о предоставлении земельного участка в собственность



Дело № 2-636/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.В. при секретаре Захаровой Я.А. с участием представителя истца Каюкова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорошевой Л.П. к Комитету по управлению имуществом Тверской области о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность,

Установил:

Хорошева Л.П. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области, указав, что распоряжением Комитета от 02.02.2009 года № 1764 ей предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: <адрес>. 24.12.2009 года с ней заключен договор аренды данного земельного участка, на котором находится принадлежащий истице на праве собственности объект незавершенного строительства – жилой дом. 25.11.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. В удовлетворении заявления ей было отказано на том основании, что выкуп земельного участка под незавершенным строительством объектом не допускается, истица не обладает правом на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ. Хорошева Л.А. посчитала данный отказ незаконным и, ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», просила признать за ней право на приобретение в собственность указанного в иске земельного участка и обязать ответчика предоставить ей в собственность данный земельный участок.

В судебном заседании представитель истицы Каюков Д.А., наделенный необходимыми полномочиями, исковые требования поддержал по изложенным в нем доводам, а также уточнил их формулировку, просил возложить на Комитет по управлению имуществом Тверской области обязанность принять решение о предоставлении истице указанного выше земельного участка в собственность.

Представитель Комитета по управлению имуществом Тверской области, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений не представил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает обязанность собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 02.09.2009 года № 1764 между Хорошевой Л.П. и ответчиком 24.12.2008 года был заключен договор № 389-з/09 аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м по адресу: <адрес> для завершения строительства жилого дома сроком до 24.12.2014 года.

На данном земельном участке находится принадлежащий истице на праве собственности объект незавершенного строительства – жилой дом, общей площадью ... кв.м, степень готовности которого по состоянию на 20.07.2005 года составляла 82%. Данные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права 69-АБ № от 18.08.2008 года, техническим паспортом строения, составленным Тверским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 20.07.2005 года, копии которых имеются в материалах дела.

25.11.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления гражданина о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов уполномоченный исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, и в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В удовлетворении поданного заявления Хорошевой Л.П. было отказано, поскольку объект незавершенного строительства не является зданием, строением, сооружением, ввиду чего она не обладает правом на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Данный отказ является незаконным, так как расположенный на спорном земельном участке объект незавершенного строительства, принадлежащий истице, не является самовольной постройкой, относится к недвижимому имуществу.

Земельный кодекс РФ в п.п. 5 п. 1 ст. 1 устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с данным принципом Земельный кодекс РФ не делает исключения для объектов незавершенного строительства, которым может являться как здание, так и строение или сооружение. При этом незавершенность их строительства не влияет на конструктивные особенности объекта недвижимости и его функциональное назначение, а отражает лишь процесс его создания.

В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Пункты 2, 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривают, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В развитие данных норм законодательства ст. 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 года N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" полномочиями на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, наделена Администрации Тверской области.

Постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 г. N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" комитет по управлению имуществом Тверской области уполномочен на осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Таким образом, отсутствие законодательного акта, разграничивающего государственную собственность на земельные участки в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, не является препятствием для распоряжения ими и не может ограничивать граждан в праве на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности.

До настоящего времени истица, как собственник недвижимости, не воспользовалась правом на приватизацию спорного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. Данных о наличии предусмотренных ст. 28 Земельного кодекса РФ обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорного земельного участка в собственность граждан, ответчик суду не сообщил. С учетом вышеизложенного, оснований для отказа Хорошевой Л.П. в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Хорошевой Л.П. право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <адрес>

Обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <адрес> в собственность Хорошевой Л.П.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова