Дело № 2-4113\2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года г.Тверь
Московский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В. при секретаре Никитиной Е.Ю., с участием представителя истца Потаповой О.А., ответчика Крылова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» к Крылову И.В. о возврате субсидии
УСТАНОВИЛ
ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» обратилось в суд с иском к Крылову И.В. о возврате субсидии, указав, что истец в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089, постановлениями Администрации Тверской области от 27.01.2009 года № 21-па и от 16.03.2009 года № 82-па осуществлял финансирование дополнительных мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в целях выполнения Программы по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году и на основании решения комиссии от 03.04.2009 года по рассмотрению вопросов, связанных с выделением средств гражданам, Центр занятости выделил денежные средства (субсидию) из федерального и областного бюджетов Крылову И.В. Размер субсидии в 2009 году первоначально составлял сумму годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Пособие по безработице начислили ответчику в размере среднего заработка по последнему месту работы. Центр занятости после заключения с ответчиком договора на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 03.04.2009 года № 20 (далее Договор) предоставил ему субсидию в размере 58484,75 руб. Ответчик предоставил в Центр занятости документы, подтверждающие свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. 19.05.2009 года им был представлен акт о выполнении договорных обязательств с приложением платежных документов на сумму 59786,56 руб. В соответствии с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 года № 436 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089» выплата безработному гражданину на организацию малого предпринимательства и самозанятости производилась в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице и составляла 58800 руб., исходя из размера максимального размера пособия по безработице на 2009 год в сумме 4900 руб. 26.11.2009 года Центр занятости заключил с ответчиком дополнительное соглашение к Договору и, пересчитав размер субсидии, доплатил 315,25 руб. Ответчик прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность с 22.03.2010 года, не выполнив условие договора от 03.04.2009 года № 20 об осуществлении предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев, допустив нецелевое расходование бюджетных средств. В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.
В судебном заседании представитель истца Потапова О.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Крылов И.В. в судебном заседании иск не признал, полагая, что подписание истцом акта выполненных работ 19.05.2009 года подтверждает факт целевого расходования полученной субсидии. Что касается продолжительности осуществления предпринимательской деятельности, то договор от 03.04.2009 года не содержит условия о ее непрерывном характере. Между тем, 09.12.2010 года он вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и продолжает предпринимательскую деятельность.
Выслушав доводы представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089 "Одополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" было предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В п. 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных данным постановлением, указано, что субсидии предоставлялись на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Размер субсидии определялся суммой годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Впоследствии с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 20.05.2009г. N436, размер субсидии для развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан был определен в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (4900 руб.).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089 постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 г. N 21-па была утверждена Программа Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходовании финансовых средств на их реализацию в 2009 году" определен Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию. Данным Порядком было установлено, что право на получение субсидий на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство о государственной регистрации соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 4.2).
В силу п. 4.3 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 года N 82-па, обязательными условиями для получения субсидии являлись: признание гражданина в установленном порядке безработным до его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; достижение гражданином 18-летнего возраста; представление гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности; представление гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
На основании п. 4.8 этого же Порядка безработный гражданин считался занятым и снимался с учета в центре занятости с даты внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Судом установлено, что Крылов И.В. был признан безработным приказом ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 20.03.2009 года № 079ДТ/0901 с 18.03.2009 года. Приказом от 20.03.2009 года № ему было назначено пособие по безработице, исходя из величины среднего заработка по последнему месту работы на период с 12.03.2009 года по 11.03.2010 года.
На основании заявления ответчика, представленного им бизнес-плана решением комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери», от 03.04.2009 года № 5 было принято решение о выделении ему субсидии на организацию содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости.
03.04.2009 года между истцом и ответчиком был заключен договор № 20 на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. По условиям данного договора Центр занятости обязался предоставить Крылову И.В. субсидию в сумме годового размера пособия по безработице в размере 58484,75 руб. (п.2.1.1), а ответчик обязался использовать полученную субсидию только на цели предпринимательской деятельности автомобильного грузового специализированного транспорта и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев (п.2.2.1).
06.04.2009 года ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанные обстоятельства подтверждены копиями вышеперечисленных документов: приказов ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 20.03.2009 года № и от 20.03.2009 года №, протокола заседания комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 03.04.2009 года № 5, договора от 03.04.2009 года № 20, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 06.04.2009 года.
На основании приказа директора ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 10.04.2009 года № 4-с о предоставлении субсидии Крылову И.В. была перечислена сумма бюджетных средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области в размере 58484,75 руб., что подтверждается копиями платежных поручений от 08.05.2009 года № 4479 и от 22.05.2009 года № 15.
26.11.2009 года стороны договора от 03.04.2009 года № 20 подписали дополнительное соглашение к нему, предусматривающее увеличение размера предоставленной ответчику субсидии до 58800 руб. - суммы 12-кратной величины максимальной величины пособия по безработице. На основании приказа директора ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 26.11.2009 года № 372-С в Крылов И.В. дополнительно получил субсидию в сумме 299,48 руб., о чем свидетельствует копия платежного поручения от 28.12.2009 года № 18833.
Таким образом, общая сумма предоставленной ответчику бюджетной субсидии составила 58800 руб.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22.03.2010 года, не выполнив условие заключенного с истцом договора об осуществлении предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев.
При этом ранее полученная им сумма субсидии в размере 58800 руб. была израсходована не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и условий договора от 03.04.2009 года № 38. Данный вывод следует из объяснения ответчика в судебном заседании о том, что полученные из бюджета денежные средства были израсходованы на ремонт принадлежащего ему легкового автомобиля, а также документов, представленных ответчиком при составлении акта о выполнении договорных обязательств от 19.05.2009 года и в настоящем судебном заседании, где сведения о приобретении ответчиком автомобиля а/м1 для ведения предпринимательской деятельности, связанной с оказанием грузоперевозок, как это предусмотрено его бизнес-планом, отсутствуют. Иных доказательств, подтверждающих взаимосвязь затрат ответчика на сумму полученной субсидии с предпринимательской деятельностью, для осуществления которой ему были предоставлены бюджетные средства, не представлено.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
При нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N1089).
Пунктом 8.3 Порядка организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па было определено, что выделенные финансовые средства в случае их нецелевого использования подлежат возврату в областной бюджет Тверской области в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня установления факта нецелевого использования средств.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных доказательств следует, что ответчик не выполнил требования закона и договора от 03.04.2009 года № 20 о целевом характере расходования предоставленных ему бюджетных средств, в связи с чем несет обязанность по их возврату.
Довод ответчика о том, что 09.12.2010 года он вновь был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не влияет на его обязанность по возврату субсидии, так как договором от 03.04.2009 года № 20 был установлен конкретный срок, в течение которого он обязан вести предпринимательскую деятельность и до его истечения прекращение деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств, не допускается.
Что касается подписания истцом акта выполнения договорных обязательств по договору от 03.04.2009 года № 20, то с учетом совокупности всех представленных суду доказательств, он не может быть признан в качестве доказательства надлежащего выполнения ответчиком договорных обязательств.
На основании ст. 103 ГПК РФ, предусматривающей, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика взыскиваются расходы по уплате госпошлины в сумме 1964 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» удовлетворить.
Взыскать с Крылова И.В. в пользу ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.
Взыскать с Крылова И.В. госпошлину 1964 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова