о включении имущества в наследственную массу и признании права



Дело №2-1083/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 г.

Московский федеральный районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Ипатова В.Е.,

при секретаре Коршуновой О.С.,

с участием истца Макарова А.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова А.Л. к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Истец – Макаров А.Л. обратился в суд с иском о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – ФИО1, которой на праве собственности принадлежала двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которую мать приобрела на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 22 января 1999 года. Данный договор был зарегистрирован в Тверской городской регистрационной палате 11.02.1999 года. После смерти матери он в установленный законом шестимесячный срок обратился по вопросу принятия наследства в нотариальную контору. Однако, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав Учреждения юстиции по <адрес> отсутствует регистрация права на объект недвижимости, то данное обстоятельство является препятствием в оформлении свидетельства о праве на наследство по закону в нотариальной конторе. Не оспаривая действий нотариуса, истец просит включить в наследственную массу имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> признать за ним право собственности на указанную выше квартиру.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, дав по ним объяснения так как они изложены в исковом заявление, дополнив их тем, что он является единственным наследником по закону первой очереди.

В судебное заседание ответчик - Департамент управления имуществом и земельными ресурсами не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по иску не представил.

В связи с неявкой ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан приобрела квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Указанный договор 11 февраля 1999 года был зарегистрирован в Тверской городской регистрационной палате. Данные обстоятельства, подтверждаются договором передачи квартиры в собственность граждан, копия которого имеется в материалах дела.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, копия которого имеется в материалах дела.

В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Судом установлено, что истец по делу является сыном умершей. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении, копия которого имеется в материалах наследственного дела.

В силу ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Согласно, справки нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.Л. принял наследство после смерти ФИО1 путем подачи заявления в нотариальную контору, в связи с чем заведено наследственное дело за 2010 г.

Из обозреваемого судом наследственного дела за 2010 г. следует, что после смерти наследодателя ФИО1 её сын истец по делу, обратился в установленный законом срок в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из постановления нотариуса об отказе в совершении нотариального действия от 22 марта 2011 года следует, что в выдаче истцу свидетельства о праве на наследство на наследственное имущество отказано, в связи с тем, что совершение такого нотариального действия противоречит закону, поскольку, согласно сообщениям об отказе в предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, сведения о существующих правах на указанный объект недвижимости в ЕГРП отсутствуют.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Из имеющегося в материалах дела уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.12.2010 года, следует, что в ЕГРП отсутствует запись на объект недвижимого имущества (квартира), расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно, справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 30.12.2010 г., подготовленной по данным архива Тверской городской регистрационной палаты, на вышеуказанный объект недвижимого имущества (квартира), расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за ФИО1.

В соответствии со ст.131 ГК РФ. Вместе с тем, субъектам РФ предписывалось создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество поэтапно с завершением до 01.01.2000 года. Так Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было создано на основании Постановления Губернатора Тверской области от 03.12.1998 года №820, а приступило к фактическому ведению единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним еще позднее, с 01.01.2000 года. До момента фактического создания Учреждения юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и начала ведения реестра регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляла сначала Тверское городское бюро технической инвентаризации, а затем Тверская городская регистрационная палата (ТГРП), на основании п.3 Постановления Администрации Тверской области №454 от 08.07.1998 года «О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области» и Постановлений Главы администрации г.Твери №1206 от 31.10.1995 года и №2716 от 09.12.1998 года.

В судебном заседании установлено, что Макарова Л.А. зарегистрировал заключенный с ее участием договор передачи квартиры в собственность граждан в Тверской городской регистрационной палате 11.02.1999 г.

Таким образом, судом установлено, что ТГРП, обязанная на момент регистрации наследодателем договора купли-продажи, вести ЕГРП и выдавать сведения о зарегистрированных правах, указанные действия не совершила. Однако суд полагает, что ненадлежащее выполнение ранее действовавшим регистрирующим органом положений ч.1 ст.33 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не должно влечь неблагоприятных последствий для граждан, добросовестно и своевременно выполнивших требования о государственной регистрации совершенных ими сделок, предъявляемые к ним в соответствии с законодательством и практикой, существовавшими на момент их оформления.

Так как ФИО1 были выполнены все действия, направленные на регистрацию права собственности на приобретенную по договору передачи квартиры в собственность граждан квартиру, суд считает, что наследодатель такое право приобрел и, следовательно, указанное недвижимое имущество может переходить по наследству, в связи с чем, подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1.

Поскольку, как установлено судом, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, подлежит включению двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>, а истец по делу является наследником данного имущества в силу закона, своевременно принявшим наследство, то исковые требования о признание за истцом право собственности на спорную квартиру также подлежат удовлетворению, так как в соответствии со ст.45 Конституции РФ, являющейся нормой прямого действия, государство гарантирует защиту прав и свобод гражданина. При этом каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и путем предъявления в суд данного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Макарова А.Л. удовлетворить.

Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде двухкомнатной <адрес>.

Признать за Макаровым А.Л. право собственности на двухкомнатную <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый номер 69:40:0200104:5:4/36).

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд гор.Твери в течение 10 дней.

Судья: В.Е. Ипатов