об обязании предоставить жилое помещение



Дело № – 129/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Ляпуновой Т.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах Аникиной И.С. к Администрации Тверской области, Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пролетарского района г.Твери в интересах Аникиной И.С. обратился в суд с иском к Администрации Тверской области, Департаменту социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма. В обоснование исковых требований истец указал, что Аникина И.С. осталась без попечения родителей, решением Пролетарского районного суда г.Твери ее одинокая мать Б.Т.В. лишена родительских прав в отношении дочери. Постановлением Главы Администрации Пролетарского района г.Твери от 1998 года опекуном Аникиной И.С. назначена М.Т.А., жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено. Аникина И.С. была зарегистрирована в жилом доме 30 в г.Твери. 30 сентября 1994 года в жилом доме произошел пожар, дом стал непригоден для проживания. В 1999 году М.Т.Л. обращалась в Администрацию Пролетарского района г.Твери за защитой жилищных прав опекаемой, включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Аникина И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на дополнительные социальные гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Аникина И.С. не по своей вине не смогла реализовать право на внеочередное предоставление жилого помещения. В августе 2010 года Аникина И.С. обратилась в Администрацию Пролетарского района г.Твери с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Приказом Администрации Пролетарского района г.Твери от августа 2010 года Аникиной И.С. отказано в принятии на такой учет. Органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является Департамент социальной защиты населения Тверской области. Аникина И.С. не обеспечена жилым помещением.

В судебном заседании представитель прокуратуры Пролетарского района г.Твери и истец Аникина И.С. поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснили, что Департаментом социальной защиты населения Тверской области истцу было отказано во включении в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку отсутствовали документы о постановке на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, в органе местного самоуправления. Приказом Администрации Пролетарского района г.Твери от декабря 2010 года Аникина И.С. включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Тверской области в судебном заседании оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика Администрации Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Территориального отдела социальной защиты населения г.Твери оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Аникина И.С. осталась без попечения родителей. Решением Пролетарского районного суда г.Твери ее одинокая мать лишена родительских прав в отношении дочери. Постановлением Главы Администрации Пролетарского района г.Твери от февраля 1998 года опекуном Аникиной И.С. назначена М.Т.А., жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено. Аникина И.С. была зарегистрирована в жилом доме 30 в г.Твери. 30 сентября 1994 года в жилом доме произошел пожар, дом стал непригоден для проживания. В июне 2004 года Аникина И.С. закончила обучение в вечерней средней общеобразовательной школе г.Твери.

Таким образом, Аникина И.С., достигшая возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Приказом Администрации Пролетарского района г.Твери от 20 декабря 2010 года Аникина И.С. включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения

В соответствии со ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обеспечение вне очереди жилым помещением.

Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения такими лицами указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-летнего возраста, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Аникина И.С. обратилась с требованием о предоставлении жилого помещения и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после достижения 23-летнего возраста. Жилое помещение истцу не предоставлено. Однако, исходя из анализа представленных документов, суд приходит к выводу о том, что государством в лице соответствующих органов была ненадлежащим образом исполнена обязанность по закреплению и сохранению за истцом жилого помещения, по реализации гарантированной истцу социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения. Истец не по своей вине не смогла своевременно реализовать свое гарантированное право и не может быть произвольно лишена права на внеочередное предоставление жилья. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы выполнения обязанности предоставить истцу жилое помещение.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. В жилищном кодексе РФ отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па, органом, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений по договору социального найма указанной категории лиц, является Департамент социальной защиты населения Тверской области, который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Аникина И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки (попечительства) должна быть обеспечена Департаментом социальной защиты населения Тверской области вне очереди жилым помещением на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

При наличии установленных судом обстоятельств исковые требования о предоставлении вне очереди жилого помещении на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент социальной защиты населения Тверской области предоставить Аникиной И.С. вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий