о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность



Дело № 2-673/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В. при секретаре Захаровой Я.А. с участием истца Свекровкина С.В., ответчика Львова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свекровкина С.В. к Комитету по управлению имуществом Тверской области о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность,

Установил:

Свекровкин С.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области, указав, что распоряжением Комитета от 26.12.2008 года ему предоставлен в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200174:00 площадью 796,4 кв.м по адресу: Тверь, д. 9. На основании указанного распоряжения с ним заключен договор аренды земельного участка от 26.12.2008 года. Распоряжением от 03.12.2009 года срок действия договора аренды был продлен до 26.10.2010 года и заключено дополнительное соглашение от 03.12.2009 года. На момент подачи иска срок действия договора истек. На данном земельном участке находится объект незавершенного строительства – жилой дом, право собственности на который принадлежит истцу и зарегистрировано в ЕГРП. 30.11.2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. В удовлетворении данного заявления ему было отказано, поскольку объект незавершенного строительства не является зданием, строением, сооружением, в связи с чем истец не обладает правом на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ. Истец посчитал данный отказ незаконным и, ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», просил обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка.

В судебном заседании Свекровкин С.В. исковые требования уточнил, просил обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области принять решение о предоставлении истцу указанного выше земельного участка в собственность и направить проект договора купли-продажи земельного участка. Истец поддержал заявленные требования в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель Комитета по управлению имуществом Тверской области исковые требования Свекровкина С.В. не признал на основании доводов, изложенных в письменном отзыве, в котором указано следующее. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение права собственности на земельный участок связано с наличием на участке не всех видов объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а только зданий, строений, сооружений. Федеральное законодательство различает как самостоятельные виды объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества: здания, строения и сооружения; а также объекты незавершенного строительства. Истец, являясь собственником последнего, не обладает правом на приобретение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ. Такая позиция Комитета подтверждается сложившейся арбитражной практикой. Ссылка истца на нормы Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» необоснованна, так как действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с приобретением прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Спорный земельный участок не относится к собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования. По мнению Комитета в удовлетворении иска следует отказать в связи с недоказанностью обоснованности заявленных требований.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает обязанность собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 26.12.2008 года между Свекровкиным С.В. и ответчиком 26.12.2008 года был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0200174:00, площадью 796,4 кв.м по адресу: Тверь, д. 9 для завершения строительства индивидуального жилого дома сроком до 26.11.2009 года.

На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 03.12.2009 года и дополнительного соглашения от 03.12.2009 года срок действия договора аренды от 26.12.2008 года был продлен до 26.10.2010 года.

На данном земельном участке находится принадлежащий истцу на праве собственности объект незавершенного строительства – двухэтажный жилой дом площадью застройки 145,9 кв.м, степень готовности которого по состоянию на 25.02.2009 года составляла 34%. Данные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2010 года, техническим паспортом жилого дома (объекта незавершенного строительства), составленным Тверским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 25.02.2009 года, копии которых имеются в материалах дела; выпиской из ЕГРП от 22.02.2011 года, представленными истцом фотографиями строящегося дома.

30.11.2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления гражданина о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов уполномоченный исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, и в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В удовлетворении поданного заявления истцу было отказано, поскольку объект незавершенного строительства не является зданием, строением, сооружением, ввиду чего Свекровкин С.В. не обладает правом на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Данный отказ является незаконным, так как расположенный на спорном земельном участке объект незавершенного строительства, принадлежащий истцу, не является самовольной постройкой, относится к недвижимому имуществу.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что понятие объекта незавершенного строительства не тождественно понятиям «здание, строение, сооружение» и исключает возможность приобретения расположенного под таким объектом земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

В отличие от иных нормативных правовых актов, на которые ссылается ответчик, в частности Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", имеющих предмет регулирования иной, чем Земельный кодекс РФ, именно последний из указанных нормативных правовых актов в п.п. 5 п. 1 ст. 1 устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с данным принципом Земельный кодекс РФ не делает исключения для объектов незавершенного строительства, которым может являться как здание, так и строение или сооружение. При этом незавершенность их строительства не влияет на конструктивные особенности объекта недвижимости и его функциональное назначение, а отражает лишь процесс его создания.

С утверждением Комитета о том, что нормы Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не могут применяться в рассматриваемом случае, так как спорный земельный участок не относится к собственности РФ, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, также нельзя согласиться.

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Пункты 2, 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривают, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В развитие данных норм законодательства ст. 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 года N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" полномочиями на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, наделена Администрации Тверской области.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Таким образом, отсутствие законодательного акта, разграничивающего государственную собственность на земельные участки в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, не является препятствием для распоряжения ими и не может ограничивать граждан в праве на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности.

До настоящего времени истец, как собственник недвижимости, не воспользовался правом на приватизацию спорного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. Данных о наличии предусмотренных ст. 28 Земельного кодекса РФ обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорного земельного участка в собственность граждан, ответчик суду не сообщил.

С учетом вышеизложенного, оснований для отказа Свекровкину С.В. в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свекровкина С.В. удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200174:00,площадью 796,4 кв.м., находящего по адресу: Тверь, д. 9 в собственность Свекровкину С.В. и направить Свекровкину С.В. проект договора купли-продажи данного земельного участка, в течение 1 месяца с момента в вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий