Дело № 2-3363/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02 декабря 2010 года г.Тверь
Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В. при секретаре Аскерове М.М. с участием представителя истца - помощника прокурора Московского района города Твери Дитиной И.А., представителя третьего лица, не заявляющего собственных требований на предмет спора Глущенко А.Д., представителя ответчика Скороходовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тверь Водоканал» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о промышленной безопасности,
У с т а н о в и л:
Прокурор Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Тверь Водоканал», в котором просит признать незаконными бездействия ООО «Тверь Водоканал» по непринятию мер по созданию системы локального оповещения на Тверецком водозаборе по адресу: <адрес> и обязать ответчика создать систему локального оповещения по указанному адресу. В обоснование своих требований указал, что по обращению ГУ МЧС России по Тверской области прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что ООО «Тверь Водоканал» относится к потенциально опасным объектам. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации, относящиеся к потенциально опасным объектам, обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Согласно утвержденному плану ООО «Тверь Водоканал» обязано было в срок до 01.03.2009г. создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения на Тверецком водозаборе по адресу: <адрес>. До настоящего времени ответчиком не создана система локального оповещения. Для обеззараживания воды на водозаборе ООО «Тверь Водоканал» использует хлор, который является опасным для жизни и здоровья веществом, ранее использовался в химическом оружии. Выброс хлора может повлечь отравление значительного количества лиц, вплоть до летального исхода, круг граждан, которые могут пострадать от выброса хлора установить невозможно. На основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района города Твери Дитина И.А. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их изложенными в иске обстоятельствами.
В отзыве на иск ответчик возражал против заявленных прокурором требований, указав, что создание локальных систем оповещения на Тверецком водозаборе не решает проблему ликвидации опасности и последствий в случае возникновения аварии на складе хлора в полном объеме. В связи с этим общество в конце 2009 г. начало проработку вопроса по решению вопроса минимизации опасности в результате работы с хлором. Единовременные затраты по созданию локальных систем оповещения населения и системы поглощения хлора составят 14859329 руб., иные издержки - 170000 руб. ООО «ТВК» принято решение отказаться от использования жидкого хлора и направить эти денежные средства на технологии, обеспечивающие уход от эксплуатации промышленно-опасного объекта. Не являются промышленно-опасными технологии производства на месте дозирования низкоконцентрированного гипохлорита и газообразного хлора. Для реализации указанного проекта ООО «Тверь Водоканал» заключен договор от 07.10.2010г. № 755 с ООО на замену технологии обеззараживания воды с использованием жидкого хлора на технологию обеззараживания воды газообразным хлором. Срок проведения работ по указанному договору в течение 90 дней с момента заключения договора.
Представитель ООО «Тверь Водоканал» по доверенности Скороходова Е.Г. исковые требования не признала на основании доводов, изложенных в письменном отзыве, также уточнила, что ООО «Тверь Водоканал» относится к потенциально опасным объектам, что обусловлено применением хлора в системе обеззараживания воды, эксплуатацией хлораторных станций на тверецком водозаборе в К. и очистных сооружениях в П.. ГУ МЧС России по Тверской области выдало ООО «Тверьводоканал» новое предписание об установке локальной системы оповещения со сроком исполнения до 04.04.2011 года. К этому времени предприятие перейдет на новую систему обеззараживания, которая не требует локальной системы оповещения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Тверской области Глущенко А.Д. по доверенности поддержал исковые требования, пояснил, что ООО «Тверьводоканал» еще в марте 2009 года обязано было установить локальную систему оповещения, либо решить вопрос о переходе на новую технологию обеззараживания воды. Однако до настоящего времени необходимые мероприятия ответчиком не проведены. Утверждение ответчика о том, что до 04.04.2011 года ООО «Тверьводоканал» освоит новую технологию, исключающую применение жидкого хлора и необходимость установки локальной системы оповещения, не имеет определенных гарантий. До настоящего времени рабочий проект перехода на применение новой системы обеззараживания не разработан, с контролирующими органами не согласован.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации, относящиеся к потенциально опасным объектам, обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Аналогичная обязанность для организаций в пределах и полномочий установлена п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" установлено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивают, начиная с 1993 года, проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах должно осуществляться за счет собственных средств этих объектов. Пунктом 4 данного постановления ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Факт того, что объект - тверецкий водозабор по адресу: <адрес> является потенциально опасным, свидетельствует о том, что в результате аварии на данном объекте может возникнуть опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения, персонала общества и территорий.
План создания (реконструкции) локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов на территории Тверской области, утвержденный постановлением Губернатора Тверской области от 26.11.2008 г. N 35-пг "Об утверждении Плана создания (реконструкции) локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов на территории Тверской области", предусматривал создание ООО «Тверьводоканал» локальных систем оповещения на объектах: цех очистных сооружениях и цех тверецкого водозабора - до 01.10.2009 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании представленных доказательств в судебном заседании установлен факт нарушения ООО «Тверьводоканал» вышеизложенных требований закона, вопреки которым локальная система оповещения на тверецком водозаборе до настоящего времени не создана.
Данный вывод не оспаривается ответчиком и подтверждается актом проверки ГУ МЧС России по Тверской области от 04.02.2010 года № 05-10, из которого следует, что в ходе проведенной проверки выявлены факты невыполнения предписания ГУ МЧС России по Тверской области от 12.03.2009г. № 14-09 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно не создана на находящихся в ведении ответчика потенциально опасных объектах (тверецкий водозабор и очистные сооружения) локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях.
04.02.2010г. ГУ МЧС России по Тверской области выдало ООО «Тверь Водоканал» предписание N 05-10 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с указанным предписанием ООО «Тверь Водоканал» предписано создать на находящихся в его ведении потенциально опасных объектах (тверецкий водозабор и очистные сооружения) локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в установленный предписанием срок – до 01.11.2010г.
Как следует акта проверки от 22.11.2010 года № 52 ГУ МЧС России по Тверской области предписание не исполнено, в связи с чем ответчику выдано повторное предписание аналогичного содержания со сроком исполнения до 04.04.2011 года.
Суд находит несостоятельными возражения ответчика против исковых требований, обоснованные тем, что ООО «Тверь Водоканал» внедряет технологию обеззараживания воды газообразным хлором, поскольку принимаемые им меры по переходу на безопасную производственную технологию не освобождают ООО «Тверь Водоканал» в существующих условиях производственной деятельности от обязанности выполнять требования закона о создании локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, в настоящее время ООО «Тверь Водоканал» не располагает доказательствами, позволяющими определить конкретный срок перехода на использование новой технологии, исключающей опасность производственного объекта и необходимость создания локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Московского района г. Твери обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие ООО «Тверь Водоканал» по созданию системы локального оповещения на Тверецком водозаборе по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать ООО «Тверь Водоканал» создать систему локального оповещения на тверецком водозаборе по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова