о возложении обязанности



Дело № 2-2059/10 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2010 года г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В., при секретаре Никитиной Е.Ю., с участием старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велим П.С., представителя Управления Росприроднадзора по Тверской области Савельевой А.А., представителя Центрального управления Ростехнадзора Фомичевой М.В., представителя ГУ МЧС России по Тверской области Клюева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО НПК «Химволокно» о возложении обязанности

Установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО НПК «Химволокно», указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдении законодательства в деятельности ОАО НПК «Химволокно» при осуществлении консервации и ликвидации цеха арамидных нитей (далее ЦАН), находящегося в ведении предприятия, на его территории, по правому берегу реки Волги. Основном видом деятельности предприятия являлось производство синтетической нити «Армос». Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов А 05-10524, выданному Управлением Ростехнадзора по Тверской области, оно является опасным производственным объектом. В связи с пожаром, произошедшим в указанном цехе в апреле 2008 года, производственная деятельность прекращена. В процессе производства нити «Армос» применялось пожаровзрывоопасное вещество – диметилацетамид (ДМАА) и дихлоангидрид терефталевой кислоты. В настоящее время в производственных емкостях участка регенерации и приготовления растворов цеха, а также на складе готовой продукции в 31 бочке объемом по 200 л находятся опасные вещества, которые согласно результатам испытаний образцов проб веществ, проведенных ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (далее ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») (протоколы испытаний № ... от дд.мм.2009 года) относятся ко 2, 3, 4 классу опасности для окружающей среды.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности соответствующей проектной документации. Согласно информационному письму ОАО НПК «Химволокно» от 14.05.2009 года № ГД-7/91 сырьевой базы в цехе арамидных нитей не имеется. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В силу ч. 1 ст. 4 данного закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Отходы, находящиеся в настоящее время в ЦАН, образовались в результате производственной деятельности предприятия, принадлежат ему на праве собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Утечка или возгорание находящихся в ЦАН опасных веществ приведет к загрязнению окружающей среды и повлечет отравление людей. ОАО НПК «Химволокно» в результате нарушения требований закона при консервации и ликвидации опасных производственных объектов, а также в деятельности в области отходов производства и потребления создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ. В связи с вышеизложенных, основываясь на нормах ст.ст. 17, 18, 42 Конституции РФ и действующего законодательства, прокурор просил возложить на ОАО НПК «Химволокно» обязанность получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и на его основании произвести консервацию опасного производственного объекта; произвести утилизацию опасных отходов, находящихся в ЦАН, способом, безопасным для окружающей среды, в порядке, установленном природоохранным законодательством.

В ходе производства по делу к участию в судебном разбирательстве на основании ст. 47 ГПК РФ были привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), ГУ МЧС России по Тверской области.

В судебном заседании представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Велим П.С. исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснил, что наличие на производственной территории ЦАН ОАО НПК «Химволокно» значительного количества опасных отходов было установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно с органами государственного контроля в 2009 году. Тогда же были отобраны пробы веществ, и в результате испытаний, проведенных ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» было установлено, что эти вещества относятся ко 2, 3, 4 классу опасности для окружающей среды. В 2010 году в ходе прокурорской проверки было установлено, что ситуация с наличием опасных веществ на территории ЦАН осталась прежней. Меры к утилизации опасных отходов и консервации ЦАН не были приняты.

Управление Росприроднадзора по Тверской области представило заключение, в котором указало, что 06.04.2009 года в ходе проверки в деятельности ОАО НПК «Химволовно» Управление осуществило выезд для осмотра здания цеха и прилегающей к нему территории, однако представители предприятия отказались предоставить какую-либо информацию, сведения, документы, касающиеся цеха по производству нити «Армос», а также в целом по предприятию. В период с 12 по 27 мая 2009 года была проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», материалы проверки были направлены в прокуратуру. От предприятия была получена информация о том, что ликвидация цеха в его планы не входит, в дальнейшем предусматривается восстановление производства. При проверке, проведенной 20.05.2010 года совместно с Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, было установлено, что ситуация в цехе осталась прежней, никаких работ в цехе не ведется. Меры по утилизации отходов (остатки продукции, потерявшей потребительские свойства; технические растворы, оставшиеся в технологических емкостях на участке регенерации технических растворов, химическом и других участках) не предприняты. Учитывая, что в состав полимера входят такие химические вещества, как диметилацетамид (ДМАА) и дихлорангидрид терефталевой кислоты, которые имеют температуру вспышки 77 С, возможно предположить, что при возникновении очага возгорания произойдет и горение полимера, находящегося в емкостях и трубопроводах, которое в первую очередь будет воздействовать на атмосферный воздух. Исходя из установленного законодательством принципа презумпции экологической опасности, хозяйственной деятельности, учитывая, что производственная деятельность в ЦАН не осуществляется с апреля 2008 года по настоящее время, на территории хранятся отходы, которые могут вызвать негативное влияние на окружающую среду, необходимо данный объект вывести из эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. Требования промышленной безопасности предусматривают проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта как обязательное условие начала такой деятельности.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Тверской области Савельева А.А. поддержала исковые требования по доводам, приведенным в отзыве.

Центральное Управление Ростехнадзора представило письменные пояснения, указав следующее. Согласно материалам дела в настоящее время в ЦАН находятся опасные вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в количестве 52 тонны. В соответствии с п. 16 приложения № 8 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов, критерием опасности для идентификации и отнесения объекта к категории опасного производственного объекта определено количество опасного вещества, а именно: опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, не менее 2% от предельно допустимого, установленного приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», т.е. не менее 2% от 200 тонн. Таким образом, по количеству вещества (в наличии 52 тонны), представляющего опасность для окружающей среды, объект может быть идентифицирован и отнесен к категории опасных производственных объектов. В соответствии с законодательством предприятие обязано: зарегистрировать опасный производственный объект; провести экспертизу промышленной безопасности проектной документации на консервацию. Ранее ЦАН был зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов как ОПО по признаку опасности – использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (исключен из реестра на основании заявления).

В судебном заседании представитель Центрального Управления Ростехнадзора Фомичева М.В. требования прокурора поддержала, пояснила, что представитель Ростехнадзора – Акопова Г.Б. ранее присутствовала при проведении прокурорской проверки на территории ЦАН и подтвердила факт нахождения на территории цеха значительного количества опасных веществ 2, 3, 4 классов опасности, достаточного для отнесения данного объекта к категории опасных производственных объектов. В настоящее время надлежащие условия хранения этих веществ не обеспечены, соответствующий контроль не ведется, все это создает серьезную угрозу окружающей среде.

Представитель ГУ МЧС России по Тверской области Клюев В.В. полагал, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Он присутствовал при проведении проверки в ЦАН совместно с прокуратурой в 2009 году. К этому моменту в цехе находилось сгоревшее оборудование, здание цеха было обесточено, в нем не было освещения. На территории цеха размещались значительных размеров емкости, содержащие неизвестные вещества, из которых проверяющими отбирались пробы.

Ответчик ОАО НПК «Химволокно» своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещался по месту своей регистрации. Данных о перемене места нахождения ответчика, как и сведений о наличии у него иных средств связи, помимо почтовой, у суда не имеется. Неполучение ответчиком и возврат от него судебной корреспонденции за истечением срока хранения, при отсутствии возможности иным способом уведомить ОАО НПК «Химволокно» о судебном разбирательстве, на основании ст. 117 ГПК РФ расценивается судом как отказ от ее принятия, что дает основание считать ответчика надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ОАО НПК «Химволокно».

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен принцип экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, на основе которого должна осуществляться любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду.

Материалом проверки ОГПН по Московскому району г.Твери от 04.04.2008 года № 21 подтверждается, что 04.04.2008 года в цехе арамидных нитей (ЦАН) ОАО НПК «Химволокно» произошел пожар. Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2008 года, умысла в возникновении пожара не было установлено, следов умышленного уничтожения имущества не обнаружено, каких-либо пожароопасных работ в цехе не производилось; причиной пожара послужило большое переходное сопротивление электросветильника дневного света, произошло оплавление его пластиковых частей с выделением огневых капель, которые при попадании на пропитанные диметилацетамидом части и агрегаты 1-й прядильной машины послужили причиной быстрого распространения огня в цехе. В заключении специалиста ГУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Тверской области» от 27.05.2008 года о причине пожара отмечено, что диметилацетамид – это горючая жидкость; после воспламенения изоляции электропроводов светильника огонь распространился на первую прядильную машину, так как в ней находилась данная горючая жидкость.

Имеющейся в указанном материале проверки справкой исполнительного директора ОАО НПК «Химволокно» от 11.04.2008 года подтверждается, что на момент пожара в цехе арамидных нитей в герметично закрытом технологическом оборудовании находился раствор химических веществ с различным содержанием воды - от 55 до 90 процентов.

Из акта проверки соблюдения законодательства от 27.05.2009 года № 95-о, составленного Управлением Росприроднадзора по Тверской области, следует, что на момент проверки, проведенной с 12 по 27 мая 2009 года, здание ЦАН обесточено, в нем отсутствует освещение; необходимые для проведения проверки документы руководством предприятия не были представлены. В ходе проверки сотрудниками ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» были отобраны пробы жидкостей и веществ неизвестного происхождения из производственных емкостей. В ходе лабораторных испытаний были определены классы опасности отобранных жидкостей и веществ соответствии с «критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». В ЦАН на участках: прядильных машин, регенерации, приготовления растворов, обезвоздушивания и фильтрации; на складе готовой продукции в различных емкостях находятся емкости, содержащие жидкости 2, 3 и 4 класса опасности, в частности, среди емкостей, из которых отбирались пробы – три бочки объемом по 200 литров с надписью «диметилацетамид». Общее количество бочек названной емкостью с неизвестной жидкостью, хранящихся на складе готовой продукции, составило 31. Кроме того, на участке приготовления растворов находятся заполненные неизвестной жидкостью 2 емкости объемом около 5 куб.м; на участке обезвоздушивания - 10 пластиковых бочек емкостью 0,25 куб.м, заполненных неизвестным полимером. Производственные отходы на территории цеха хранятся без разрешительной документации.

Актами отбора проб от 12.05.2009 года №№ 37-б – 48-б, составленными Тверским филиалом ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» (ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») подтверждается, что пробы были отобраны в ЦАН ОАО НПК «Химволокно» в вышеуказанных емкостях на участках: прядильных машин, регенерации, приготовления растворов, обезвоздушивания и фильтрации; на складе готовой продукции.

В соответствии с протоколами испытаний отобранных проб на предмет токсикологического анализа отходов производства и потребления методом биотестирования от 19 и 22 мая 2009 года №№ 37 – 48, находящиеся в вышеуказанных емкостях ЦАН вещества относятся ко 2, 3 и 4 классам опасности для окружающей природной среды.

В своем объяснении, данном в Тверской межрайонной природоохранной прокуратуре 02.08.2010 года, П. пояснила, что с дд.мм. по 2008 годы работала в должности ... ОАО НПК «Химволокно»; в производственном процессе ЦАН использовались вещества: диметилацетамид, хлористый литий, дихлорангидрид терефталевой кислоты, мягчители, пара-фенилдеамин. После проведения планового ремонта в апреле 2008 года все производственные емкости были заполнены технологическими растворами из вышеуказанных веществ. После пожара в апреле 2008 года все работники ЦАН были уволены, никаких работ по консервации предприятия и утилизации отходов не производилось. После пожара растворы веществ, оставшиеся в производственных емкостях, исходя из их химических свойств, не могут использоваться, так как утратили свои технологические параметры. Под воздействием веществ происходит коррозия и, как следствие, разрушение металла, а при попадании в окружающую среду они представляют угрозу природным объектам и здоровью граждан. Также в лаборатории использовались и оставались после прекращения деятельности ЦАН метанол (метиловый спирт) в объеме 40 литров и растворы, содержащие метанол – 100 литров.

В письменном объяснении О. от 27.07.2010 года указано, что онаработала с дд.мм. по 2008 года в должности ... ОАО НПК «Химволокно»; технологический процесс в ЦАН включал в себя получение прядильного раствора, состоящего из диметилацетамида и хлористого лития путем проведения двухстадийного процесса поликонденсации с мономерами (дихлорангидрид терефталевой кислоты, мягчители, парафенилдеамин). Всего в рабочем режиме использовалось 9,5 тонн прядильного раствора, 10,5 тонн диметилацетамида на прядильном участке и 35 тонн - на участке регенерации. На момент приостановки деятельности ЦАН после пожара в апреле 2008 года в производственных емкостях остались следующие растворы: на химическом участке в трех емкостях по 1,8 куб. м. - полимер с составом 93% диметилацетамида, 1,6% хлористого лития, 4% основного вещества, массой 5,4 тонн. Фильтр пресса заполнен прядильным раствором массой 6,4 тонны. В четырех реакторах находится растворитель (97% диметилацетамида и 3% хлористого лития) общей массой 6 тонн. Общий объем опасных для окружающей среды легковоспламенимых веществ в производственных емкостях цеха составил 52 тонны. После пожара в апреле 2008 года консервация оборудования в ЦАН не производилась.

Свидетель А. – государственный инспектор отдела по надзору за общепромышленными и взрывопожароопасными производствами и объектами Управления Ростехнадзора по Тверской области пояснила, что в мае 2010 года она присутствовала при проведении проверки на территории ОАО НПК «Химволокно». Емкости, в которых находились опасные вещества, не были законсервированы в порядке, предусмотренном для опасного производственного объекта. После пожара оборудование было брошено. Более двух лет производство остановлено. ЦАН не был зарегистрирован как опасный производственный объект, однако на него распространяются положения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В 2010 году ситуация с хранением на территории ЦАН опасных веществ осталась без каких-либо изменений, о чем свидетельствует служебная записка заместителя начальника отдела экологического контроля С. от дд.мм.2010 года, согласно которой при посещении предприятия 20.05.2010 года по сравнению с периодом проверки с 12 по 27 мая 2009 года ситуация в цехе осталась прежней, никаких работ не ведется, меры по утилизации отходов (остатки продукции, потерявшей потребительские свойства, технические растворы, оставшиеся в технологических емкостях на участке регенерации технических растворов, химическом участке и других участках) руководством предприятия не предприняты. Учитывая, что в состав полимера входят такие химические вещества как диметилацетамид (ДМАА) и дихлорангидрид терефталевой кислоты, которые имеют температуры вспышки 77 С, возможно предположить, что при возникновении очага возгорания произойдет и горение полимера, находящегося в емкостях и трубопроводах, которое в первую очередь будет воздействовать на атмосферный воздух.

По информации УФСБ России по Тверской области в адрес Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19.04.2010 года № 6/6536 в настоящее время в ЦАН в системе ректификационной колонны в закрытых емкостях залит водный раствор диметилацетамида в объеме более 20 тонн, являющийся по классификации пожаровзрывоопасным веществом, утечка или возгорание которого приведет к загрязнению окружающей среды и повлечет отравление людей.

Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам относит предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; вещества, представляющие опасность для окружающей среды, характеризующиеся в водной среде определенными показателями острой токсичности. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 приложения № 8 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 г. № 606, критерием опасности для идентификации и отнесения объекта к категории опасного производственного объекта определено количество опасного вещества, а именно: опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, превышающем 2% от предельно допустимого, указанного в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ. Предельное количество для веществ, представляющих опасность для окружающей среды названным приложением установлено в количестве 200 тонн. Из вышеприведенных доказательств, заключения Центрального управления Ростехнадзора следует, что до настоящего времени на территории ЦАН ОАО НПК «Химволокно» хранятся вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в количестве, превышающем 2% от предельно допустимого (4 тонны). Таким образом, по данному показателю ЦАН ОАО НПК «Химволокно» относится к категории опасных производственных объектов. Независимо от выполнения ответчиком обязанности по регистрации данного объекта в установленном законом порядке в качестве опасного производственного объекта, деятельность его регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно имеющейся в материале проверки ОГПН по Московскому району г.Твери от дд.мм.2008 года № ... справке генерального директора и главного бухгалтера ОАО НПК «Химволокно» от 11.04.2008 года № ... в результате пожара основное и комплектующее оборудование и другие материальные ценности были уничтожены.

Исполнительный директор ОАО НПК «Химволокно» Д. в объяснении, данном в Тверской межрайонной природоохранной прокуратуре 25.05.2009 года, подтвердил, что с 04.04.2008 года ОАО НПК «Химволокно» свою производственную деятельность не ведет в связи с пожаром, произошедшим в цехе арамидных нитей в апреле 2008 года, в результате которого часть производственного оборудования была уничтожена. После пожара все работники предприятия были уволены, а вся сырьевая часть ОАО НПК «Химволокно» была реализована путем продажи. О том, каким образом предприятие намерено распорядиться жидкостью, находящейся в трубах и емкостях ЦАН, ему не известно.

В письме от 26.03.2009 года № ИД-7/71 в адрес Управления Росприроднадзора по Тверской области генеральный директор ОАО НПК «Химволокно» сообщил, что в связи с пожаром, произошедшим 04.04.2008 года, повреждено оборудование ЦАН; предприятие свою производственную деятельность прекратило.

Аналогичное сообщение было направлено генеральным директором ОАО НПК «Химволокно» в адрес Управления Росприроднадзора по Тверской области 14.05.2009 года № ГД-7/91 с указанием, что производственная деятельность предприятия не ведется, сырьевой базы на предприятии, включая ЦАН, не имеется.

Из вышеизложенного следует вывод, что производственная деятельность ЦАН не ведется с 04.04.2008 года, основное технологическое оборудование цеха уничтожено, сырьевая база реализована, работники цеха уволены, здание обесточено, оставшиеся в производственных емкостях вещества в технологическом процессе использоваться не могут.

В соответствии с п. 1.1 Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.11.2000 N 64, остановка химического объекта заключается в выводе из эксплуатации основных средств производства (оборудования, зданий и сооружений) с прекращением получения товарной продукции, за исключением оборудования, необходимого для обеспечения сохранности объекта, регламентных и санитарно-технических требований, экологической безопасности, решения социальных вопросов и т.п. Остановка объекта на длительный период (длительная остановка) предусматривает вывод его в плановом порядке из эксплуатации на срок более 3 месяцев с обязательной консервацией (п. 1.3).

Осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта; материальную сохранность объекта; предотвращение его разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также его работоспособность после расконсервации проводится путем консервации химического объекта (п. 1.4). Организация и проведение работ по среднесрочной или длительной остановкам объекта (оборудования) и проведение работ по его консервации и расконсервации осуществляются в соответствии с документами, разработанными на основе настоящего Положения (п. 1.6).

В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ консервация и ликвидация опасного производственного объекта относятся к видам деятельности в области промышленной безопасности.

Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом (ст. 8 этого же Федерального закона).

Экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ).

Поскольку в судебном заседании установлено, что ЦАН ОАО НПК «Химволокно» относится к опасным производственным объектам, который не эксплуатируется более 3-х месяцев, в отсутствие сообщения ответчика о намерении ликвидировать данный объект, имеются все основания для возложения на ОАО НПК Химволокно обязанности произвести его консервацию, обязательным условием которой, обеспечивающим безопасность проводимых работ, является положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства определены как отходы производства и потребления.

Опасные вещества, находящиеся в течение длительного времени в различных емкостях на территории ЦАН ОАО НПК «Химволокно», не предназначенные в настоящее время для технологического производства, являются принадлежащими ответчику отходами производства.

На основании ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Хранящиеся на территории ЦАН производственные отходы представляют опасность для окружающей среды, их утечка и возгорание, ранее уже способствовавшее возникновению пожара на территории цеха, может привести к загрязнению окружающей среды и нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 4.2.4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.11.1998 г. N 64, определено, что срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, руководствуясь критерием разумности предоставляемого срока для исполнения решения суда, учитывая необходимость выполнения мероприятий по сбору необходимой для проведения экспертизы документации, а также объективность временных затрат для последующего проведения мероприятий по консервации опасного производственного объекта и утилизации отходов, суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ:

РЕШИЛ

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на ОАО НПК «Химволокно» обязанность получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации, и на его основании произвести консервацию опасного производственного объекта; произвести утилизацию опасных отходов, находящихся в цехе арамидных нитей ОАО НПК «Химволокно», способом, безопасным для окружающей среды, в порядке, установленном природоохранным законодательством.

Установить срок, в течение которого настоящее решение суда должно быть исполнено – в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Т.В.Парфенова