о возврате субсидии



Дело № 2-4114\2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В. при секретаре Никитиной Е.Ю., с участием представителя истца Потаповой О.А., ответчика Говоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» к Говоровой Т.А. о возврате субсидии

УСТАНОВИЛ

ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» обратилось в суд с иском к Говоровой Т.А. о возврате субсидии, указав, что истец в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089, постановлениями Администрации Тверской области от 27.01.2009 года № 21-па и от 16.03.2009 года № 82-па осуществлял финансирование дополнительных мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в целях выполнения Программы по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году и на основании решения комиссии от 19.11.2009 года по рассмотрению вопросов, связанных с выделением средств гражданам, Центр занятости выделил денежные средства (субсидию) из федерального и областного бюджетов Говоровой Т.А. в размере 58800 руб. Центр занятости заключил с ответчиком договор на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 19.11.2009 года № 325. Ответчик предоставил в Центр занятости документы, подтверждающие свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. 17.12.2009 года ответчиком был представлен акт о выполнении договорных обязательств с приложением платежных документов на сумму 61643 руб. Ответчик прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность с 08.04.2010 года, не выполнив условие договора от 19.11.2009 года № 325 об осуществлении предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев, допустив нецелевое расходование бюджетных средств. В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.

В судебном заседании представитель истца Потапова О.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Говорова Т.А. пояснила, что не смогла продолжать осуществление предпринимательской деятельности, так как для этого необходимо было произвести значительные затраты, а также в связи с ухудшением состояния здоровья. прекращая предпринимательскую деятельность, она не предполагала, что нарушает условия договора с Центром занятости.

Выслушав доводы представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089 "Одополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" было предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В п. 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных данным постановлением, указано, что субсидии предоставлялись на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Размер субсидии определялся суммой годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Впоследствии с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 20.05.2009г. N436, размер субсидии для развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан был определен в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (4900 руб.).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089 постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 г. N 21-па была утверждена Программа Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году.

Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходовании финансовых средств на их реализацию в 2009 году" определен Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию. Данным Порядком было установлено, что право на получение субсидий на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство о государственной регистрации соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 4.2).

В силу п. 4.3 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 года N 82-па, обязательными условиями для получения субсидии являлись: признание гражданина в установленном порядке безработным до его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; достижение гражданином 18-летнего возраста; представление гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности; представление гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

На основании п. 4.8 этого же Порядка безработный гражданин считался занятым и снимался с учета в центре занятости с даты внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Судом установлено, что Говорова Т.А. была признана безработной приказом ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 11.09.2009 года № с 03.09.2009 года.

На основании заявления ответчика от 19.11.2009 года, представленного бизнес-плана решением комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери», от 19.11.2009 года № 63 было принято решение о выделении Говоровой Т.А. субсидии на организацию содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости.

19.11.2009 года между истцом и ответчиком был заключен договор № 325 на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. По условиям данного договора Центр занятости обязался предоставить Говоровой Т.А. субсидию в сумме годового размера пособия по безработице в размере 58800 руб. (п.2.1.1), а ответчик обязался использовать полученную субсидию только на цели предпринимательской деятельности в области услуг документ-центра и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев (п.2.2.1).

30.11.2009 года ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены копиями вышеперечисленных документов: приказа ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 11.09.2009 года №, протокола заседания комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 19.11.2009 года № 63, договора от 19.11.2009 года № 325, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 30.11.2009 года.

03.12.2009 года и 07.12.2009 года Говоровой Т.А. была перечислена сумма бюджетных средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области в размере 58800 руб., что подтверждается копиями платежных поручений №№ 15823 и 638.

Согласно представленным в распоряжение истца общедоступным и открытым сведениям, содержащимся в ЕГРИП, Говорова Т.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 08.04.2010 года, то есть до истечения срока осуществления предпринимательской деятельности, установленного договором от 19.11.2009 года № 325 о предоставлении субсидии. Факт досрочного прекращения предпринимательской деятельности ответчиком не оспаривался.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

При нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089).

Пунктом 8.3 Порядка организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па было определено, что выделенные финансовые средства в случае их нецелевого использования подлежат возврату в областной бюджет Тверской области в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня установления факта нецелевого использования средств.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных доказательств следует, что ответчик не выполнил требования закона и договора от 19.11.2009 года № 325 о целевом характере расходования предоставленных бюджетных средств, в связи с чем несет обязанность по их возврату.

Доводы ответчика о том, что причиной прекращения предпринимательской деятельности явилось ухудшение состояния здоровья, не подтверждено документами о наличии у ответчика заболевания, препятствующего трудоустройству и ведению предпринимательской деятельности.

Нерентабельность деятельности, для которой ответчику была предоставлена бюджетная субсидия, как и наличие иных гражданско-правовых обязательств не являются основаниями для освобождения ответчика от обязанности по возврату средств бюджета, израсходованных не в соответствии с целевым назначением.

Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» удовлетворить. Взыскать с Говоровой Т.А. в пользу ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова