Дело № 2 – 284/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года г.Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Багаевой В.Н.
при секретаре Ляпуновой Т.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях),
у с т а н о в и л:
Ершов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях). В обоснование исковых требований истец указал, что с 27 сентября 1999 года проходит службу в единой уголовно-исполнительной системе РФ - в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области, решением жилищно-бытовой комиссии от 06 июля 2004 года поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 01 августа 2006 года истец откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение ФГУ Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний (ФГУ НИИИиПТ ФСИН России), в котором в настоящее время проходит службу. Жилищные условия истца не улучшены. Письмом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области от 04 марта 2008 года истец извещён о снятии с учёта. Решение жилищно-бытовой комиссии о снятии с учёта истец считает незаконным, поскольку оно было принято через один год семь месяцев с момента откомандирования, которое послужило основанием принятия решения о снятии с учёта. Протокол заседания жилищно-бытовой комиссии истцу не выдан. При принятии решения о снятии с учёта жилищно-бытовая комиссия руководствовалась прежним утратившим силу Жилищным кодексом РСФСР – ст. 32 ч. 2 п. 4 ЖК РСФСР. Решение о снятии истца с учёта принято на основании ст. 6 ч. 2 Федерального Закона
от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ - утраты оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на
получение жилых помещений. К основаниям, которые давали истцу право на получение жилого помещения, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области относит наличие трудовых
отношений с данным учреждением. Из разъяснений директора Федеральной службы исполнения наказаний России от 26 августа 2008 года, правового управления Федеральной службы исполнения наказаний России от 06 мая 2010 года и от 26 июля 2010 года следует, что перевод на новое место службы позволяет сотрудникам не сниматься с учёта, а жилые помещения предоставляются им в порядке очерёдности, установленной в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы до 1 марта 2005 года. Истец не имеет жилого помещения, просит признать решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, восстановить его на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) с момента постановки на учёт - 06 июля 2004 года.
В судебном заседании истец Ершов С.В. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснил, что в марте 2008 года узнал о решении жилищно-бытовой комиссии, в феврале-марте 2010 года получил письменное сообщение о снятии его с учета. Истец с женой и сыном проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 34,7 кв.м, жилой площадью 20 кв.м, принадлежащей родственникам жены, остается нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Представители ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области Кондратьева В.В. и Николаев А.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что истец откомандирован в распоряжение ФГУ НИИиПТ Федеральной службы исполнения наказаний России для дальнейшего прохождения службы на основании своего рапорта, трудовые отношения с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области им были утрачены. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области и ФГУ НИИИиПТ Федеральной службы исполнения наказаний России входят в уголовно-исполнительную систему, но являются отдельными самостоятельными юридическими лицами, до 01 марта 2005 года имели право самостоятельно осуществлять учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области от 29 февраля 2008 года протокол № 35 истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 6 ч. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года, а именно: в случае утраты оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма - прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если гражданин состоит на учете по месту работы и никто из членов его семьи не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. До 2005 года при переходе сотрудников из одного структурного подразделения в другое осуществлялось снятие их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту службы, и производилась их постановка на очередь в другом структурном подразделении с момента написания рапорта, так как в каждом учреждении имеется своя очередь, а не единая в уголовно-исполнительной системе. Разъяснительные письма Федеральной службы исполнения наказаний России носят рекомендательный характер, нормативной силы не имеют, являются субъективным мнением. Представители ответчика полагают, что истец пропустил срок обращения в суд с требованием о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства и по месту работы (службы).
В судебном заседании установлено, что Ершов С.В. с 27 сентября 1999 года по 01 августа 2006 года проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области, 01 августа 2006 года откомандирован для дальнейшего прохождения службы в ФГУ Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний.
В связи с прохождением службы решением жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Тверской области от 06 июля 2004 года № 19 истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области от 29 февраля 2008 года № 35 истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 6 ч. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На основании ст.ст. 14, 52 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку по ранее действующему жилищному законодательству учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся и по месту работы (службы), то граждане, принятые на учет до 01марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма по месту работы (службы), сохраняют право состоять на данном учете. Однако прекращение трудовых отношений является основанием для снятия таких граждан с учета по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Принятие жилищно-бытовой комиссией решения более чем через год после прекращения трудовых отношений с истцом, несвоевременное извещение истца в письменной форме о решении жилищно-бытовой комиссии не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным. В оспариваемом решении жилищно-бытовой комиссии отсутствует ссылка на нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Доводы представителей ответчика о применении срока давности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на основании ст.ст. 254-256 ГПК РФ в трехмесячный срок оспариваются в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных органов. Решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области к таким решениям, действиям (бездействиям) не относится.
К рассматриваемым правоотношениям применяется общий срок исковой давности в три года. Решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений принято 29 февраля 2008 года. О данном решении истец узнал в марте 2008 года, письменное сообщение получил в феврале-марте 2010 года, обратился в суд с иском 14 декабря 2010 года.
При наличии установленных судом обстоятельств требования истца о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ершова С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий