическому адресу Организации, была получена по доверенности, о чем свидетельствует подпись в уведомлении о вручении.

Корреспонденция, направленная по домашнему адресу Ректора Организации, вернулась в Управление с отметкой почты России «истек срок хранения».

К установленному в предупреждении сроку выявленные Организацией нарушения устранены не были. Об уважительности неустранения допущенных нарушений Организация в Управление не представила.

15 июня 2010 года Управлением по юридическому адресу Организации и по домашнему адресу Ректора Организации направлено приглашение на 05.07.2010 года для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Направленная по юридическому адресу корреспонденция, вернулась в Управление с отметкой почты России «по данному адресу организация не найдена».

Таким образом, Организация не проинформировала уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, в частности, Организация не представила в Управление информацию об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, что свидетельствует о нарушении п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Корреспонденция, направленная по домашнему адресу Ректора Организации, вернулась в Управление с отметкой почты России «истек срок хранения». Таким образом, Организацией в Управление не представлены отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за 2008, 2009 года.

Ликвидация общественного объединения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена статьей 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях" и статей 61 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года №14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для ликвидации названной выше Организации при разбирательстве дела судом не установлено, а по своему характеру нарушения, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, не являются неустранимыми и столь существенными, чтобы позволить суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, как установлено в судебном заседании и не отрицается стороной истца, на момент рассмотрения данного искового заявления, допущенные нарушения организацией устранены.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для ликвидации общественного объединения, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации негосударственного дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и переподготовки кадров» о ликвидации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской облсуд через Московский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: