приостановление работы деревообрабатывающего цеха до устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-4014/2010

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего – федерального судьи Ипатова В.Е.,

при секретаре Коршуновой О.С.,

с участием помощника прокурора Калининского района гор.Твери Солуяновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Хамидову А.И. о приостановлении работы деревообрабатывающего цеха до устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калининского района Тверско й области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Хамидову А.И. о приостановлении работы деревообрабатывающего цеха до устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование заявленного требования указал, что проверкой проведенной прокуратурой Калининского района установлены нарушения законодательства о противопожарной безопасности в деревообрабатывающем цехе индивидуального предпринимателя Хамидова А.И., расположенного по адресу: ….

В данном помещении размещено оборудование ИП Хамидова А.И., предназначенное для использования в целях организации цеха по деревообработке.

… августа 2010 года в ОГПН по Калининскому району поступило сообщение о сжигании отходов лесопильного производства на лесопильных предприятиях, расположенных в д.Даниловское Калининского района.

Согласно Акту проверки от. ..08.2010 при эксплуатации деревообрабатывающего производства в д.Даниловское Калининского района выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности.

По выявленным нарушениям индивидуальный предприниматель Хамидов А.И. … августа 2010 года привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ (постановление №… по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности).

...09.2010 прокуратурой Калининского района совместно с ОГПН по Калининскому району произведен осмотр зданий и помещений деревообрабатывающего цеха, принадлежащего ИП Хамидову А.И..

В соответствии с Актом осмотра помещений комплекса от. ..09.2010 г. установлено, что на всей территории цеха допускается хранение сгораемых отходов производства (горбыль, опилки); допускается сжигание отходов лесопильного производства; загорожен подъезд к противопожарному водоему, расположенному на территории лесопильного цеха; не установлены указатели к пожарному водоему, у водоема отсутствует площадка с твердым покрытием для установки пожарной техники; отсутствуют распорядительные документы по пожарной безопасности; отсутствует обучение по противопожарному минимуму у ответственных лиц; здание комплекса не укомплектовано первичными средствами пожаротушения; отсутствуют специально оборудованные места для курения, допускается проживание людей на территории производственного цеха; соединения электропроводки в помещениях выполнено пожароопасным способом.

Приведенные выше нарушения требований пожарной безопасности нарушают права жителей Калининского района, других граждан на охрану жизни и здоровья, так как отсутствует гарантия того, что хозяйственная деятельность данного объекта не повлечет причинения вреда здоровью людей и не создаст опасность причинения вреда.

В результате эксплуатации деревообрабатывающего цеха может создаться реальная угроза возникновения пожара, что в последующем может привести к трагическим последствиям и повлечь гибель людей.

В настоящее время деревообрабатывающий цех продолжает функционировать, нарушения пожарной безопасности не устранены.

Нарушения законодательства о противопожарной безопасности, допускаемые ИП Хамидовым А.И., прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе).

Прокурор в соответствии с действующим процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, в целях обеспечения зашиты жизни и здоровья граждан, прокурор просит приостановить работу деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу:. .., принадлежащего индивидуальному предпринимателю Хамидову А.И., до устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, т.е.: очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок); укомплектованию помещений первичными средствами пожаротушения; обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с Правилами пожарной безопасности; разработки инструкции о мерах пожарной безопасности; обучению ответственных лиц противопожарному минимуму; прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа; обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения; обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники; обустройства указателей к пожарному водоему; обустройства специально оборудованных мест для курения.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Калининского района Тверской области Солуянова Е.А. поддержала в полном объеме заявленные исковые требования, по доводам и обстоятельствам, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Ответчик Хамидов А.И. в судебное заседание не явился, извещался судом заказанной корреспонденцией о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленных требований не представил.

Согласно представленной справке «об отслеживании регистрируемых почтовых отправлений», направленную корреспонденцию ответчик не получил и с отметкой «истек срок хранения» возвращено в суд. Таким образом, корреспонденцию суда ответчик не получил, поскольку не явился в почтовое отделение, поэтому она возвращена в адрес суда без вручения адресату за истечением срока хранения.

Таким образом, извещение ответчика произведено судом в соответствии с правилами ст.ст.113-116 ГПК РФ. Статьей 117 ГПК РФ предусмотрено, что при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Учитывая конкретные обстоятельства, суд расценивает неявку ответчика в почтовое отделение как отказ принять судебную корреспонденцию. Такое поведение ответчика дает суду право считать ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства и разрешить гражданское дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам, в порядке заочного производства.

Представитель истца против рассмотрения дела в заочном производстве не возражал.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 года 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности и т.п..

В соответствии со ст.20 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.1 раздела 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п.п.1 п.9 Раздела 4 данного нормативно-правового акта МЧС России в пределах своей компетенции: издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 настоящее Правила пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) руководители, организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Судом установлено, что на основании договора аренды объекта недвижимости от. ..04.2010. заключенным с СПК «Д», ИП Хамидов А.И. арендует нежилое помещение (навес шиферный), общей площадью … кв.м., расположенный по адресу: ….

Согласно акта осмотра от. ..09.2010 года в данном помещении размещено оборудование ИП Хамидова А.И., предназначенное для использования в целях организации цеха по деревообработке.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

… сентября 2010 года Прокуратурой Калининского района совместно с ОГПН по Калининскому району произведен осмотр зданий и помещений деревообрабатывающего цеха, принадлежащего ИП Хамидову А.И.

В соответствии с Актом осмотра помещений комплекса от. ..09.2010 установлено, что на всей территории цеха допускается хранение сгораемых отходов производства (горбыль, опилки) - п.32 ППБ 01-03; допускается сжигание отходов лесопильного производства - п.26 ППБ 01-03; загорожен подъезд к противопожарному водоему, расположенному на территории лесопильного цеха и не установлены указатели к пожарному водоему, у водоема отсутствует площадка с твердым покрытием для установки пожарной техники - п.90 ППБ 01-03; отсутствуют распорядительные документы по пожарной безопасности – п.15 ППБ 01-03; отсутствует обучение по противопожарному минимуму у ответственных лиц и здание комплекса не укомплектовано первичными средствами пожаротушения – п.108 ППБ 01-03; отсутствуют специально оборудованные места для курения, допускается проживание людей на территории производственного цеха – п.200 ППБ 01-03; соединения электропроводки в помещениях выполнено пожароопасным способом – п.57, 60 ППБ 01-03.

В соответствии с п.6, 7 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ № 313 18.06.2003 г. на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Пункт 108 ППБ 01-03 предусматривает, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.

Пункт 13 ППБ 01-03 предусматривает, что во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Использование для проживания производственных зданий, складов на территориях предприятий, а также размещение в складах производственных мастерских не допускается (п. 200 ППБ 01-03).

На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов (п. 32 ППБ-01-03).

В соответствии с п.26 Правил пожарной безопасности сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала.

Согласно п.57 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) проектирование, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно п.1 ст.99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или части здания, сооружения, строения. Запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда (п.23 ППБ 01-03).

Пункт 15 ППБ 01-03 предусматривает, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и но окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

На момент рассмотрения дела в суде ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что выявленные нарушения ИП Хамидов А.И. устранены. Кроме того, к ответчику была применена мера административного воздействия. Из исследованного в судебном заседании постановления №… от … августа 2010 года по делу об административном правонарушении, Хамидов А.И. был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушений, в виде штрафа в размере 3 500 рублей.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Требования прокурора о приостановлении деятельности деревообрабатывающего цеха основаны на ст.1065 ГК РФ, которая в целях предупреждения причинения вреда предусматривает возможность приостановления деятельности, создающей опасность причинения вреда либо запрещении такой деятельности в целом.

Так в соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. С

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

В данном конкретном случае приостановление работы деревообрабатывающего цеха не противоречит общественным интересам, так как нарушения правил противопожарной безопасности, допускаемые ИП Хамидовым А.И., создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе).

У жителей Калининского района, других граждан должна быть гарантия того, что хозяйственная деятельность данного объекта не повлечет причинения вреда здоровью людей и не создаст опасность причинения вреда в будущем. В результате эксплуатации деревообрабатывающего цеха может создаться реальная угроза возникновения пожара, что в свою очередь может привести к трагическим последствиям и повлечь гибель людей.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что деятельность деревообрабатывающего цеха, осуществляется ответчиком с существенными нарушениями пожарной безопасности. Данный факт является достаточным основанием для приостановления такой деятельности. При этом суд учитывает, что наличие или отсутствие вреда не является юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора, так как приостановление деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность её изменить, в результате чего вредоносность будет исключена.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иск прокурора является законным и обоснованным, а поэтому подлежит удовлетворению.

Таким образом, имеется необходимо приостановить работу деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: …, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Хамидову А.И., до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанных в акте осмотра от. .. сентября 2010 года.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Хамидова А.И. приостановить деятельность деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу: …, до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанных в акте осмотра от … сентября 2010 года, а именно:

- очистки территории деревообрабатывающего цеха от сгораемых отходов производства (горбыля, опилок);

- укомплектования помещений первичными средствами пожаротушения;

- обустройства электророзеток и соединений электропроводки в соответствии с Правилами пожарной безопасности;

- разработки инструкции о мерах пожарной безопасности;

- обучению ответственных лиц противопожарному минимуму;

- прохождению работниками цеха противопожарного инструктажа;

- обеспечению подъездных путей к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения;

- обустройства у противопожарного водоема площадки с твердым покрытием для установки пожарной техники;

- обустройства указателей к пожарному водоему;

- обустройства специально оборудованных мест для курения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 10 декабря 2010 года.