О признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца



Дело № 2-166/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2011 года

Московский районный суд города Твери

В составе председательствующего судьи Верещагиной Е.Н.

При секретаре Кишкичевой О.А.

С участием истца Кудрявцева В.В.

Представителя УФМС России по Тверской области Журавлевой Л.Н.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

Гражданское дело по иску Кудрявцева В.С. к УФМС России по Тверской области о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца

У с т а н о в и л:

Кудрявцев В.С. обратился в суд с иском об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы РФ по Тверской области, в котором просит признать необоснованным решение УФМС РФ по Тверской области об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязав УФМС России по Тверской области продлить статус вынужденного переселенца.

В обоснование заявленных требований пояснил, что в 1999г. он приехал из город А в город Б, где ему был присвоен статус вынужденного переселенца с получением удостоверения вынужденного переселенца на 5 лет. Решением Управления по делам миграции УВД Тверской области срок действия статуса вынужденного переселенца по его ходатайству ежегодно продлевался вплоть до 2010 года. По окончании срока действия статуса он обратился в Управление по делам миграции УВД Тверской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, однако ему было в этом отказано. Основанием к отказу в продлении срока действия статуса по мнению УФМС является его жилищное обустройство. Данное решение считает незаконным, поскольку до настоящего времени он не обустроен жильем, проживает в частном доме, который снимает на основании договора безвозмездного пользования. Просит обязать Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.

Представитель ответчика УФМС России по Тверской области Журавлева Л.Н. возражала против заявленных требований, пояснив, что решением УФМС России по Тверской области от 25 ноября 2010 года Кудрявцеву В.С. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Согласно п. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 года статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на 5 лет. Однако, при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. По прибытии в Тверскую область Кудрявцев с 27.07.1999 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в трехкомнатной квартире, полученной ФИО1- матерью Кудрявцева В.С. Поскольку Кудрявцев В.С. вселен в жилое помещение и является зарегистрированным по месту жительства в квартире без ограничения права пользования жилым помещением, оснований для продления им срока действия статуса вынужденного переселенца не имеется. Договор поднайма жилого помещения, оформленный в установленном порядке он не представил, а представил договор безвозмездного пользования жилым помещением от 19 марта 2010г., заключенный с ФИО2 по адресу фактического места проживания по адресу: <адрес>. Считает решение об отказе Кудрявцеву В.С. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца обоснованным и законным, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав истца, представителя ответчика УФМС РФ по Тверской области, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Кудрявцева В.С. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В соответствии с п.4 ст.5 Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г.) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно ст. 6 вышеуказанного закона, вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

В соответствии со ст.7 ФЗ «О вынужденных переселенцах», Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в т.ч. оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов, предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. б ст. 40 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 г. № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев:

проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи;

получивших денежную компенсацию за утраченное жилье; получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья; использовавших иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.

Основанием для принятия решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, по мнению представителя УФМС по Тверской области, является жилищное обустройство истца, а именно, вселение и проживание в жилом помещении, без ограничения права пользования им.

Однако, суд считает, что доводы представителя Управления по делам миграции о том, что истец является обустроенным жильем необоснованны.

Так, судом установлено, что Кудрявцев В.С. постоянно с 1999г. проживает по договору с ФИО2 в доме по адресу: <адрес>, принадлежащим последней на праве собственности, по адресу: <адрес> Кудрявцев В.С. имеет только регистрацию.

При этом, регистрация Кудрявцева В.С. на вышеуказанной жилой площади носит лишь уведомительный характер и была необходима для получения статуса вынужденного переселенца. По месту своей регистрации Кудрявцев В.С. не проживает, и следовательно действие Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев – пункт б ст.40, на него не может быть распространено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания для признания Кудрявцева В.С. жилищно обустроенным. Отказ в продлении статуса лишает истца прав, установленных ст. ст. 6-7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", в частности, получения жилой площади из специализированного фонда.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что решение от 25 ноября 2010 года (протокол №43) УФМС по Тверской области об отказе Кудрявцеву В.С. в продлении статуса вынужденного переселенца является незаконным, а его право на государственную поддержку в обеспечении постоянным жильем подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Кудрявцева В.С. удовлетворить.

Решение УФМС России по Тверской области от 25 ноября 2010 года об отказе в продлении Кудрявцеву В.С. срока действия статуса вынужденного переселенца признать незаконным.

Обязать УФМС России по Тверской области продлить Кудрявцеву В.С. срок действия статуса вынужденного переселенца.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: